Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:02, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы с ответами

Файлы: 1 файл

Управленческие решения.doc

— 236.00 Кб (Скачать)
  1. Функции решения в методологии  и организации  процесса управления

    Разработка  управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

    Принятие  эффективных решений — одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.

    Важность  процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.

    Поэтому вслед за возникновением и развитием  теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.

    Современная наука об управлении, а вместе с  ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.

    Встречаются два определения теории принятия решений:

    ■Расширенное;

    ■Узкое.

В расширенном  определении принятие решений отождествляется  со всем процессом управления В узком  определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов Многие не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления , связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

   решение - это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило.

   Каждая  управленческая функция связана  с несколькими общими, жизненно важными  решениями, требующими претворения  в жизнь. Некоторые из них перечислены  в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

            Планирование

  1. Какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса?
  2. Какими должны быть наши цели?
  3. Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и 
    могут отразиться в будущем на организации?
  4. Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения 
    поставленной цели?

          Организация деятельности

  1. Каким образом следует структурировать работу организации? 
    Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ?
  1. Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало 
    гармонично и не было противоречивым?
  1. Принятие каких решений на каждом уровне следует доверять людям, в 
    частности руководителям?
  2. Следует  ли  нам  изменять  структуру  организации  из-за  изменений  во 
    внешней среде? 

              Мотивация

  1. В чем нуждаются мои подчиненные?
  2. В  какой  мере  эти потребности удовлетворяются в ходе  деятельности, 
    направленной на достижение целей организации?
  3. Если   удовлетворение  работой      и   производительностью   моих  рабочих 
    возросли, то почему это произошло?
  4. Что можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой 
    и производительностью подчиненных? 

              Контроль

  1. Как нам следует измерять результаты работы?
  2. Как часто следует давать оценку результатов?
  3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей?
  4. Если мы недостаточно продвинулись к поставленным целям, то почему это 
     случилось и какие коррективы следовало бы внести? 
 

   Управленческое  решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.

    Цель  управленческого  решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

    Основными критериями отличающими управленческие решения являются:

    1.Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

    2.Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга , выбирает направление действий не только для себя , но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

    3.Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет , то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений , а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.

    4.Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Поэтому человек, чья работа связана с принятием  управленческих решений, должен научится правильно подходить к этим задачам, с одной стороны, не теряя из виду уникальность возникающих проблем, а с другой - не изобретая велосипед для их решения. Собственно, для этого, теория менеджмента и выделяет процесс принятия управленческого решения как структурированный процесс с конкретным содержанием и механизмом.

  1. Типология управленческих решений

    Акт принятия управленческих решений является всегда прерогативой руководителя, но может осуществляться на разной основе.

    Управленческое  решение:

    А)Единоличное:

  • Сугубо единоличное без совета с людьми. По принципу - "я так решил"
  • Единолично-консультативное, по формуле - "мы тут посовещались и я решил"

    Б)Коллективное:

  • На основе консенсуса всех заинтересованных лиц
  • На основе компромисса всех заинтересованных лиц
  • Путем голосования.

    Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента:

  1. Интуиция;
  2. Суждение;
  3. Рациональность.

    Познакомимся  с каждым из них в отдельности

    Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение  — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается  при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что, "в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау".

    Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

   Когда, к примеру, вы делаете выбор, что  изучать — программу обучения управлению или программу обучения бухгалтерскому учету, вы, скорее всего, принимаете решение на основе суждения, исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету.

   Суждение  как основа управленческого решения  полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому покорению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде, что является основным достоинством запрограммированных решений.

    Другая  слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

    Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать:

    ■Уравновешенные решения;

  • Импульсивные решения;
  • Инертные решения; 
    ■Рискованные решения;
  • Осторожные решения.

    Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

    Импульсивные  решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".

    Инертные  решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Информация о работе Управленческие решения