Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:15, методичка

Краткое описание

Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической жизни нашей страны и, в частности, в экономической деятельности, все чаще можно охарактеризовать одним словом - сложные. При разработке решений в сложных ситуациях руководители всех рангов сталкиваются с рядом методологических и технологических проблем.

Причины подобных затруднений достаточно просты. Прежде всего, это «нетрадиционность», слабая изученность новых задач – ведь ранее многих из сегодняшних задач просто не было. Не меньшее влияние на сложность разработки решений в современных условиях оказывают многоаспектность последствий принимаемых решений, неполнота данных о самих возможных последствиях, необходимость уметь эти последствия хотя бы представлять.

Файлы: 1 файл

Пономарёв, Горчаков, Гольм.doc

— 1.85 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Федеральное агентство по образованию 

        Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

Кафедра «Государственное и  муниципальное управление»
 
 
 
 
 
 
 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ  РЕШЕНИЯ 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по  выполнению контрольной работы

для студентов специальности  080507.65 (061100)

«Менеджмент организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2006

 

      Одобрены на заседании кафедры  «Государственное и муниципальное управление», протокол № 3 от 28.11.2005г. 

     Утверждены  Методическим Советом ИДТС, протокол №3 от 28.11.2005г. 
 
 
 
 
 

     Управленческие  решения. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2005. – 19 с. 
 
 
 
 

Составители: канд. филос. наук, доц. А.Я. Пономарев,

                канд. физико-матем. наук, с.н.с. В.А. Горчаков,

                канд. географических наук Д.О. Гольм

Рецензент: канд. экон. наук, проф. Е.Е. Шарафанова 
 
 
 
 
 

© Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и  
экономики

2006.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

1.1. Место дисциплины  в учебном процессе

     Реальные  ситуации, которые складываются в  современной общественно-политической жизни нашей страны и, в частности, в экономической деятельности, все чаще можно охарактеризовать одним словом - сложные. При разработке решений в сложных ситуациях руководители всех рангов сталкиваются с рядом методологических и технологических проблем.

     Причины подобных затруднений достаточно просты. Прежде всего, это «нетрадиционность», слабая изученность новых задач – ведь ранее многих из сегодняшних задач просто не было. Не меньшее влияние на сложность разработки решений в современных условиях оказывают многоаспектность последствий принимаемых решений, неполнота данных о самих возможных последствиях, необходимость уметь эти последствия хотя бы представлять.

     Далее можно отметить неясность обстановки, в которой принимаются решения (политической, экономической и социальной расстановки сил), высокую динамичность всех процессов и существенно возросшую роль личности в процессе разработки и исполнения решений. В подобных условиях интеллектуальные возможности человека могут войти в противоречие с объемом информации, которую необходимо осмыслить и переработать в ходе управления предприятием или фирмой. Возрастает опасность срыва процесса управления.

     Многогранность  сферы деятельности руководителя требует организации четкого управления подчиненными. Основой управления является решение руководителя. Решения принимаются руководителем для организации выполнения самых разнообразных задач. Безусловно, главным в деятельности руководителя является организация практического выполнения принимаемых решений. Но для того, чтобы в практической деятельности избежать грубых ошибок, руководитель должен уметь принимать обоснованные решения. Выработать у менеджеров способность принимать такие решения – одна из основных задач обучения и воспитания в высшем учебном заведении.

     В простых ситуациях для разработки наилучшего решения вполне достаточно опыта и интуиции. В психологии для характеристики интеллектуальных возможностей человека используют так называемое «магическое число». Подготовленный человек способен одновременно оперировать не более чем 5-9 порциями информации (например, анализировать не более девяти гипотез о возможных действиях конкурента). Реальные ситуации требуют подчас одновременного учета десятков и даже сотен порций информации. Действенным средством преодоления указанного противоречия является овладение менеджерами методологией системного анализа и разработки «наилучших решений» на основе математических методов.

     Основными задачами курса являются обучение студентов: умению разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор по критериям социально-экономической эффективности; способность к проектной деятельности в профессиональной сфере, знанию принципов системного анализа, умению строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; способности к проектной деятельности в профессиональной сфере.

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

     Контрольная работа состоит из двух частей:

  • развернутый ответ по предлагаемому вопросу;
  • решение задачи управления с использованием аппарата количественных или качественных методов.

     Задание 1

    1. Раскройте понятия управления и решения; природу  процесса принятия управленческих решений.
    2. Задача.

     Крупная партия товара может содержать дефектные  изделия. Поставщик полагает, что их доля составляет 3%, покупатель – 20%. Достигнута следующая договоренность: поставка состоится, если при проверке 10 случайно отобранных изделий будет обнаружено не более одного дефектного.

     Определите, кому более выгодна данная процедура  проверки – продавцу или покупателю. Для этого:

  • сформулируйте нулевую и альтернативную гипотезы;
  • определите критическую область и область принятия нулевой гипотезы;
  • сформулируйте, в чем состоят ошибки первого и второго рода и найдите их вероятность.

     Задание 2

    1. Опишите типологию управленческих решений. Сформулируйте проблему оптимизации решения.
    2. Задача.

     Некоторая фирма владеет тремя магазинами, расположенными недалеко друг от друга. Руководство фирмы решило выяснить, посещают ли покупатели все три магазина одинаково охотно либо имеется некоторое различие (которое может быть связано с более или менее выгодным расположением магазинов, разной квалификацией персонала и т.д.).

     Для проверки была собрана информация о  количестве покупателей, сделавших покупки в течение недели. Оказалось, что в первом магазине это составляет 160 человек, во втором – 225, а в третьем – 215.

     Используя критерий согласия, проверьте, можно ли разницу в посещаемости магазинов в течение недели объяснить случайными колебаниями.

     Задание 3

  1. Дайте понятие проблемной ситуации. Определите взаимосвязь проблемной ситуации и решения. Опишите типы проблемных ситуаций.
  2. Задача.

     Восемь  потребителей подали центру свои заявки на некий ресурс. Они таковы: 12, 3, 6, 1, 5, 7, 10, 2. Центр обладает ресурсом R = 40.

     Требуется распределить этот ресурс в соответствии с механизмом открытого управления.

     Задание 4

  1. Определите понятие рационального решения проблемы. Перечислите требования, которым должно удовлетворять управленческое решение и раскройте их сущность.
  2. Задача.

     Объемы  продаж товара в течение недели описываются временным рядом:

     понедельник – 10; вторник – 6; среда – 5; четверг  – 11; пятница – 9; суббота – 8; воскресенье – 7. Используя метод простого скользящего среднего, дайте прогноз продаж на четверг, пятницу, субботу, воскресенье и понедельник. При составлении прогноза использовать три предыдущих момента времени; объем сегодняшних продаж берется с весом 60, вчерашних – с весом 30, а позавчерашних – с весом 10.

     Задание 5

  1. Опишите роль и место методов экспертных оценок в процессе разработки и принятия управленческого решения.
  2. Задача.

     Проводится  исследование спроса на некоторый вид  товара. Пробные продажи показали следующую зависимость дневного спроса от цены: Цена у.е. 10 12 14 16 18

     Спрос, ед. товара  91 76 68 59 53

     Требуется:

    а) определить коэффициент корреляции между ценой X и спросом Y, построить прямую регрессии Y на X;

    б) исходя из данных пункта а) определить спрос  при цене 15 у.е.

     Задание 6

  1. Дайте понятие  количественных и качественных методов прогнозирования и определите их роль и место в процессе принятия управленческого решения.
  2. Задача.

     Восьми  экспертам было предложено сообщить оценку объема финансирования из промежутка [0, 80]. Эксперты сообщили следующие оценки:

     45, 10, 35, 80, 65, 35, 60, 55. Определите итоговое  решение при помощи механизма открытого управления.

     Задание 7

  1. Раскройте роль моделирования в процессе принятии управленческого решения.
  2. Задача.

     Небольшая фирма производит два вида продукции: столы и стулья. Для изготовления одного стула требуется 3 единицы  древесины, а для изготовления одного стола – 7 единиц. На изготовление одного стула уходит 2 часа рабочего времени, а на изготовление стола – 8 часов. Каждый стул приносит 1 у.е. прибыли, а каждый стол – 3 у.е. Сколько стульев и сколько столов должна изготовить эта фирма, если она располагает 420 единицами древесины и 400 часами рабочего времени и хочет получить максимальную прибыль?

     Задание 8

  1. Опишите возможности  и ограничения различных типов  моделей в процессе анализа последствий управленческого решения.
  2. Задача.

     Выпускник средней школы, проживающий в крупном областном центре, собирается продолжить учебу. Он хочет оценить возможности получения диплома по экономической и технической специальностям в одном из двух университетов – в университете родного города и в столичном университете, понимая, что вероятность успеха зависит от выбора, как университета, так и будущей специальности.

  1. Если он останавливает выбор на столичном университете и экономике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,60.
  2. Если он останавливает выбор на столичном университете и технике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,70.
  3. Если он останавливает выбор на университете своего города и экономике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,90.
  4. Если он останавливает выбор на университете своего города и технике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,95.
  5. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших столичный университет по экономической специальности равен 35 тыс. у.е.
  6. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших столичный университет по технической специальности равен 30 тыс. у.е.
  7. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших городской университет по экономической специальности равен 24 тыс. у.е.
  8. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших городской университет по технической специальности равен 25 тыс. у.е.
  9. Если по каким-либо причинам выпускник не поступает ни в один из этих университетов (или не сможет его успешно окончить), то его средний доход в течение этих пяти лет будет равен 18 тыс. у.е.

Информация о работе Управленческие решения