Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуумов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов.
Если организация хорошо управляется, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, то страдают все люди.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА И ГРУПП...................5
1.1 Лидерство и лидерские качества менеджера...........................................5
1.2 Стиль и методы руководства....................................................................10
1.3 Современные теории лидерства..............................................................15
1.4 Понятие групп и динамика их формирования........................................18
1.5 Классификация групп...............................................................................25
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «ЭТАЛОН»................27
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»........................27
2.2 Организация управления.........................................................................31
2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления в ОАО «Этанол»....................................................................................................................36
3 ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА ГРУППУ........................................................40
3.1 Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства.............................................................................................................…..40
3.2 Функции, выполняемые руководителем и неформальным лидером......................................................................................................................44
3.3 Рекомендации по работе с неформальным лидером в организации...............................................................................................................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Исходя из целевого назначения, различают первичные группы, социальные группы и целевые группы. Первичная группа, это самая близкая человеку фундаментальная или корневая группа. Обычно это семья. Первичной группой может быть узкий круг топ - менеджеров организации или совладельцев компании. Именно первичная группа оказывает самое существенное влияние на настроения, убеждения и ценности человека.

Социальная  группа - спонтанно возникающая группа с целью приятного общения, проведения досуга, развлечения ее членов. Члены социальной группы привержены общему «хобби», они разделяют общие интересы. Как правило, социальная группа - это неформальная группа. 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ  МЕНЕДЖМЕНТА  В ОАО «ЭТАЛОН»

 

2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»

 

ОАО «Этанол» является одним из лидеров по объему производства и реализации вино - водочных изделий в Орловской области. История появления Ливенского спирт завода, ныне открытого акционерного общества "Этанол", уходит своими корнями в XIX век.

Первую послевоенную продукцию завод выпустил в 1949году. Уже в первый год после восстановления на предприятии производилось 1000 декалитров спирта в сутки.

К началу 90-х  годов завод ежегодно вырабатывал  около миллиона декалитров спирта, более 2,5 тысяч тонн хлебопекарных  дрожжей, около 1 тысячи тонн двуокиси углерода, более 1 тысячи тонн сброженного яблочного сока. 19 ноября 1992года произошла реорганизация государственного спирт завода в акционерное общество открытого типа "Этанол". В этот же период была присоединена сеть торговых точек. Создание сети фирменной торговли подтолкнуло предприятие к освоению нового вида производства - ликероводочного, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 187%.

Для увеличения ассортимента продукции: вин, винных напитков и ликероводочных изделий, в 2000г. в ОАО «Этанол» появилось новое структурное подразделение - сельскохозяйственный комплекс, был присоединен совхоз «Моногаровский».

Виды деятельности.

1. Основными  видами деятельности Общества  являются производство, хранение, поставка  и реализация:

- спирта этилового  ректификованного;

- спирта этилового,  в том числе денатурата; 

- масла сивушного;

- углекислоты;

- дрожжей хлебопекарных;

- сока яблочного  натурального;

- вин плодово-ягодных;

- напитков винных;

- водки и  ликероводочных изделий;

- виноматериалов плодово-ягодных сброженно-спиртованных;

- спиртосодержащей  непищевой продукции, а также  другие виды производственной  деятельности, при осуществлении  которых в качестве сырья или  вспомогательного материала используется  этиловый спирт.

2. Не основными видами деятельности Общества являются:

- торгово-закупочная  деятельность (оптовая и розничная  торговля), в том числе на комиссионных  началах;

- общественное  питание;

- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной  продукции;

- коммерческая и посредническая деятельность;

- внешнеэкономическая  деятельность;

- производство  строительных, ремонтных и реставрационных  работ;

- осуществление  грузопассажирских перевозок;

- бытовые услуги.

Сеть фирменных  торговых предприятий состоит из 8торговых точек, включая ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад.

Сельскохозяйственный  комплекс имеет площадь сельхозугодий -1824га, в том числе наличие пашня  составляет -1049 га. Среднегодовая мощность производства:

- спиртового: 908,9 тыс. дал.

- дрожжи хлебопекарные: 3,04 тыс. тонн

- углекислота  жидкая: 1140 тонн

- напитки винные, вино плодовое

ликероводочные  изделия: 242 тыс. дал.

- водка: 245,2 тыс.  дал.

Основные виды продукции.

ОАО «Этанол» производит выпуск спирта в ассортименте:

- Спирт высшей  очистки;

- Спирт «Экстра»;

- Спирт «Люкс». Ликероводочной продукции:

- Винные напитки  - 4 наименования;

- Вина - 5 наименований;

- Настойки - 3 наименования;

- Водки - 21 наименование;

- Дрожжей - 1 наименование.

Ликероводочная продукция выпускается в бутылках емкостью 0,25л., 0,5л. Сувенирная продукция выпускается в оригинальной упаковке емкостью от 0,45л. до 4,8л. Дрожжи в расфасовке по 100г и 1000г. Помимо основных видов продукции общество является производителем и прочей продукции, в состав которой входит молоко, мясо КРС и свинины, зерно, яблоки нескольких сортов, 41 наименование кондитерских изделий (торты, пирожные), 17 наименований продукции цеха полуфабрикатов (пельмени, зразы, голубцы, манты, салаты в ассортименте).

Основными видами хозяйственной деятельности предприятия  являются производство, хранение и  реализация спирта этилового ректификованного (пищевого), вино-водочных изделий, хлебопекарных  и спиртованных дрожжей (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

Виды основной продукции

Доля выручки в общей сумме полученных доходов за отчетный квартал 2010 г. ( в %)

Спирт

26,4

Вино - водочные изделия

39,5

Дрожжи хлебопекарные

16,4

Итого

82,3


 

Таблица 1- Основные виды производственной продукции      

Из таблицы 1 видно, что большая доля выручки приходится на производство вино - водочной продукции. 

2.2 Организация  управления

 

Для анализа используемых в ОАО «Этанол» форм и типов  власти и оценки их эффективности  необходимо провести оценку деловых  и личностных качеств управленческого  персонала. Генеральный директор – мужчина в возрасте 61 год, образование высшее, типовая роль - организатор, по результатам оценки высокая эффективность руководства, наравне с властью по должности имеет личную власть, форма власти - власть примера, является руководителем компромиссного стиля, слабые места в управлении:

- низкая способность  к нововведениям;

- не выражает благодарность  подчинённым за хорошо выполненную  работу;

- не знает, как эффективно использовать возможности подчинённых;

- не знает устремлений  и интересов подчинённых;

- мало занимается самообразованием;

- не достаточно гибок в своём поведении, в отношениях с подчинёнными;

- чувствует себя орудием  в руках других людей;

- считает, что подчинённые  не должны обсуждать распоряжений  руководителя;

- боится ставить молодёжь на руководящие посты, отдавая предпочтение стажу практической работы перед профессиональными способностями.

Таким образом, реализуется  такая форма власти как власть примера. Власть примера - власть, построенная  не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному "должностному" влиянию традиции, харизматическое влияние целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных.

Стиль и методы управления в ОАО «Этанол» зависят от многих факторов: компетентность исполнителей, полное понимание поставленной задачи, личной мотивации. Персонал обладает достаточной квалификацией, чтобы понимать и выполнять текущие поставленные задачи. При выполнении этого условия квалификации может возникнуть две проблемы:

- неадекватность поставленной  задачи (задача невыполнима, трудновыполнима);

- неадекватность поведения  исполнителей (отсутствие энтузиазма, недостаточное понимание, саботаж).

Первая проблема возникает, если руководитель ставит невыполнимую (трудновыполнимую) задачу. Тому может быть несколько причин:

- руководитель ставит заранее невыполнимую или трудновыполнимую задачу в установленные сроки, - такой вариант мы не будем рассматривать, т. к. это выходит за рамки данной работы и относится больше к интригам, а не профессиональной деятельности;

- руководитель не владеет  (владеет не в полном объёме) реальной ситуацией в данной  отрасли деятельности предприятия,  не осознаёт реальной загруженности  исполнителя, его возможностей (возможностей подчинённого ему подразделения).

Вторая причина, по сути, и есть проявление проблемы принятия максимально эффективного управленческого решения и предполагаемый выход из неё - участие в обсуждении принимаемых управленческих решений наиболее квалифицированных специалистов и руководителей.

Но даже при адекватной постановке задачи руководитель ОАО  «Этанол» может столкнуться с  незаинтересованностью, отсутствием  энтузиазма у исполнителей. Персонал надо заинтересовать или заставить  выполнить задачу максимально качественно за назначенный срок. Здесь нельзя предложить какой-либо панацеи. Психология всех людей индивидуальна и мотивация для эффективной работы должна быть различна. Для кого-то решающую роль играет получаемое вознаграждение, для кого-то более важен его статус и признание коллегами. Кто-то безоговорочно подчиняется влиянию лидера, а кто-то получает удовлетворение от работы, когда ощущает, что участвует в общем деле. Возможны и другие варианты, а так же их сочетания. При этом во всех случаях имеет место влияние руководителей на поведение подчинённых или «власть» руководителя над подчинённым. Подчеркнем, что власть рассматривается нами в широком смысле и не ограничивается формальными взаимоотношениями, определяемыми полномочиями руководителя и должностными инструкциями подчиненных.

Однако нередко возникают  новые, уникальные проблемы, решение  которых не умещается в стандартные  рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды в  умелом управлении. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.

Заместитель генерального директора - мужчина в возрасте 40 лет, образование высшее, типовая роль - организатор, по результатам оценки высокая эффективность руководства, форма власти - власть примера, является руководителем авторитарного стиля, слабые места в управлении:

- не достаточно гибок, в своём поведении, в отношениях с подчинёнными;

- не выражает благодарность  подчинённым за хорошо выполненную  работу;

- низкая способность  к нововведениям;

- не знает, как эффективно использовать возможности подчинённых;

- не знает устремлений  и интересов подчинённых;

- считает, что подчинённые  не должны обсуждать распоряжений  руководителя;

Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения.

Для этого, во-первых, необходимо составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени.

Однако когда руководитель ОАО «Этанол» тратит слишком много  сил на отслеживание и обратную связь, то создается довольно опасная ситуация, позволяющая при растущем использовании компьютеров просто устранить эту функцию из работы менеджера. При этом информация поступает так быстро и с такой точностью, что проявляется недоучет личностных факторов

Большую роль в принятии решений играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция - это умение держать, все, что связанно с проблемой, в голове в течение всего процесса.

Основой успешного проведения изменений становится идея об их осуществлении. Идея проведения изменений не может зародиться в головах рядовых сотрудников или представителей менеджмента, а затем пробить себе дорогу наверх. Однако наиболее легким, коротким, а потому и эффективным путем проведения организационных изменений становится тот путь, который инициируется представителями организации, обладающими полнотой власти для реализации идеи в жизнь, а также достаточным личностным авторитетом для формирования лагеря сторонников реформ и усиления движущих сил. Приняв задачу к исполнению, руководитель ОАО «Этанол» определяет пути её решения, состав непосредственных исполнителей, устанавливает сроки и осуществляет контроль над ходом выполнения поручения, докладывает о результатах работы на заседании соответствующего комитета.

Информация о работе Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства