Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования. За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуумов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов.
Если организация хорошо управляется, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, то страдают все люди.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА И ГРУПП...................5
1.1 Лидерство и лидерские качества менеджера...........................................5
1.2 Стиль и методы руководства....................................................................10
1.3 Современные теории лидерства..............................................................15
1.4 Понятие групп и динамика их формирования........................................18
1.5 Классификация групп...............................................................................25
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «ЭТАЛОН»................27
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»........................27
2.2 Организация управления.........................................................................31
2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления в ОАО «Этанол»....................................................................................................................36
3 ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА ГРУППУ........................................................40
3.1 Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства.............................................................................................................…..40
3.2 Функции, выполняемые руководителем и неформальным лидером......................................................................................................................44
3.3 Рекомендации по работе с неформальным лидером в организации...............................................................................................................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................
Исходя из целевого назначения, различают первичные группы, социальные группы и целевые группы. Первичная группа, это самая близкая человеку фундаментальная или корневая группа. Обычно это семья. Первичной группой может быть узкий круг топ - менеджеров организации или совладельцев компании. Именно первичная группа оказывает самое существенное влияние на настроения, убеждения и ценности человека.
Социальная
группа - спонтанно возникающая группа
с целью приятного общения, проведения
досуга, развлечения ее членов. Члены социальной группы привержены
общему «хобби», они разделяют общие интересы.
Как правило, социальная группа - это неформальная
группа.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «ЭТАЛОН»
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»
ОАО «Этанол» является одним из лидеров по объему производства и реализации вино - водочных изделий в Орловской области. История появления Ливенского спирт завода, ныне открытого акционерного общества "Этанол", уходит своими корнями в XIX век.
Первую послевоенную продукцию завод выпустил в 1949году. Уже в первый год после восстановления на предприятии производилось 1000 декалитров спирта в сутки.
К началу 90-х годов завод ежегодно вырабатывал около миллиона декалитров спирта, более 2,5 тысяч тонн хлебопекарных дрожжей, около 1 тысячи тонн двуокиси углерода, более 1 тысячи тонн сброженного яблочного сока. 19 ноября 1992года произошла реорганизация государственного спирт завода в акционерное общество открытого типа "Этанол". В этот же период была присоединена сеть торговых точек. Создание сети фирменной торговли подтолкнуло предприятие к освоению нового вида производства - ликероводочного, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 187%.
Для увеличения ассортимента продукции: вин, винных напитков и ликероводочных изделий, в 2000г. в ОАО «Этанол» появилось новое структурное подразделение - сельскохозяйственный комплекс, был присоединен совхоз «Моногаровский».
Виды деятельности.
1. Основными видами деятельности Общества являются производство, хранение, поставка и реализация:
- спирта этилового ректификованного;
- спирта этилового, в том числе денатурата;
- масла сивушного;
- углекислоты;
- дрожжей хлебопекарных;
- сока яблочного натурального;
- вин плодово-ягодных;
- напитков винных;
- водки и ликероводочных изделий;
- виноматериалов плодово-ягодных сброженно-спиртованных;
- спиртосодержащей
непищевой продукции, а также
другие виды производственной
деятельности, при осуществлении
которых в качестве сырья или
вспомогательного материала
2. Не основными видами деятельности Общества являются:
- торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля), в том числе на комиссионных началах;
- общественное питание;
- производство,
переработка и реализация
- коммерческая и посредническая деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность;
- производство строительных, ремонтных и реставрационных работ;
- осуществление грузопассажирских перевозок;
- бытовые услуги.
Сеть фирменных торговых предприятий состоит из 8торговых точек, включая ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад.
Сельскохозяйственный комплекс имеет площадь сельхозугодий -1824га, в том числе наличие пашня составляет -1049 га. Среднегодовая мощность производства:
- спиртового: 908,9 тыс. дал.
- дрожжи хлебопекарные: 3,04 тыс. тонн
- углекислота жидкая: 1140 тонн
- напитки винные, вино плодовое
ликероводочные изделия: 242 тыс. дал.
- водка: 245,2 тыс. дал.
Основные виды продукции.
ОАО «Этанол» производит выпуск спирта в ассортименте:
- Спирт высшей очистки;
- Спирт «Экстра»;
- Спирт «Люкс». Ликероводочной продукции:
- Винные напитки - 4 наименования;
- Вина - 5 наименований;
- Настойки - 3 наименования;
- Водки - 21 наименование;
- Дрожжей - 1 наименование.
Ликероводочная продукция выпускается в бутылках емкостью 0,25л., 0,5л. Сувенирная продукция выпускается в оригинальной упаковке емкостью от 0,45л. до 4,8л. Дрожжи в расфасовке по 100г и 1000г. Помимо основных видов продукции общество является производителем и прочей продукции, в состав которой входит молоко, мясо КРС и свинины, зерно, яблоки нескольких сортов, 41 наименование кондитерских изделий (торты, пирожные), 17 наименований продукции цеха полуфабрикатов (пельмени, зразы, голубцы, манты, салаты в ассортименте).
Основными видами хозяйственной деятельности предприятия являются производство, хранение и реализация спирта этилового ректификованного (пищевого), вино-водочных изделий, хлебопекарных и спиртованных дрожжей (таблица 1).
Виды основной продукции |
Доля выручки в общей сумме полученных доходов за отчетный квартал 2010 г. ( в %) |
Спирт |
26,4 |
Вино - водочные изделия |
39,5 |
Дрожжи хлебопекарные |
16,4 |
Итого |
82,3 |
Таблица 1- Основные виды производственной продукции
Из таблицы 1
видно, что большая доля выручки приходится на производство
вино - водочной продукции.
2.2 Организация управления
Для анализа используемых в ОАО «Этанол» форм и типов власти и оценки их эффективности необходимо провести оценку деловых и личностных качеств управленческого персонала. Генеральный директор – мужчина в возрасте 61 год, образование высшее, типовая роль - организатор, по результатам оценки высокая эффективность руководства, наравне с властью по должности имеет личную власть, форма власти - власть примера, является руководителем компромиссного стиля, слабые места в управлении:
- низкая способность к нововведениям;
- не выражает благодарность
подчинённым за хорошо
- не знает, как эффективно использовать возможности подчинённых;
- не знает устремлений и интересов подчинённых;
- мало занимается
- не достаточно гибок в своём поведении, в отношениях с подчинёнными;
- чувствует себя орудием в руках других людей;
- считает, что подчинённые
не должны обсуждать
- боится ставить молодёжь на руководящие посты, отдавая предпочтение стажу практической работы перед профессиональными способностями.
Таким образом, реализуется такая форма власти как власть примера. Власть примера - власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному "должностному" влиянию традиции, харизматическое влияние целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных.
Стиль и методы управления в ОАО «Этанол» зависят от многих факторов: компетентность исполнителей, полное понимание поставленной задачи, личной мотивации. Персонал обладает достаточной квалификацией, чтобы понимать и выполнять текущие поставленные задачи. При выполнении этого условия квалификации может возникнуть две проблемы:
- неадекватность поставленной
задачи (задача невыполнима,
- неадекватность поведения
исполнителей (отсутствие энтузиазма,
недостаточное понимание,
Первая проблема возникает, если руководитель ставит невыполнимую (трудновыполнимую) задачу. Тому может быть несколько причин:
- руководитель ставит заранее невыполнимую или трудновыполнимую задачу в установленные сроки, - такой вариант мы не будем рассматривать, т. к. это выходит за рамки данной работы и относится больше к интригам, а не профессиональной деятельности;
- руководитель не владеет
(владеет не в полном объёме)
реальной ситуацией в данной
отрасли деятельности
Вторая причина, по сути, и есть проявление проблемы принятия максимально эффективного управленческого решения и предполагаемый выход из неё - участие в обсуждении принимаемых управленческих решений наиболее квалифицированных специалистов и руководителей.
Но даже при адекватной постановке задачи руководитель ОАО «Этанол» может столкнуться с незаинтересованностью, отсутствием энтузиазма у исполнителей. Персонал надо заинтересовать или заставить выполнить задачу максимально качественно за назначенный срок. Здесь нельзя предложить какой-либо панацеи. Психология всех людей индивидуальна и мотивация для эффективной работы должна быть различна. Для кого-то решающую роль играет получаемое вознаграждение, для кого-то более важен его статус и признание коллегами. Кто-то безоговорочно подчиняется влиянию лидера, а кто-то получает удовлетворение от работы, когда ощущает, что участвует в общем деле. Возможны и другие варианты, а так же их сочетания. При этом во всех случаях имеет место влияние руководителей на поведение подчинённых или «власть» руководителя над подчинённым. Подчеркнем, что власть рассматривается нами в широком смысле и не ограничивается формальными взаимоотношениями, определяемыми полномочиями руководителя и должностными инструкциями подчиненных.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды в умелом управлении. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Заместитель генерального директора - мужчина в возрасте 40 лет, образование высшее, типовая роль - организатор, по результатам оценки высокая эффективность руководства, форма власти - власть примера, является руководителем авторитарного стиля, слабые места в управлении:
- не достаточно гибок, в своём поведении, в отношениях с подчинёнными;
- не выражает благодарность
подчинённым за хорошо
- низкая способность к нововведениям;
- не знает, как эффективно использовать возможности подчинённых;
- не знает устремлений и интересов подчинённых;
- считает, что подчинённые
не должны обсуждать
Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения.
Для этого, во-первых, необходимо составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени.
Однако когда руководитель ОАО «Этанол» тратит слишком много сил на отслеживание и обратную связь, то создается довольно опасная ситуация, позволяющая при растущем использовании компьютеров просто устранить эту функцию из работы менеджера. При этом информация поступает так быстро и с такой точностью, что проявляется недоучет личностных факторов
Большую роль в принятии решений играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция - это умение держать, все, что связанно с проблемой, в голове в течение всего процесса.
Основой успешного проведения изменений становится идея об их осуществлении. Идея проведения изменений не может зародиться в головах рядовых сотрудников или представителей менеджмента, а затем пробить себе дорогу наверх. Однако наиболее легким, коротким, а потому и эффективным путем проведения организационных изменений становится тот путь, который инициируется представителями организации, обладающими полнотой власти для реализации идеи в жизнь, а также достаточным личностным авторитетом для формирования лагеря сторонников реформ и усиления движущих сил. Приняв задачу к исполнению, руководитель ОАО «Этанол» определяет пути её решения, состав непосредственных исполнителей, устанавливает сроки и осуществляет контроль над ходом выполнения поручения, докладывает о результатах работы на заседании соответствующего комитета.
Информация о работе Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства