Сравнительный анализ христианства и ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Проблема отношений христианства с миром ислама имеет давнюю, полную противоречий историю. В наши дни проблема взаимопонимания
между христианами и мусульманами стала сугубо практической и перешла как бы в новое качество.

Оглавление

1. Введение_________________________________________________2
2. Христианство и ислам в истории и культуре_________________3
2.1 Эволюция христианской традиции _______________________3
2.2 Становление исламской религиозной традиции _____________4
3. Анализ религиозных догматов христианства и ислама _______6
3.1 Библия и Коран как памятники древности и культурно-художественные феномен _______________________________6
3.2 Основные догматы христианства _________________________7
3.3 Основные догматы ислама ______________________________9
4. Заключение ______________________________________________13
5. Список использованной литературы________________________14

Файлы: 1 файл

Контр. по Культурологии.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По « Культурологи»

На тему « Сравнительный  анализ христианства и ислама»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

Факультета: Финансы и  кредит

Афонина С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯЗФЭИ 2008 г.

 

Содержание:

 

  1. Введение_________________________________________________2
  2. Христианство и ислам в истории и культуре_________________3
    1. Эволюция христианской традиции   _______________________3
    2. Становление исламской религиозной традиции _____________4
  3. Анализ религиозных догматов христианства и ислама _______6
    1. Библия и Коран как памятники древности и  культурно-художественные феномен _______________________________6
    2. Основные догматы христианства _________________________7
    3. Основные догматы ислама ______________________________9
  4. Заключение ______________________________________________13
  5. Список использованной литературы________________________14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1-

Введение

    Актуальность темы исследования. Мир неоднократно бросал вызовы вере в Бога, переходя от самооправдания и самоутверждения к прямому наступлению: марксизм, ницшеанство, психоанализ, экзистенциализм, структурализм, воинствующий атеизм. Но вера в Бога на протяжении многих столетий остается незыблемым оплотом и высочайшей ценностью для миллионов верующих. Сегодня большинство ученых признают, что религия как явление культуры является наиболее устойчивым и до сих пор мало изученным феноменом. Жизнь для всех, справедливость для всех, свобода для всех, братство для всех - таковы общечеловеческие ценности, которые, являясь одновременно ценностями религиозными, делают возможным участие верующих в решении проблем современного общества. Однако, несмотря на ряд общих ценностей, догматы христианства и ислама содержат ряд принципиальных расхождений, которые оказывают большое влияние на картину мира их представителей и приверженцев.

   Проблема отношений христианства с миром ислама имеет давнюю, полную противоречий историю. В наши дни проблема взаимопонимания между христианами и мусульманами стала сугубо практической и перешла как бы в новое качество. В общетеоретическом аспекте она имеет несколько измерений: политическое, социальное, экономическое, культурологическое. И самое деликатное - религиозное. Однако важность и актуальность диалога с миром ислама на уровне вер и культур еще в полной мере не осознана ни в современной науке, ни в политическом процессе. Исследователи еще не дали исчерпывающих ответов на очень многие вопросы.

   Проблема отношений христианства с миром ислама имеет давнюю, полную противоречий историю. В наши дни проблема взаимопонимания

между христианами и мусульманами стала сугубо практической и перешла как бы в новое качество.

   В общетеоретическом аспекте она имеет несколько измерений: политическое, социальное, экономическое, культурологическое. И самое деликатное - религиозное. Однако важность и актуальность диалога с миром ислама на уровне вер и культур еще в полной мере не осознана ни в современной науке, ни в политическом процессе. Исследователи еще не дали исчерпывающих ответов на очень многие вопросы. Проблема отношений христианства с миром ислама имеет давнюю, полную противоречий историю. В наши дни проблема взаимопонимания между христианами и мусульманами стала сугубо практической и перешла как бы в новое качество. В общетеоретическом аспекте она имеет несколько измерений: политическое, социальное, экономическое, культурологическое. И самое деликатное - религиозное. Однако важность и актуальность диалога с миром ислама на уровне вер и культур еще в полной мере не осознана ни в современной науке, ни в политическом процессе. Исследователи еще не дали исчерпывающих ответов на очень многие вопросы.

 

-2-

Христианство и ислам  в истории и культуре

2.1.Эволюция христианской традиции

    Происхождение христианства неоднократно становилось предметом научных исследований, и взгляды ученых на этот процесс носили в целом довольно противоречивый характер.

Ученые отмечают, что сведения о возникновении христианства, о христианских общинах содержатся в различного рода христианских произведениях - евангелиях, посланиях, адресованных различным общинам и даже отдельным лицам, деяниях апостолов (посвященных как им всем, так и отдельным апостолам), апокалипсисах («откровениях», т. е. описаниях видений и пророчеств). Часть этих произведений была впоследствии отобрана оформившейся церковью в собрание священных книг - Новый завет, часть - объявлена запрещенными, «апокрифическими» (т. е. тайными). Но на раннем этапе развития христианства не было четкой разницы в отношении к произведениям, которые затем стали каноническими, и тем, которые получили название апокрифов. Для восстановления исторической картины раннего христианства необходимо использовать и те и другие.

Но написанию христианских сочинений предшествовала длительная устная традиция. Примерно около полувека христианство распространялось прежде всего, благодаря устным проповедям и рассказам. Даже когда появились первые записи поучений, устная проповедь играла весьма важную, если не основную, роль. Само слово «евангелие» («благая весть») не имело для христиан первоначально значения писаного произведения. Одним из первых христианских сочинений, предназначенных для чтения, было Откровение Иоанна. Евангелия, содержавшие биографические сведения о Христе, начали создаваться с конца I в. Вся социальная и религиозная ситуация в Палестине способствовала появлению в начале I в. н. э. религиозной группы в рамках господствующей иудейской религии. Одним из проповедников, сыгравших свою роль в становлении этой группы, был Иоанн, о котором сообщает Иосиф Флавий и который назван в новозаветных евангелиях Иоанном Крестителем. Ученые считают очень вероятным, что Иоанн был связан с кумранской общиной: он начал проповедь в Иудейской пустыне; согласно евангельскому преданию, он воспитывался и долгое время жил в пустыне (Лк. 1 :80 : «Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю»). Иоанн говорил о скором приходе мессии, который уничтожит все зло на земле: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь... Лопата его (мессии) в руке его, и он очистит гумно свое, и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3: 10, 12).

Иоанн Креститель явился своего рода посредником между кумранским учением, которое было доступно только избранным, и теми проповедями, которые были адресованы более широким массам и из которых выросло

-3-

затем христианство. Можно предположить, что Иоанн отказался от строгой

замкнутости кумранской общины и перешел к открытым проповедям, за что и поплатился жизнью. Он был  казнен правителем части Палестины, тетрархом Галилеи и Переи Иродом Антипой.

Одним из принявших крещение от Иоанна в водах Иордана был, согласно раннехристианской традиции, Иошуа (Иисус в греческом произношении) из Галилеи, который, однако, не примкнул к его ученикам [Религиозная секта мандеев, считающих себя продолжателями учения Иоанна Крестителя (последователи ее сохранились до наших дней в Южном Ираке), отвергает Иисуса на том основании, что он изменил своему учителю], а начал самостоятельную проповедь.

Сколько времени длилась проповедническая деятельность Иисуса, неясно. Согласно первым трем евангелиям Нового завета, год, согласно четвертому евангелию, - около трех лет. Когда Иисус решился прийти в Иерусалим, он был осужден там сначала религиозным судом синедриона, который выступал против всех мессианистских движений, а затем приговорен уже римским прокуратором Понтием Пилатом к позорной казни - распятию. Этой казни подвергались рабы, разбойники и вообще люди, поставленные вне закона. Обстоятельства суда над Иисусом в христианской литературе весьма запутаны. Образ Пилата в канонических евангелиях не соответствует реальному, историческому Пилату, который действительно был прокуратором и префектом Иудеи.

Вера в воскресение, как и вера в скорое второе пришествие Иисуса, которое должно ознаменоваться судом над всеми грешниками и вознаграждением праведников, стала основой для последующей христианской проповеди. Что сталось после распятия Иисуса с его последователями, сказать трудно. Характерно, что большинство имен его первых учеников, упомянутых в канонических евангелиях, затем исчезает из новозаветной литературы.

    Основой первоначального христианства была вера в искупительную жертву мессии Иисуса, который пострадал за грехи людей и воскрес, обещая тем самым спасение для всех уверовавших в него. Христианские проповедники и пророки начали свои поучения, не имея разработанной догматики. Эта догматика складывалась в процессе формирования церкви, в спорах и конфликтах между отдельными группами и направлениями.

 

2.2 Становление  исламской религиозной традиции

Ислам зародился в  Аравии в VII веке н. э. Происхождение  его яснее, чем происхождение  христианства и буддизма, ибо оно  почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь  много легендарного.

    По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям.

 

-4-

Коран — основная священная  книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений  и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются  тексты и более раннего времени  и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил  около 570-632 гг. и проповедовал новое  учение сначала в Мекке, где нашел  мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много  приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

Аравия была издавна  населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть  их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами  и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо- племенная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения  иноземцев, в частности иудейские  и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между  собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая

-5-

общественной потребности. В его  проповедях, собственно, не было почти 

ничего нового по сравнению  с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда —  строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

 

Анализ религиозных  догматов христианства и ислама

 

3.1 Библия и Коран как памятники древности и  культурно-художественные феномен.

Христианство

Основным источником по наиболее древнему периоду истории христианства является новозаветная часть Библии. В нее входят, если перечислять в порядке, канонизированном церковью, 4 Евангелия, Деяния апостольские, 21 послание апостолов и Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.

Большинство новозаветных произведений псевдонимны. Они написаны на греческом народном («койне») языке; гипотеза об арамейском или древнееврейском языке их оригиналов ничем не подтверждается.

Первым по времени произведением  Нового завета является Апокалипсис. Его  датировка 68—69 гг. основана на фактическом материале. «Звериное число» 666, которым зашифровано имя грядущего Антихриста, раскрывается исследователями как обозначение императора Нерона (37—68). Другим отправным пунком надо считать указание о семи царях и предсказание прихода восьмого, который уже раньше был в числе семи. Эта схема находится в полном соответствии с атмосферой политической жизни тогдашнего Рима, где были распространены слухи о том, что Нерон не погиб и что скоро он опять появится. Для автора Апокалипсиса ожидаемое новое появление Нерона отождествлялось с появлением Антихриста. Все эти данные указывают на время царствования Гальбы — с середины 68 до первой трети 69г. Появление остальных новозаветных изведений  датируют началом II в.

Если сопоставлять различные новозаветные произведения по степени их ценности в качестве исторических источников, то на первое место в этом ряду надо поставить Деяния. Они дают важный материал, касающийся распространения христианства среди народов средиземноморского бассейна во II в. В свете того, что рассказывают Деяния, раскрывается и содержание посланий апостолов как проповедников и распространителей христианства.

 

Ислам.

Ислам по сравнению с  христианством — «молодая» религия; если христианство — возникло в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился в раннее средневековье.

 

-6-

 

Археологических памятников, относящихся к данной эпохе, не существует, если не считать двух-трех скупых надписей III—V вв. и «черного камня» в Мекке, который сам по себе тоже мало что говорит.

Информация о работе Сравнительный анализ христианства и ислама