Сравнительный анализ христианства и ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Проблема отношений христианства с миром ислама имеет давнюю, полную противоречий историю. В наши дни проблема взаимопонимания
между христианами и мусульманами стала сугубо практической и перешла как бы в новое качество.

Оглавление

1. Введение_________________________________________________2
2. Христианство и ислам в истории и культуре_________________3
2.1 Эволюция христианской традиции _______________________3
2.2 Становление исламской религиозной традиции _____________4
3. Анализ религиозных догматов христианства и ислама _______6
3.1 Библия и Коран как памятники древности и культурно-художественные феномен _______________________________6
3.2 Основные догматы христианства _________________________7
3.3 Основные догматы ислама ______________________________9
4. Заключение ______________________________________________13
5. Список использованной литературы________________________14

Файлы: 1 файл

Контр. по Культурологии.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Основным источником для исследования и описания первоначального  ислама является Коран. При всех критических замечаниях, сделанных в адрес этого документа исламоведами и историками арабской литературы, его подлинность и его важное значение для историографии ислама остаются незыблемыми.

Основатель ислама Мухаммед изрекал  свои суждения и решения, произносил проповеди, выступал с речами и воззваниями назидательного и полемического порядка в связи с различными событиями общественной и религиозной борьбы, которую он вел.

Говоря о подлинности текста Корана, надо иметь в виду, что  его кодификаторы могли вносить  в него исправления, вытекавшие из менявшейся обстановки и из требований тех общественных слоев, которые в данный момент занимали господствующее положение.

При всем этом Коран следует  считать основным источником, по которому можно судить о первоначальном исламе.

 

3.2 Основные догматы христианства

 

Человек создан Богом  по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке.

   Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком и Богом, осуществляемую через закон (закон регулирует внешние отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего

Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом.

   Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Спасение требует от человека духовных усилий, и прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения — это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны.

Путь к спасению и  вечной жизни в единстве с Богом  для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным

-7-

воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви,

которая есть «тело Христово»: она объединяет верующих в одно мистическое тело с «обоженной», лишенной греха человеческой природой Христа.

    Богословы сравнивали единство Церкви с единством любящих супругов, сливающихся любовью в одну плоть, имеющих одни желания и волю, но сохраняющих себя как свободных личностей.

В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и не к внешним проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющего ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог — это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия: «...Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» ; «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе истине».

Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.

   Важнейшей составной частью христианства является эсхатология — учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом должно

утвердиться царство  праведников.

На протяжении двух тысячелетий  в христианстве возникали различные направления. Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма.

Обрядовыми особенностями  католической церкви по сравнению с 
православной являются: крещение обливанием (вместо православного 
погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним, 
причащение мирян одним хлебом (хлебом с вином причащаются только духовные 
лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью 
пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр. 
Источниками православного вероучения являются Священное писание и 
священное предание.

 

-8-

Церковь особое внимание уделяет внутреннему оформлению храма, 
проведению богослужения, где важное место отводится молитве.

Православные священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношение нательных крестов, исполнения таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство, освящение), соблюдение постов.

 В настоящее время  происходит модернизация православной догматики и литургии с учетом современных условий, что не затрагивает содержания христианского вероучения.

3.3 Основные догматы ислама

 

    Догматика ислама очень проста. Мусульманин  должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах. что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в  Коране как существо с чисто человеческими  моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

   Краеугольным камнем религиозной веры в исламе является широко употребляемая  известная фраза: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».

В этом выражении четко  выражено самостоятельное главное  положение ислама: существует один Бог (Аллах). Он безлик, не имеет конкретного  образа. Мусульмане никогда не изображают Бога и отрицают  иконы. Аллах  всемогущ, мудр, всемилостлив. Он творец всего сущего и верховный судья над миром и людьми. От Аллаха  зависит все. Люди должны безропотно подчиняться его воле: «На все воля Аллаха».

Мусульмане поклоняются  Аллаху падая ему ниц (это и  есть выражение покорности). Ислам  учит верующих смиренно, терпеливо, мужественно переносить все невзгоды земного существования, не завидовать богатым,

-9-

жалеть бедных. Мусульмане верят в душу и бессмертие, загробное  воздаяние, рай и ад, ангелов и  демонов, конец света и предшествующую эпоху бесчестия и неверия, час Страшного суда. Основные положения ислама изложены в Коране – священной книги мусульман. Коран делится на 114 глав, которые называются сурами, каждая сура состоит из аятов. Слово «аят» означает «знамение, чудо».

Другой религиозной  книгой мусульман является Сунна. Она возникла в IX веке. После смерти Мухаммеда остались устные предания о его жизни и деятельности – хадисы. Они и составили основное содержание Сунны.

   Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

 1.Исповедание веры.

Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз). Групповые моления  в мечетях. Мечеть- молитвенное здание мусульман. Внутри мечети в одной из стен делают михраб- нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом- всё равно что стоять перед лицом Бога.

   С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для пребывания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети.

Если  у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает Азан («молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения».

Перед чтением молитвы  муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи  одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха»

Святой день был пятница. Богословов и проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют  кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют интеллектуальную  элиту ислама называющую себя  улемами.

2.  Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).

 

-10-

3.  Милостыня. Основанием для милостыни  является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого…Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и садана.

4.  Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.

 Обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить,- это раз в жизни совершить Хаджж, или паломничество, в Мекку, где Муххамед впервые получил божественное откровение. Хаджж также напоминает о равенстве всех людей.

Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также идёт на пользу международным  отношениям. Хаджж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что  у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

   В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

   Кроме этого мусульмане соблюдают еще несколько обрядов: обрезание –суннат, свадебный обряд - никах  , похоронный обряд - джиназа.

У мусульман много  праздников: Ураза – праздник разговения. Курбан-Байрам – великий праздник жертвоприношения. Мавлюд – день рождения пророка Мухаммеда.

   Мирадж (Раджаб – байрам) – посвященный вознесению пророка Мухаммеда на небо, к Аллаху. Ашуру ( Шахсей-вахсей) – день всеобщей скорби.

 

 

-11-

Уже отмечалось, что отличительной  чертой ислама является то, что он оказал и оказывает большое влияние на все стороны жизни мусульманского общества. Подтверждением тому является Шариат – мусульманское законодательство, который был создан в VII-XVII веках.

   Шариат (от араб. Шарма – ясный путь, по которому надлежит следовать) – мусульманское законодательство, включающее нормы, которые регулируют семейно - брачные, гражданские, бытовые и др. взаимоотношения мусульман, а так же определяющие условия действия верховного суда.

Информация о работе Сравнительный анализ христианства и ислама