Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуумов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов.
Если организация хорошо управляется, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, то страдают все люди.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА И ГРУПП...................5
1.1 Лидерство и лидерские качества менеджера...........................................5
1.2 Стиль и методы руководства....................................................................10
1.3 Современные теории лидерства..............................................................15
1.4 Понятие групп и динамика их формирования........................................18
1.5 Классификация групп...............................................................................25
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «ЭТАЛОН»................27
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»........................27
2.2 Организация управления.........................................................................31
2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления в ОАО «Этанол»....................................................................................................................36
3 ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА ГРУППУ........................................................40
3.1 Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства.............................................................................................................…..40
3.2 Функции, выполняемые руководителем и неформальным лидером......................................................................................................................44
3.3 Рекомендации по работе с неформальным лидером в организации...............................................................................................................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Так же, как и  во многих других областях организационного поведения, изучение групп и использование  этого понятия сталкивается с  противоречиями и изменениями. Исследования, практика и обучение, относящиеся  к групповой динамике, в настоящий момент находятся в состоянии брожения. В мире бизнеса мы слушаем лидеров, которые произносят речи, чтобы вдохновить людей на работу в команде, поддержать наделение их полномочиями и создать организационную культуру, которая способствовала бы внедрению комплексного управления качеством. Каждое из этих начинаний зависит от хорошего понимания групп и эффективности проводимой с ними работы. Тем не менее, до сих пор коллективное поведение, которое является следствием призывов лидеров, часто свидетельствует о недостатке глубокого понимания групп и неспособности к компетентным действиям.

Термин «группа» можно трактовать по-разному, в зависимости  от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены:

1) имеют мотивацию  для присоединения к группе;

2) воспринимают  группу как единый союз взаимодействия;

3) в разной  степени участвуют в групповых  процессах (т. е. одни люди  отдают группе больше времени  и энергии, чем другие);

4) достигают  соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

Как не существует единого определения для понятия  «группа», так нет и общего согласия относительно того, что означает термин «групповая динамика» (group dynamics). С одной  нормативной точки зрения групповая динамика описывает, как должна быть организована группа и как ею управлять. Упор делается на демократическое лидерство, участие членов, всеобъемлющее сотрудничество. Представители другой точки зрения на групповую динамику считают, что она состоит из набора техник, или методик. Здесь под групповой динамикой понимают ролевой тренинг, «мозговой штурм», группы без лидера, групповую терапию, построение команд, трансактный анализ, «окно Джохаре». Третья точка зрения ближе всего к исходной концепции Левина. Групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы групп. Для данной концепции важны формирование групп, структура, происходящие в них процессы, функционирование и влияние на отдельных членов, а также на другие группы и организацию в целом. Следующие разделы посвящены изучению этого взгляда на групповую динамику.

Динамика формирования группы.

Почему индивиды объединяются в группы? Основная теория, объясняющая это стремление - теория близости (propinquity). Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что служащие, которые работают в одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся в группу, чем в том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга. Некоторые экспериментальные исследования подтверждают теорию близости. Однако ее недостаток состоит в отсутствии аналитичности и в том, что она даже не пытается объяснить некоторые сложные аспекты формирования групп.

Теория образования  групп, более полная, чем теория простой  близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и  чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим). Чем больше взаимодействий между людьми, тем больше будет у них совместных дел и разделяемых чувств. Чем больше чувств испытывают люди по отношению друг к другу, тем обширнее будут и их совместная деятельность и взаимодействия. Основным элементом здесь является взаимодействие (interaction). Люди в группе взаимодействуют не только из-за ощущения пространственной близости, но также и для достижения групповых целей, таких, как сотрудничество и разрешение проблем.

Существует  много других теорий, которые пытаются объяснить формирование групп. Большинство  из них объясняет данный процесс  лишь частично, однако в целом они дополняют друг друга. Одной из наиболее полных теорий образования групп является теория равновесия (balance theory). Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам. Индивид будет взаимодействовать и создаст отношения, группу с индивидом благодаря общим установкам и ценностям.

Когда эти отношения  установлены, их участники стремятся  поддержать баланс между взаимным тяготением и отталкиванием и общими ценностями. Если баланс нарушается, то предпринимаются попытки его восстановить. Если же баланс не может быть восстановлен, то взаимоотношения прекращаются. В теории равновесия важную роль играют как пространственная близость, так и взаимодействие.

Еще одним теоретическим  подходом к образованию групп, заслуживающим пристального внимания, является теория обмена. Чтобы возникло взаимодействие или стремление установить связь, в перспективе должен иметь место хотя бы минимальный положительный результат (вознаграждение должно превышать затраты). Вознаграждение в результате взаимодействия удовлетворяет потребности индивида, в то время как затраты вызывают у него тревогу, фрустрацию, смущение или утомление. В теории обмена важные роли отведены таким понятиям, как пространственная близость, взаимодействие и общие установки.

Кроме официально утвердившихся психологических  объяснений процесса образования групп  существуют также несколько общепринятых выделяемых этапов развития группы. Вкратце  их можно описать следующим образом.

1 Формирование. Эта начальная стадия отмечена неопределенностью и даже недоразумениями. Члены группы еще не уверены в целях, структуре, заданиях и лидерстве.

2 Бурление. Этот  этап развития, как показывает  его название, характеризуется конфликтами  и конфронтацией. (Как правило, в эмоционально напряженной атмосфере между членами группы могут возникать серьезные разногласия и конфликты относительно ролей и обязанностей.)

3 Становление

4 Становление  норм. На этом этапе члены группы, наконец, кооперируются и начинают сотрудничать. Они обладают чувством «мы», тесной сплоченности, товарищества и идентифицируют себя с группой.

5 Действие. Это  этап, на котором группа функционирует  в полную силу и посвящает  себя эффективному выполнению  задач, согласованных на предыдущем  этапе.

6 Распад. Это  конец существования группы, которого  постоянные группы никогда не  достигают.

Однако команды, созданные для выполнения конкретных проектов или заданий, как только их цели достигнуты, будут распущены  или будет изменен их состав. В  последнем случае группы снова пройдут вышеперечисленные стадии.

Практические  аспекты формирования групп. Кроме  концептуальных объяснений образованию  и развитию групп имеются и  весьма практические мотивы для присоединения  к группе или ее создания. Например, работники в организации могут сформировать группу по экономическим, социальным причинам или ради безопасности. Экономической причиной для создания группы может послужить работа над проектом, предполагающим групповое вознаграждение, например при оплате работы в зависимости от прибыли; по этой же причине может быть образован профсоюз для борьбы за повышение заработной платы. Присоединение к группе с целью обеспечения безопасности включает индивида в единый фронт борьбы с обезличенным односторонним обращением. К данному случаю подходит старинная пословица о том, что сила - в числе.

Однако наиболее важной практической причиной, заставляющей индивидов присоединяться к группе или создавать ее, является то, что  группа может удовлетворить очень  острые социальные потребности у большинства людей. В частности, у рабочих, как правило, очень сильны стремление быть с другими, потребность в аффилиации. Эта потребность удовлетворяется принадлежностью к группе. Еще в ходе Хоторнских исследований было замечено, что мотив аффилиации оказывает решающее влияние на поведение человека в организации.

Типы групп.

Существует  множество типов групп. Теории группообразования, о которых речь шла выше, частично основаны на притяжении между двумя  людьми - простой группе-диаде. Конечно, в реальном мире группы обычно значительно сложнее, чем диада. Существуют группы малые и большие, первичные и вторичные, объединения, группы с формальным членством и референтные, внутренние и внешние, формальные и неформальные. Каждый тип имеет различные характеристики и оказывает различное влияние на своих членов.

Первичные группы. Термины «малая группа» и «первичная группа» часто используют как  взаимозаменяемые. Но все же разница  между ними существует. Малая группа должна соответствовать только одному критерию - иметь малую численность, причём настолько, чтобы все ее члены были лично знакомы и взаимодействовали. Первичной группе недостаточно быть просто малой, ее членов должны связывать чувства товарищества, преданности и общее отношение к ценностям. Таким образом, все первичные группы являются малыми группами, но не все малые группы являются первичными.

Двумя примерами  первичной группы могут служить  семья и группа сверстников. Совершенно очевидно, что рабочие группы обладают характеристиками первичных групп. Исследования выявили огромное воздействие, которое первичная группа оказывает на поведение индивида, вне зависимости от ситуационного контекста или окружающих условий. Все больше американских компаний начинают использовать первичные группы, организуя служащих в самоуправляющиеся команды численностью от 3 до 30 человек. Эти команды сами составляют график работ, устанавливают цели, предлагают методы усовершенствования, принимают и увольняют членов команды и менеджеров и даже разрабатывают стратегию. Подробно концепция командной работы обсуждается в последней части главы.

Коалиции. В  организациях весьма уместны не только первичные группы, но и коалиции. Понятие коалиции на протяжении многих лет использовалось при анализе  организаций. И хотя теоретики трактуют его по-разному, последний наиболее серьезный обзор литературы, посвященный коалициям, приписывает им следующие характеристики.

1. Взаимодействующая  группа индивидов. 

2. Намеренное  создание ее самими участниками  для решения определенных задач, 

3. Независимость от формальной структуры организации.

4. Отсутствие  внутренней формальной структуры. 

5. Общее ощущение  принадлежности к группе.

6. Ориентация  членов на достижение конкретных  целей. 

7. Согласованные  действия членов, групповые действия.

Хотя некоторые вышеперечисленные характеристики можно отнести и к другим типам групп, коалиции являются особыми, как правило, очень влиятельными и эффективными образованиями внутри организации. Так, например, в ходе недавнего исследования было обнаружено, что служащие в больших бюрократических организациях создают коалиции, чтобы преодолеть небольшие конфликты и неэффективное управление с целью выполнения работы.

Другие типы групп. Кроме первичных групп  и коалиций существуют другие классификации  групп, важные для изучения организационного поведения, например, деление на группы принадлежности и референтные группы. Группы принадлежности - это группы, к которым индивид действительно принадлежит. Примером может быть членство в отраслевом профсоюзе. Референтные группы - это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет. Примером является престижная социальная группа. Однако самое непосредственное применение находит деление групп на формальные и неформальные. 

1.5 Классификация групп

 

Любая организация представляет собой сочетание различных групп, характеризующихся определенным организационным поведением. Существуют следующие классификации групп в организации:

• классификация  групп по природе их образования,

• классификация  групп по размеру,

• классификация групп  по целевому назначению

По природе образования  различают формальные и неформальные группы. Формальная группа создается  в качестве части формальной организации, то есть организации, имеющей иерархию, цели, правила и нормы. Формальная группа имеет определенную задачу и ресурсы для ее выполнения. Неформальная группа возникает вследствие индивидуальной потребности людей в общении. Это может быть, например, группа по интересам или просто дружеская группа. Членами неформальной группы работники становятся добровольно, с учетом разделяемых ими ценностей.

Неформальные группы могут  быть горизонтальными, вертикальными, смешанные. Горизонтальная неформальная группа состоит из работников организации  выполняющих сходные функции  и занимающие в иерархии организации примерно одинаковый уровень. Вертикальные неформальные группы имеют в своем составе работников, находящихся на различных ступенях организационной лестницы в рамках определенных функциональных блоков. В смешанную или случайную неформальную группу могут входить работники с различных горизонталей и вертикалей организации.

Исходя из количества членов принадлежащих к группам, они могут быть разного размера: большие группы, малые группы и  особо малые группы. Большая группа - это группа с количеством членов более 15 человек. Это может быть собрание акционеров, конференция. Малая группа насчитывает от 4 до 15 человек (идеальная численность 5 - 7 человек). Малая группа наиболее типичная формальная группа. Структурные подразделения организации (бригады, отделы, участки) относятся, как правило, к малым формальным группам. Малые группы значительно сплоченнее, чем большие, степень участия члена малой группы в принятии группового решения выше, чем в большой группе, члены малой группы более удовлетворены своей принадлежностью к группе и более ответственно относятся к решению задач, поставленных перед группой.

Особо малые  группы - группы, состоящие из двух человек (диады) и из трех человек (триады). Это наиболее распространенные неформальные группы, а в небольших организациях часто являются и формальными группами. Особенностью диады являются ее неустойчивость из-за большой вероятности не найти общего решения. В свою очередь триада характеризуется повышенной в сравнении с другими типами групп напряженностью и конфликтностью из-за часто возникающего, в процессе совместной работы, треугольника интересов и нестабильного баланса взаимоотношений.

Информация о работе Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства