Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуумов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов.
Если организация хорошо управляется, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, то страдают все люди.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА И ГРУПП...................5
1.1 Лидерство и лидерские качества менеджера...........................................5
1.2 Стиль и методы руководства....................................................................10
1.3 Современные теории лидерства..............................................................15
1.4 Понятие групп и динамика их формирования........................................18
1.5 Классификация групп...............................................................................25
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «ЭТАЛОН»................27
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»........................27
2.2 Организация управления.........................................................................31
2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления в ОАО «Этанол»....................................................................................................................36
3 ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА ГРУППУ........................................................40
3.1 Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства.............................................................................................................…..40
3.2 Функции, выполняемые руководителем и неформальным лидером......................................................................................................................44
3.3 Рекомендации по работе с неформальным лидером в организации...............................................................................................................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА И ГРУПП...................5

1.1 Лидерство и лидерские качества менеджера...........................................5

1.2 Стиль и методы руководства....................................................................10

1.3 Современные теории лидерства..............................................................15

1.4 Понятие групп и динамика их формирования........................................18

1.5 Классификация групп...............................................................................25

2 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА  В ОАО «ЭТАЛОН»................27

2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»........................27

2.2 Организация управления.........................................................................31

2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления в ОАО «Этанол»....................................................................................................................36

3 ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА  НА ГРУППУ........................................................40

3.1 Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства.............................................................................................................…..40

3.2 Функции, выполняемые  руководителем и неформальным  лидером......................................................................................................................44

3.3 Рекомендации по работе  с неформальным лидером в организации...............................................................................................................47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................50

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................52

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуумов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов.

Если организация  хорошо управляется, это означает, что  люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, то страдают все люди.

Следовательно, хорошее управление является ключом  к благоденствию современного общества и человеческих взаимоотношений.

Исследование  личных взаимоотношений в организационных  группах позволило уточнить ряд  методических и теоретических положений, получить новую информацию о психологических  закономерностях.

В процессе исследования выяснилось, что личные взаимоотношения, которые представляют собой субъективно значимое эмоционально когнитивное  личностное отражение человека человеком.

Эта тема нашла свое отражение в работах Кравченко А.И. «История менеджмента», Саймон Г. «Менеджмент в организациях», Аникин Б.А. «Высший менеджмент для руководителя» и многие другие работы.

Целью данной работы являлось помочь руководителю и коллективу понять друг друга, научится эффективно мотивировать свой и чужой труд, усовершенствовать навыки игры, избегая унижений и конфликтов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1)Охарактеризовать классификацию групп и динамику их формирования

2) Раскрыть сущность лидерства

3)Выяснить факторы, влияющие на эффективность работ группы

4) Рассмотреть современные модели лидерства, применяемые на практике в российских организациях на примере ОАО «Этанол» и внести своим предложения по оптимизации работы менеджера.

5)Ознакомится  с  рекомендациями по работе с неформальным лидером в организации

Практическая  значимость работы заключается в прикладном рассмотрении проблемы лидерства и менеджмента, что позволяет выработать авторское видение повышения эффективности управления в организации

Объект  исследования - лидер организации и неформальные группы.

Предметом исследования является влияние лидера на группу.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА И ГРУПП

 

1.1 Лидерство и лидерские качества менеджера

 

В условиях современной  России лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря своим личным качествам, независимо от должности в служебной иерархии.

Понятие "лидер" многозначно, переводится с английского  языка на русский как:

1) Ведущий, руководитель;

2) Корабль, возглавляющий  группу, караван судов;

3) Спортсмен  или спортивная команда, идущие  первыми в соревновании;

4) Едущий впереди  велосипедиста мотоциклист (гонка  за лидером).

В менеджменте  лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального  лидерства.

Считается, что  идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей, при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны: проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека; достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации; уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство  руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: видение ситуации в целом; способность к коммуникациям; доверие сотрудников; гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер  является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих  этот тип людей.

Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому  любое его определение будет  недостаточно полным. С некоторой  степенью приближения можно сказать, что менеджер - это человек, который  составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер - человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимально быстрого достижения целей.

Следовательно, менеджер должен обладать определёнными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков. Все это трактуется понятием имидж менеджера.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера  всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчинённых. Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.

В конце концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью - внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые общие характерные черты присущи менеджерам различных стилей. Менеджер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

Менеджер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше потому, что ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными. Лучшие менеджеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший менеджер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие менеджеры человечны, они отдают себе отчёт в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других. Хороший менеджер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Лучший менеджер обладает широтой взглядов. Он никогда  не скажет: "Это не моё дело". Если он ожидает, что группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что он сам готов взяться за новое дело, когда его об этом попросят. Менеджер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Менеджер должен быть решительным. Когда есть вся необходимая информация, правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и осознавать при этом, что оно может быть ошибочным. Менеджер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, её выполняющего.

Справедливость - тоже важная черта менеджера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы её заслужить, у менеджера, вероятно, появится десяток недовольных. Когда подчинённый совершает ошибку, ему нужно указать на неё, он должен её признать, а потом надо забыть об этом.

Менеджер должен быть всегда честен. Быть честным по отношению к руководству - это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчинённым- это говорить, когда они правы и когда они неправы. Быть честным - это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага фирмы и её сотрудников всегда должна быть превыше всего.

Менеджер должен быть честолюбивым. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Таким образом, он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией.

Менеджер должен быть последовательным и скромным. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки. Менеджер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Менеджер всегда должен быть уверенным в себе. Уверенность  в себе без заносчивости, вера в свои силы без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного Менеджера.

По мнению зарубежных экспертов, поведение менеджера  должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, юмором, стремлением к установлению контакта, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, положительным отношением к состязательности, но естественно ориентированностью на достижение поставленных целей.

Итак, в число  наиболее важных способностей менеджера, входят: умение реализовать, делегировать полномочия и ответственность. Способности  к организации и мотивации  групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.

Менеджер должен ясно осознавать, что такие черты  поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы для “умения вести себя в обществе”. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

 

 

 

1.2 Стиль и методы руководства

 

Менеджмент  в компаниях имеет дело с управлением сложными структурами. Он состоит из формальных управленческих методов и процедур. В отсутствие грамотного менеджмента хаос охватит эти сложные предприятия настолько, что поставит под угрозу само их существование. Умелый менеджмент вносит в основные показатели деятельности компании, такие как качество и прибыльность продукции, известную долю упорядоченности и последовательности.

Информация о работе Сравнительный анализ руководителя и неформального лидерства