Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: курсовая работа по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» пишется с целью расширения полученных теоретических знаний и обучения основам разработки бизнес-плана.
Задачи работы: в курсовой работе следует рассмотреть разделы, посвященные сущности предпринимательской деятельности, организационно-правовым формам и составлению бизнес-плана.
Курсовая работа состоит из трех разделов:
1. Организация предпринимательской деятельности;
2. Проблемы организации предпринимательской деятельности;
3. Организация предпринимательской деятельности на основе бизнес-плана.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности………………………………………………………………………...3
1.1 Развитие предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях……………………………………………………………………….3
1.2 Предпринимательство на современном этапе……………………………………9
1.3 Сравнительный анализ состояния малых предприятий……………………….10
Глава 2. Проблемы организации предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….16
2.1 Причины возникновения проблем в организации предпринимательской деятельности………………………………………………………………………………..16
2.2 Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России…………………………………………………………………………………………25
2.3 Основные цели и задачи Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства……………………………………………………...31
Глава 3. Бизнес-план на примере интернет-кафе…………………………….38
Заключение………………………………………………………………………...46
Список используемой литературы……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Kursovaya_OPD.docx

— 464.47 Кб (Скачать)

Поддержка малого предпринимательства. Политика государственной поддержки  малого предпринимательства осуществлялась на базе налоговых льгот, создания цивилизованного  законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, создания сети бизнес-парков, стимулирования инновационной деятельности. Для укрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, расширения сфер его деятельности требуется активизация государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях. В поддержке нуждается сфера консалтинга, кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности и научной деятельности. Необходимо уделять больше внимания обучению и подготовке квалифицированных специалистов.

 

 

1.2 Предпринимательство  на современном этапе

Характеризуется большой  динамичностью развития. В последние  годы получили широкое распространение  такие новые направления предпринимательской  деятельности как: Интернет-предпринимательство. К нему относится: развитие интернет-торговли (создание и продвижение интернет-магазинов); широкое распространение web-сайтов на которых предлагаются посреднические услуги, услуги по консалтингу, информационная поддержка проектов, реклама и продвижение различных товаров и услуг. Широкие возможности интернет позволяют осуществлять дистанционное образование, проведение on-line конференций и переговоров с деловыми партнерами в различных странах. Вендинговое предпринимательство — продажа товаров (как правило, напитков, газет, игрушек, шоколадных батончиков и т.п.) через автоматы без участия продавца. Такой вид предпринимательской деятельности позволяет экономить торговую площадь, обеспечивает круглосуточную работу автомата и снижает издержки на обслуживание.

Интеграция российских компаний с крупнейшими международными компаниями. Это выражается в покупке зарубежными  компаниями российских активов и  брендов, создание совместных предприятий, целью деятельности которых является расширение объёмов производства, ускорение  темпов роста, завоевание потребительского доверия и увеличение доли рынка.

Если в 80-90-е г. XX в. понятие  «бренд» практически не использовалось, то в XXI в. ситуация кардинально изменилось. Все больше предпринимателей стало  понимать, что создание мощного, узнаваемого  бренда является важным конкурентным преимуществом в бизнесе и  увеличивает стоимость компании, позволяет ей выйти на новые рынки. В связи с этим, все больше средств стало инвестироваться в рекламу и продвижение товаров, проведение промо-акций и создание яркого, запоминающегося логотипа.

Повышенный интерес к  наукоёмким отраслям. В начале XXI века, с каждым годом все больше внимания российских предпринимателей привлекают такие перспективные отрасли инвестирования как: цифровые и нанотехнологии, телекоммуникации.

Стремительное развитие ретейла (розничной торговли). В последние десятилетие развитие розничной торговли осуществляется высокими темпами. Российские и зарубежные предприниматели вкладывают все больше инвестиций в эту динамично развивающуюся отрасль. Число розничных сетевых магазинов открывающихся под именем известных брендов растет с каждым днем. Прежде всего, это относится к магазинам, реализующим продукцию массового спроса.

Повышенный интерес населения  к здоровому образу жизни привлек  внимание предпринимателей к такому перспективному направлению деятельности как забота о здоровье. Все больше инвестиций направляется на строительство  и открытие фитнес-клубов, бассейнов, спортивных магазинов, производство и продвижение экологически чистых продуктов питания. Российские предприниматели на современном этапе, несомненно, обладают большими возможностями в плане технической и информационной поддержки бизнеса, налаживания и поддержания контактов с зарубежными партнерами.

Доверие зарубежных предпринимателей к российским коллегам постоянно  увеличивается, а уровень обмана и мошенничества характерный  для 90-х г. XX в., в последнее десятилетие  снижается с каждым годом. Оптимизация  бизнес-процессов, повышение уровня бизнес-образования и использование мирового опыта управления помогает российским предпринимателям в реализации и развитии предпринимательской деятельности.

1.3 Сравнительный  анализ состояния малых предприятий

С IV квартала 2008 г. фиксируется  абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов  предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно  ориентированы на стимулирование роста  числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов.

В то же время практически  отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих  малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики. Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009г, без микро-предприятий представлена в таблице 1.1

 

Число предприятий, тыс. единиц

Численность работников (без  совместителей) тыс.чел

1 января 2009 г

1 апреля 2009 г

1 января 2009 г

1 апреля 2009 г

Российская Федерация

282.7

227.6

6217.1

5741.7

Центральный ФО

82.1

73.1

1678.4

1674.5

Северо-Западный ФО

31.4

31.1

812.7

668.8

Южный ФО

39.9

27.4

872.5

707.7

Приволжский ФО

58.8

47.1

1406.5

1295.3

Уральский ФО

11.2

13.8

360.8

402.1

Сибирский ФО

45.4

25.6

842.4

736.3

Дальневосточный ФО

13.9

9.5

243.8

256.9


Таблица 1.1 - Динамика числа  предприятий и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009г, без микро-предприятий.

На фоне резкого изменения  условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его  распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется  постепенное сокращение числа рабочих  мест на МП. Численность занятых  с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек.

Уровень занятости в малом  бизнесе существенно дифференцирован  по территории России и оказывает  серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах.

В Уральском и Дальневосточном  федеральных округах, для которых  характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

Анализ распределения  числа зарегистрированных малых  предприятий по видам экономической  деятельности показывает, что в промышленности (разделы C+D+E) в I квартале 2009 г. число  зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти  на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.

Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер  принятие закона, позволяющего образовательным  и научным организациям создавать  малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников  учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой  контрактной подготовки студентов  старших курсов на основе договоров  с предприятиями.

В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для  выпускников вузов. Доминирующая часть  предприятий и рабочих мест в  малом бизнесе приходится на предприятия  торговли и на услуги по операциям  с недвижимостью.

В целом по стране малые  предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования».

В I квартале 2009 г. численность  работников МП торговли уменьшилась  на 229,9 тыс. человек. При этом падение  численности занятых наблюдалось  практически во всех федеральных  округах и по всем видам экономической  деятельности и сопровождалось сокращением  масштабов выпуска продукции  и услуг.

По большинству видов  деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется  или абсолютное уменьшение объемов  оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.

Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов  строительства на 19,3% , оборота розничной  торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие  на характер функционирования малых  предприятий.

В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам  деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве  – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.

В российской экономике структура  оборота малых предприятий почти  на 55% формировалась предприятиями  оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние  на позиции малого бизнеса.

В наиболее острой форме  сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных  округах, на которые приходится почти  половина абсолютного уменьшения объемов  оборота малых предприятий в  целом по России. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах, в млрд.руб. без микро-предприятий представлен в таблице 1.2

 

 

 

 

 

2008г.

В том числе по кварталам

2009 г I квартал

I

II

III

IV

 

Всего

10093,5

2072,9

2550,1

2751,9

2718,6

1832,5

С/хозяйство, охота и лесное хоз-во

170,7

32,8

35,2

50,7

52

37,7

Рыболовство, рыбоводство

23,1

4,8

6,1

6,5

5,7

5,1

Промышленность

1418,7

280,6

365,8

403

369,3

242,2

Добыча полезных ископаемых

59,8

10,5

13,9

19,7

15,7

7,9

Обрабатывающие производства

1311,3

258,7

340,9

372,1

339,6

219,1

Производство, электроэнергия, газ  и вода

47,6

11,4

11

11,2

14

15,4

Строительство

1228,4

183

300,1

353,6

391,7

161,7

Опт. и розн. торговля, ремонт мотоциклов, автотранспорта, бытовых изделий

6095,5

1332,5

1551,3

1615,8

1595,9

1120,6

Гостиницы и рестораны

106,7

23,1

28,4

27,9

27,3

32,0

Транспорт и связь

306,7

61,7

75,1

94,4

75,5

61,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

627,4

131

157,9

168,3

170,2

142,8

Информация о работе Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности