Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: курсовая работа по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» пишется с целью расширения полученных теоретических знаний и обучения основам разработки бизнес-плана.
Задачи работы: в курсовой работе следует рассмотреть разделы, посвященные сущности предпринимательской деятельности, организационно-правовым формам и составлению бизнес-плана.
Курсовая работа состоит из трех разделов:
1. Организация предпринимательской деятельности;
2. Проблемы организации предпринимательской деятельности;
3. Организация предпринимательской деятельности на основе бизнес-плана.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности………………………………………………………………………...3
1.1 Развитие предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях……………………………………………………………………….3
1.2 Предпринимательство на современном этапе……………………………………9
1.3 Сравнительный анализ состояния малых предприятий……………………….10
Глава 2. Проблемы организации предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….16
2.1 Причины возникновения проблем в организации предпринимательской деятельности………………………………………………………………………………..16
2.2 Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России…………………………………………………………………………………………25
2.3 Основные цели и задачи Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства……………………………………………………...31
Глава 3. Бизнес-план на примере интернет-кафе…………………………….38
Заключение………………………………………………………………………...46
Список используемой литературы……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Kursovaya_OPD.docx

— 464.47 Кб (Скачать)

Таблица 1.2 - Оборот малых  предприятий по видам экономической  деятельности в действующих ценах, в млрд.руб. без микро-предприятий

Свертывание масштабов экономической  деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе.

По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал  в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным  и средним предприятиям – на 5%.

Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал –  более чем на 40% – зафиксировано  в сегменте малых предприятий. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009 г, в млрд. руб, в действующих ценах, без микро-предприятий представлен в таблице 1.3

 

2008 г.

2009г.

всего

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

I квартал

Российская Федерация

317,4

47,9

73,0

91,5

105,0

41,4

Центральный ФО

55,2

11,8

11,1

14,9

17,3

11,6

Северо-Западный ФО

20,9

4,2

5,4

6,4

4,9

2,6

Южный ФО

67,2

7,0

14,4

23,6

22,2

8,3

Приволжский ФО

84,9

12,9

17,0

24,8

30,2

8,9

Уральский ФО

23,3

2,7

6,3

7,2

7,2

3,4

Сибирский ФО

60,1

8,2

17,2

12,8

22,0

5,7

Дальневосточный ФО

5,8

1,2

1,6

1,8

1,2

0,9


Таблица 1.3 - Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий  в 2008-2009 г, в млрд. руб, в действующих ценах, без микро-предприятий. 

Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий  в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов  при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском  и Сибирском федеральных округах (рис. 2). В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд. руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.

В 2009 г. впервые предоставляется  возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета  на развитие малого и среднего бизнеса  – до 60% в течение I-III кварталов  текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства  будет осуществляться пропорционально  доле малых и средних компаний, действующих на территории региона.

При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию МП на 25 млрд. руб.

 

Глава 2. Проблемы организации предпринимательской деятельности в России

2.1 Причины возникновения  проблем при организации предпринимательства

Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства  сфер экономики, а также уровня ее в целом по народному хозяйству  в годы кризиса, в период существенного  снижения темпов развития, а то и  отрицательных их значений. Эта закономерность присуща, как показывает анализ, странам  со сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой.

Кризисное развитие экономики, разлад финансовой системы, инфляция огромный бюджетный дефицит, сопутствующие  развитию экономики в этот период, резко ослабляют, снижают возможности  правительства оказывать предпринимательству, в частности, малому и среднему бизнесу, государственную поддержку, без  чего он, как показывает богатая  практика других стран, развиваться  практически не может.

Если говорить о ситуации и возможностях современной российской экономики, то эти возможности чрезвычайно  скромны. Еще менее они ощутимы  в условиях грабительского налога, отсутствия льготных кредитов. К тому же основная ее часть, как это уже  неоднократно было, не дойдет до адресата, а осядет у коррумпированных чиновников.

Есть еще один фактор, определяющий или формирующий условия, их благоприятное или неблагоприятное  воздействие на развитие предпринимательства.

Это, как его определяют в западной литературе, - динамика спроса. Она обусловлена одновременно темпами  прироста населения и эластичностью  по ценам и доходам. Причем по различным  товарам или различным группам  товаров.

В последнее время вмешательство  российского правительства в  экономику значительно усилилось, стало постоянным, определяющим. Разница  в подходах между правящим блоком и оппозицией лишь в степени дирижизма. Но и в том, и в другом случае ему отводится решающая роль.

Обязательным условием становления  и развития бизнеса является полноценная  и непротиворечивая законодательная  и нормативная база предпринимательства. Такую законодательную базу, в  которой бы отстаивались интересы экономически активных граждан и их объединений, еще предстоит создать. Одним  из условий эффективного и реального  развития предпринимательства является учет во внешней политике государства  интересов российских предпринимателей, расширение хозяйственных связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья, расширение рынка. Между тем, в результате стратегически непродуманных, а  в ряде случаев ошибочных действий властей, существенно подорвана  основа бизнеса традиционные хозяйственные  связи и рынки.

В эпоху становления капитализма  владельцы как наследственных, так  и купленных поместий отнюдь не всегда торопились продемонстрировать свою готовность действовать по новым, рыночным правилам. Множество из них проматывало  свои состояния и разорялось.

То же самое можно сказать  и о цеховых мастерах, владельцах ремесленных мастерских. Процесс  выработки слоя капиталистических  предпринимателей был весьма мучительным  и занимал длительный отрезок  времени, поэтому любое перераспределение  прав собственности (и даже стабильность прав собственности, переходящей из поколения в поколение) не может  рассматриваться как достаточное  условие для формирования предпринимательства. Для этого необходимо было разработать  комплекс мер, организовав приватизацию таким образом, чтобы каждым своим  элементом она способствовала формированию предпринимательского поведения. Этого, однако, сделано не было.

Стремление не только ускорить приватизацию, но и смягчить социальное сопротивление ее проведению привело  к тому, что при распределении  прав собственности на государственное  имущество большая часть этих прав перешла в руки работников и администрации бывших государственных предприятий. Такое распределение прав собственности дополнительно способствовало консервации организационных и социальных структур производственных предприятий, стимулировало нежелание широкомасштабной ротации кадров. А без подобной смены кадров не могло состояться движение к осуществлению предпринимательских функций нового слоя особых к этому людей.

Сложность ситуации усугублялась тем, что управляющие предприятия  оказались во многих случаях без  контроля как со стороны внешних собственников, так и со стороны собственных рабочих, среди которых были опылены мельчайшие пакеты акций, не дававшие реальных возможностей воздействовать на управление предприятиями. Даже в тех предприятиях, которые формально оставались в собственности государства, контроль их работой.

Однако дело не сводится к проблеме всевластия менеджеров и  медленного притока свежих сил. Почему директора и администрация производственных предприятий сами не овладевают предпринимательскими навыками, не превращаются в современных  промышленных менеджеров? Потому, что  на формирование их предпринимательского поведения воздействует ряд факторов, как сохранившихся от прошлого, так  и созданных нынешними реформами.

Получив дополнительные возможности  контроля над предприятиями, управляющие  в то же время столкнулись с  проблемой обесценения оборотного капитала и физического износа основного  капитала в условиях падения рентабельности производства и инвестиционного  голода. В таких условиях овладение  навыками современного предпринимательства  далеко не всегда может оказать предприятию  помощь в борьбе за выживание. Подчас гораздо больше могут помочь навыки прошлого - поиски бюджетных субсидий, льготных кредитов, особых привилегий (например, по экспорту-импорту или  налоговых скидок) у федеральных  и местных властей.

Напротив, стандартная линия  поведения предпринимателя –  наведение жесточайшей экономии за счет освобождения от излишних производственных ценностей и рабочей силы - входит в острый конфликт со всем предшествующим опытом и традициями, да и с некоторыми современными реалиями. Сброс производственных мощностей означает понижение статуса  предприятия, а в условиях инвестиционного  голода создает угрозу, что в обозримом  будущем и мощности уже не удастся  вновь нарастить. Массовое увольнение «лишних» рабочих рук также противоречит традиции социального патернализма прошлого; сегодня они чреваты  ростом социальной напряженности, в  том числе и потому, что предприятия  в значительной мере сохранили функцию  предоставления ряда социальных услуг  своим работникам, и потеря этих услуг при увольнении ничем не компенсируется. Массовые увольнения вызывают и неодобрительную реакцию  местных властей, тощий бюджет которых  не способен справься с растущей безработицей. Приток свежих предпринимательских  сил в производство ограничен, в  том числе и потому, что управление промышленными компаниями в условиях кризиса, когда нужно вести изощренную борьбу за конкурентоспособность производства, значительно сложнее, чем снятие пенок с использованием объективной  недоразвитости финансово-посреднического  сектора. Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие  прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели  устремляются туда, где добывать деньги проще. "Эта упрощенность вкупе  со специфическими мотивами, определяемыми  криминализацией предпринимательской  среды, привела к тому, что новые  предприниматели в состоянии  вести борьбу за контроль над производственными  предприятиями, но почти никто из них пока не смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном и крупном  производственном бизнес-проекте.

Отечественные товаропроизводители  столкнулись с конкуренцией более технически совершенных и подкрепленных хорошо налаженной системой сбыта западных товаров, и с конкуренцией более дешевых товаров из стран третьего мира Времени на адаптацию к ситуации не было, что обернулось ухудшением внешнеторговых позиций. Более сложная внешнеторговая ситуация не была компенсирована умелой предпринимательской стратегией Она усугублялась и потерей и позиций, которые можно было бы удержать. Одномоментный характер либерализации предопределил перекос в ориентации внешнеэкономического предпринимательства на использование разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной  России этот важнейший сектор экономики  пока не оказывает столь существенного  влияния на социальное и экономическое  развитие общества, как в промышленно-развитых странах Западной Европы, Америки  и Юго-Восточной Азии, где на его  долю приходится до 60% валового национального  продукта. Помимо трудностей развития значительная часть препятствий  на пути становления малого предпринимательства  в России лежит за рамками самой  сферы малого предпринимательства.

На основе анализа современного состояния его развития можно  выделить ряд главных проблем, с  которыми сталкиваются представители  этого вида экономической деятельности:

- несовершенство нормативно-правовой  базы регулирования и поддержки;

- отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов  поддержки и материально-ресурсного  обеспечения;

- несовершенство системы  налогообложения;

- проявления недобросовестной  конкуренции;

- несовершенство государственной  системы поддержки;

- неразвитость системы  информационной поддержки;

- несовершенство системы  кадрового обеспечения.

Государственное регулирование  и поддержка малого предпринимательства  в Российской Федерации обеспечивается, в первую очередь, рядом принятых законодательных и иных нормативных  правовых актов. Многие из действующих  актов устарели, в результате возникли правовые коллизии и нестыковка ранее  принятых актов и актов, принятых в последующие годы, необходимость  приведения в соответствие законодательства, регулирующего вопросы поддержки  малого предпринимательства, с Гражданским  Кодексом, Бюджетным Кодексом, законодательством, регулирующим налогообложение. Возникла потребность разработки подзаконных  актов, обеспечивающих нормативное  правовое регулирование снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской  деятельности, приведения в соответствие нормативно-правовых актов, регулирующих малое предпринимательство на федеральном  уровне, с актами, действующими на региональных уровнях.

Информация о работе Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности