Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: курсовая работа по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» пишется с целью расширения полученных теоретических знаний и обучения основам разработки бизнес-плана.
Задачи работы: в курсовой работе следует рассмотреть разделы, посвященные сущности предпринимательской деятельности, организационно-правовым формам и составлению бизнес-плана.
Курсовая работа состоит из трех разделов:
1. Организация предпринимательской деятельности;
2. Проблемы организации предпринимательской деятельности;
3. Организация предпринимательской деятельности на основе бизнес-плана.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности………………………………………………………………………...3
1.1 Развитие предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях……………………………………………………………………….3
1.2 Предпринимательство на современном этапе……………………………………9
1.3 Сравнительный анализ состояния малых предприятий……………………….10
Глава 2. Проблемы организации предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….16
2.1 Причины возникновения проблем в организации предпринимательской деятельности………………………………………………………………………………..16
2.2 Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России…………………………………………………………………………………………25
2.3 Основные цели и задачи Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства……………………………………………………...31
Глава 3. Бизнес-план на примере интернет-кафе…………………………….38
Заключение………………………………………………………………………...46
Список используемой литературы……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Kursovaya_OPD.docx

— 464.47 Кб (Скачать)

Проблемы финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства  возникают из-за низкого уровня финансовой устойчивости и залогоспособности малых предприятий, ограниченных возможностей использования субъектами малого предпринимательства традиционных финансовых инструментов с одной стороны и отсутствием действенных финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства с другой. Поэтому возможности получить банковский кредит у малых предприятий ограничены.

Банковский сектор из-за высоких рисков, связанных с кредитованием  малых предприятий, в большей  мере ориентирован на крупные предприятия. Не отработана система гарантирования получения субъектами малого предпринимательства  необходимых кредитных средств  и займов. Практически отсутствуют  альтернативные источники микрокредитования  малых предприятий

Решение этих задач невозможно без предоставления таких возможностей фондам поддержки малого предпринимательства, иным, помимо банков, финансовым организациям, без создания заслуживающей доверия системы государственных гарантий кредитования малого предпринимательства, повышения профессиональной готовности предпринимателей к использованию заемных средств.

В настоящее время строго не определены функции как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти в сфере стимулирования развития и поддержки малого предпринимательства. На региональном уровне при органах  исполнительной власти создаются и  действуют разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие  группы по развитию предпринимательства  с неопределенным статусом деятельности.

Практически не установлено, какие виды поддержки должны осуществляться за счет бюджетных средств разных уровней, а какие - с частичной  компенсацией из этих бюджетов или  на коммерческой основе; где и на каких условиях государство может  выступать гарантом сделок и кредитов. Не созданы эффективная система статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий, система учета и отчетности их деятельности (сегодня у органов власти и управления практически отсутствует достоверная информация о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере прибыли, уплаченных налогах, валовой выручке, объеме выпуска продукции, составе и степени изношенности используемого оборудования).

Продолжают действовать  многочисленные административные барьеры. Отсутствует должный контроль за соблюдением требований Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных производителей при проведении государственного контроля” со стороны соответствующих исполнительных и правоохранительных органов.

Ряд положений этого закона не согласуются с Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральными законами “Об основах  охраны труда в Российской Федерации” и “О защите прав потребителей”.

Отсутствует надежная система  судебной защиты малых предпринимателей от произвола чиновников и недобросовестных работников правоохранительных органов. Имеются проблемы в системе имущественной, информационной, кадровой поддержки  малого предпринимательства. Излишки  площадей, недоиспользуемые мощности и оборудование действующих предприятий  практически не доступны малым предприятиям из-за наличия объективных и субъективных причин, препятствующих передаче этого  имущества.

Аренда, как преобладающая  форма размещения малого бизнеса, часто  становится не по силам предпринимателям из-за отсутствия стабильных долгосрочных условий аренды и стремления арендодателей  перенести всю тяжесть расходов по содержанию арендованного имущества  на плечи малых предприятий.

Требует совершенствования  система подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства  и обучения основам предпринимательской  деятельности безработных граждан, незанятого населения, женщин, молодежи, граждан, уволенных с военной  службы, других категорий граждан, особо  нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Отсутствует комплексность  обучения. Ввиду дороговизны образовательных  услуг их доступность ограничена. В обучении слабо используются современные  информационные технологии.

Информационное обеспечение  малого предпринимательства осуществляется различными ведомственными, региональными  и коммерческими структурами. Созданные IT на практике не всегда эффективно взаимодействуют между собой. Нуждаются в модернизации и другие составляющие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В ряде регионов отсутствуют  фонды поддержки малого предпринимательства, агентства поддержки малого и  среднего предпринимательства, деловые многофункциональные центры. Распределение объектов инфраструктуры по регионам страны крайне неравномерно.

2.2 Меры по поддержанию  и содействию развития малого  и среднего бизнеса в России

Во II квартале 2009 г. Правительство  Российской Федерации и общественные организации не только активно участвовали  в реализации ранее запланированных  мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривали новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). Усиление поддержки данного  сектора экономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий  МСБ к функционированию в кризисных  условиях. Активно развивающийся  сектор малого и среднего бизнеса  остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики. Меры по улучшению положения предприятий  микро-, малого и среднего бизнеса  коснулись разных аспектов их деятельности и могут быть условно разделены  на три следующих блока. Меры в  области финансового и налогового стимулирования Как и в начале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки МСБ было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие.

Принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее  заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических  лиц через ОАО «Российский  банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку МСБ; средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.

Принято решение о корректировке  параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных: кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5–10,7% годовых. Поэтому предстоит провести дополнительные переговоры с банками-партнерами с учетом новых условий кредитования.

Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования бизнес инкубаторов, деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.

Принято решение о внедрении  программы рефинансирования кредитных  портфелей банков-партнеров.

Суть данного способа  кредитования состоит в том, что  сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам  МСБ, может быть использован им для  обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого и среднего бизнеса.

РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами МСБ.

Утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных  фондов, под поручительство которых  малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд. рублей, принято решение  выделить еще 15 млрд. рублей на эти цели. В результате реализации программы  кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми  для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20-30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения  средств на кредитование МСБ протекает  крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет  жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение  государственной поддержки. Вероятнее  всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие»  банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.

В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие.

Внесены Госдумой РФ изменения  в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение  доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для  малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий.

В конце июня во втором и  третьем чтениях принят Федеральный  закон «О внесении изменения в  статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный  доход (ЕНВД), появилась возможность  добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего  факт покупки (товарный чек, квитанцию  и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку  и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

Следует отметить, что действующая  с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать  пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне  от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации  «Опора России», действующая мера затрагивает  только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно  увеличиться, однако для государства  это обернется существенным выпадением налоговых поступлений.

Меры имущественно-инфраструктурной поддержки. Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно.

Упрощен доступ малых и  средних компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее  время открыты три электронные  площадки для проведения аукционов  по размещению государственных заказов  (в Татарстане, Москве и на базе Сбербанка) с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5-7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции.

Правительством РФ, вслед  за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы за технологическое  присоединение к электросетям, подписано  постановление о совершенствовании  порядка подключения, позволяющее  существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой  суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право  беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.

За II квартал текущего года не произошло существенных улучшений  с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество  более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные  акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них  выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества  сформированы только в 36 субъектах  РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.

Меры по снижению административного  давления. Во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с  некоторым временным лагом. Так, к мерам ослабления административного  давления на предприятия малого бизнеса  можно отнести следующие.

Информация о работе Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности