Современное состояние франчайзинга на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Франчайзинг играет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса

Оглавление

Введение
1 Механизм формирования системы франчайзинга
1.1 Понятие и виды франчайзинга
1.2Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
1.3 Правовое регулирование франчайзинга
2 Современное состояние франчайзинга на рынке
2.1Современное состояние франчайзинга на Российском рынке
2.2Проблемы и перспективы франчайзинга в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ.docx

— 411.83 Кб (Скачать)

В 2013 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.

В 2013 г. применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным (см. рис. 9).

 

 

Рисунок – 9 Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2013 г.

 

Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.

 

Рисунок – 10 Рост рынка в сфере услуг в 2010/2013гг.

 

Большинство секторов сферы услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2013 г. росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса.

В России практически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга.  Вместе с тем, сети, использующие эти концепции независимо от доли точек, принадлежащих франчайзи относительно собственных точек во всем мире, позиционируются как франчайзинговые. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.

В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию.

Правообладатели России используют различные способы территориального развития. Представление прав может ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию. Слабо развиты в России концепции развития территории, хотя в 2010-2013 гг. в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.

В разрезе территорий развитие франчайзинга происходит неоднородно. Физико-географические условия, национальные и культурные различия, социально-экономические условия, административное регулирование, институциональные, инфраструктурные и другие факторы оказывают общее влияние на уровень потребительской и предпринимательской активности, соответственно и на технологии предпринимательства.

В 2013 г. в регионы из центральной части России активно продвигались сети, наблюдалось повышение активности франчайзеров, росло количество локальных сетей на региональных рынках (см. рис. 11).

 

 

Рисунок – 11 Франшизы России по федеральным округам в 2013 г.

 

Достижение определенного уровня организованности в рамках локальных сетей дает дополнительные преимущества в части противостояния диктату крупных сетей на экономическом и организационном уровне, а также приобретения дополнительного потенциала для расширения территорий деятельности для малых сетей. Развитие локальных сетей позволит привлечь определенные ресурсы на территорию деятельности франчайзера, активизировать деятельность местных поставщиков и сохранить бюджетные поступления. Это безусловно благоприятно скажется на развитии экономики того или иного региона.

В России крайне недостаточно государственных мер, поддерживающих национальные системы, особенно на этапе их формирования, при этом практически во всех государствах, на территории которых франчайзинг нашел свое развитие, имеют такой пакет мер. Конечно, это не означает закрытие рынков, это означает только использование тех или иных рыночных механизмов и стимулов для решения конкретных задач. Поддержка предпринимательства это задача федеральных и региональных органов власти. Концептуальное видение развития потребительского рынка и его качественной структуры необходимо для выработки в том числе принципов работы франчайзеров и франчайзи и формы регулирования франчайзинга. Это бы позволило субъектам рынка цивилизованно и грамотно работать, привнося вместе со своими Системами позитивные тенденции в экономику территорий своего присутствия, и в целом в национальную экономику.

Из проведенного анализа федеральных и региональных программ можно сделать несколько основных выводов:

  • на государственном уровне и на уровне субъектов РФ франчайзинг рассматривается как приоритетное направление;
  • социально-экономические предпосылки, сложившиеся в России, изменения, происходящие на уровне регионов, а также определенные мероприятия, проводимые в рамках федеральных и региональных программ способствовали росту популярности франчайзинга в российской предпринимательской среде, а также расширению сегмента заинтересованных лиц, предпринимателей и организаций к этой форме развития бизнеса;
  • в рассматриваемых программах (в части франчайзинга) не установлены приоритеты национальных брендов и поддержка их продвижения, а, например, в Программе по развитию туризма просматривается ориентация на международные бренды (увеличение доли франчайзинга известных международных брендов, а также укрепление отечественных торгоных марок);
  • задачи, которые были поставлены Федеральными программами в части информационного-консультационного и методического обеспечения в секторе франчайзинга можно считать невыполненными, и в настоящее время в этой части существует серьезный пробел.

С ростом популярности франчайзинга, сетей и числа их участников, соответственно, увеличивается и количество конфликтов. Однако это не означает, что все так плохо. Напротив, естественно и вполне логично: вместе с популярностью приходят проблемы, вместе с решением проблем приходит опыт, вместе с опытом приходят определенные правила поведения, которые рано или поздно будут формализованы определенными законами и нормами. Если говорить о других государствах, то со времени решения о необходимости регулирования франчайзинга до принятия регулирующих законов и норм проходило от 10 и более лет и, если исходить из этого, то мы уже близки к цели.

Пока не наблюдается новизны в части причин возникновения конфликтов. Можно выделить несколько основных базовых причин: несоответствие обещаний франчайзера ожиданиям франчайзи, недобросовестность партнеров, неисполнение стандартов Системы, неисполнение условий договоров. Обращает на себя внимание рост количества судебных споров в секторе франчайзинга.

Конфликты, возникающие в рамках франчайзинговых сетей стороны, решают по разному: мирным путем, т.е. пытаясь договориться (этот путь в основном присущ тем системам, которые стремятся сохранить ноу-хау и конфиденциальную информацию); в суде (в том случае, когда не удается договориться); пытаясь забыть друг друга (т.е. попросту не исполняя условия договоров, не имея желания договариваться, либо не желая вступать в череду судебных разбирательств, что характерно для небольших сетей и в тех случаях, когда право на объекты интеллектуальной собственности по существу переданы не были).

В условиях глобального кризиса проблемы и трудности будут наблюдаться практически во всех секторах экономики. Меняются поведенческие модели населения на потребительском рынке, снижается уровень потребительской активности. Результаты обследований, проведенных Росстатом в IV квартале 2008 г., свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России. По мнению Росстата снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения.

Потребители меняют предпочтения, пересматривают бюджеты домохозяйств, что, безусловно, сказывается влияние на структуру спроса и соответственно влечет за собой необходимость для нового осмысления и пересмотра стратегий развития субъектов рынка.

Снижение спроса и изменение его структуры, отсутствие оборотных средств, рост арендных платежей и других издержек и другие факторы приводят к ухудшению положения торговых и обслуживающих предприятий и организаций, банкротству и уходу с рынка. Общая ситуация не может не сказаться на секторе франчайзинга.

В 2011г. объективно можно ожидать замедление роста сетей, снижение оборотов и уход с рынка некоторых сетей, внутренний потенциал которых не может выдержать новых условий.

Вместе с тем, ограничение собственных ресурсов должно повысить активность самих франчайзеров с целью привлечения в сеть инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вероятнее всего произойдет смещение интересов с расширения на рынке за счет собственных предприятий к расширению за счетфранчайзи. Так что в этом смысле, франчайзинг должен развиваться активнее, чем другие формы, при условии, если франчайзеры будут грамотно выстраивать продуктовые и марочные стратегии. Крайне важно также выстраивание партнерских отношений, в условиях кризиса особо пристальное внимание необходимо будет уделять выбору партнеров.

С целью привлечения конечных потребителей и потребителей франшизы также ожидаема диверсификация, т.е. появление новых форматов и новых франшиз.

Ожидаемый высокий уровень безработицы в стране для франчайзинга является скорее благом, чем проблемой. Безработные граждане, имеющие свободные ресурсы будут пытаться вложить их в активы, приносящие доход. Одним из таких активов можно рассматривать франшизу. С этой точки зрения можно ожидать увеличение активности в секторе франчайзинга в общем. Особенно в регионах будут более востребованы мелкоформатные франшизы, а также менее стандартизованные франшизы .

В любом случае, при всех проблемах и трудностях перспективы в России у франчайзинга немалые.

 

2.2 Проблемы и перспективы франчайзинга в России

 

Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность.

Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности. Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.  Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем.  В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики .

Экономические проблемы франчайзинга. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

  • Нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
  • Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
  • Сложность получения кредитов для создания стартового капитала.

Важнейшей экономической проблемой российского франчайзинга становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров.  Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

Основной проблемой российских потенциальных франчайзи является нехватка первоначальных средств для покупки франшизы и оборудования торгового помещения, также существуют проблемы в поиске самих средств. К тому же при получении кредита необходимо предоставить убедительный бизнес-план. А потенциальный франчайзи должен быть готов вложить хотя бы одну треть общей суммы собственных средств. Получается, что личная финансовая ответственность является необходимым требованием при выборе франчайзи.

Информация о работе Современное состояние франчайзинга на рынке