Современное состояние франчайзинга на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Франчайзинг играет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса

Оглавление

Введение
1 Механизм формирования системы франчайзинга
1.1 Понятие и виды франчайзинга
1.2Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
1.3 Правовое регулирование франчайзинга
2 Современное состояние франчайзинга на рынке
2.1Современное состояние франчайзинга на Российском рынке
2.2Проблемы и перспективы франчайзинга в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ.docx

— 411.83 Кб (Скачать)

Взамен платежей франчайзер берет на себя обязательство поддерживать корпоративную связь между компаниями-франчайзи, проводить необходимое обучение, поставлять редкие ключевые ресурсы для бизнеса франчайзи, проводить рекламные акции, исследования рынка.

Суммы и ставки определяются в каждом бизнесе индивидуально. С точки зрения франчайзи обычно первоначальный платеж составляет около 10% от общего объема инвестиций, остальные вложения идут на строительство, аренду, оборудование и т. д.

Роялти обычно составляют 4—10 %. Взнос в рекламный и маркетинговый бюджет обычно определяет на уровне 1-4 % от объема продаж. Суммы и ставки часто могут быть предметом торга.

Функция планирования является ведущей в механизме взаимоотношений партнеров во франчайзинге, так как она определяет цели функционирования системы франчайзинга, пути и ресурсы, обеспечивая экономическую устойчивость взаимоотношений в этой системе.

В связи с этим бизнес-план рассматривается как инструмент механизма взаимоотношений франчайзера и франчайзи.

За право пользования исключительными правами франчайзи уплачивает франчайзеру вознаграждение. Это вознаграждение может быть как разовым, так и периодическим, а его размер может определяться как в фиксированной сумме, так и в процентах от выручки.

На практике чаще всего при заключении договора франчайзи уплачивает фиксированную сумму вознаграждения — так называемый паушальный платеж. А затем в течение всего срока договора уплачивает роялти — периодические платежи. Периодичность этих платежей устанавливается договором, но, как правило, они производятся ежемесячно.

Ответственность за хорошие отношения франчайзер — франчайзи лежит на них обоих, но, несомненно, именно франчайзер должен взять инициативу в их становлении. Франчайзер должен стремиться создать климат, когда франчайзи чувствует, что его бизнес поддерживается, и используются его предпринимательские навыки. Необходимо создать обстановку, при которой он чувствует себя уверенно. Многие нововведения в системе франчайзинга происходили благодаря вкладу франчайзи.

Хорошие отношения франчайзер — франчайзи не складываются стихийно, они возникают в результате сознательных усилий с обеих сторон по расширению основ отношений. Франчайзеру легко использовать свои преимущества перед франчайзи. Многие франчайзи решают заняться этим бизнесом, потому что они глубоко верят в этот бизнес и в перспективы его успеха. Первое чувство разочарования может быть связано с тем, что у франчайзи сложилось мнение по поводу того, что франчайзер не выполняет свои обязательства. И оно усиливается огромным желанием воздействовать на франчайзера тем или иным образом для исправления его позиции. Кроме того что франчайзер никоим образом не должен позволять франчайзи сомневаться в его деловых возможностях, впечатление, что франчайзер не справляется со своими обязанностями, является свидетельством того, что франчайзер не уделяет достаточно внимания общению с франчайзи. Пытаясь поддерживать отношения на нужном уровне, франчайзер должен понимать, что восприятие франчайзи роли и деятельности франчайзера очень важно.  Для этого должны полностью использоваться каналы общения, чтобы восприятие франчайзи возможностей франчайзера было правильным.

Вклад франчайзи в создание хороших отношений — это, по сути, выполнение своей работы должным образом и с полной отдачей. Он должен соблюдать стандарты деятельности; работать неустанно ради успеха бизнеса; выполнять финансовые и отчетные обязательства: ничто ни принесет больший ущерб, чем невыполнение обязанности предоставлять франчайзеру необходимую информацию и невыплата вовремя причитающихся денег; франчайзи должен участвовать во всех мероприятиях, организуемых головной фирмой.

Со своей стороны франчайзер должен сосредоточиться на поддержании и улучшении качества услуг и выполнить все взятые обязательства. Также важна поддержка исследований и разработок, обработка и оценка новых идей, что будет демонстрировать заботу франчайзера о конкурентоспособности бизнеса и, будет служить стимулом развития отношений.

Франчайзер должен не только обеспечить франчайзи в обмен на вознаграждение постоянными услугами, но и сделать так, чтобы франчайзи понимал, что в обмен на деньги он приобретает ценность. Это требует применения эффективных средств общения. Франчайзер должен побеспокоиться, чтобы его письменные сообщения были не только получены, но и прочитаны, восприняты и служили основанием для действий. 

Именно франчайзер должен обеспечить понимание всем персоналом важности отношений франчайзер — франчайзи, которые должны поддерживаться на самом высоком уровне. Франчайзер должен назначить одного из руководителей головной фирмы, специально отвечающего за обеспечение поддержки и доведение до сведения председателя или генерального директора, насколько эффективно претворяется политика по развитию взаимоотношений.

 

1.3 Правовое  регулирование франчайзинга

 

По правовому регулированию отношений франчайзинга можно выделить 2 группы стран:

1. законодательно  регламентируются административно-правовые  отношения;

2. детальная  регламентация договора франчайзинга (в настоящее время к рассматриваемой  группе стран можно отнести  и Республику Беларусь).

Специальное законодательство по франчайзингу существует в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее и в некоторых других странах. При этом законодательство каждой из них отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций.

В мире существуют страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах подобно Гражданскому Кодексу, законам, связанным с предпринимательской деятельностью, различным нормативным актам, принятым Правительством или специализированными неправительственными организациями, и т.д.

Соединенные Штаты Америки отличаются наиболее высоким уровнем развития специального франчайзингового законодательства, что связано с богатым опытом франчайзинга в этой стране. В США было впервые дано законодательное определение франчайзингу.

Во многих штатах США приняты законодательные акты, регулирующие франчайзинг, которые, как правило, называются законами об инвестиционном франчайзинге. Такие законы определяют понятие и виды франшизы, франчайзингового договора, а так же перечень подлежащей разглашению информации о франшизе. К тому же законодательные акты таких штатов, как, например, Вашингтон, Вирджиния, Висконсин, Гаваи, Иллинойс, Калифорния, Нью-Йорк, Северная и Южная Дакота предусматривают обязательную регистрацию информации о франшизе в специальном органе и направление соответствующих документов потенциальному франчайзи до предложения или продажи франшизы. Закон штата Орегон предусматривает обязанность франчайзора направлять франчайзи соответствующую документацию о франшизе, однако не обязывает франчайзора осуществлять обязательную регистрацию таких документов. Законы штатов Кентукки, Мичиган, Небраска и Техас обязывают франчайзора зарегистрировать специальное уведомление о предложении франшизы и уплатить соответствующий регистрационный сбор. Объем обязательной к разглашению информации о франшизе отличается от штата к штату.

В законах разных штатов франшиза определяется в основном двумя способами — как сбытовая система и как общность интересов сторон франчайзинговых отношений.

В Калифорнии, Вашингтоне и других штатах франшиза определяется как контракт или договор, выраженный или предполагаемый, устный или письменный, между двумя или более лицами, по которому:

1) франчайзи предоставляется право участвовать в предпринимательской деятельности по предложению, продаже или сбыту товаров и услуг в соответствии с маркетинговым планом или системой, предписанной в значительной части франчайзером;

2) ведение  предпринимательской деятельности  франчайзи в соответствии с таким планом или системой в значительной степени ассоциируется с торговой маркой, маркой на услуги, торговым наименованием, логотипом, рекламой или иными коммерческими символами франчайзера или его дочерних предприятий;

3) франчайзи обязан уплатить, прямо или косвенно, франчайзинговый платеж.

Предложение и продажа франшиз регулируется в США не только на уровне законодательства отдельных штатов, но и на федеральном уровне.  Регулирование франчайзинга на федеральном уровне осуществляется не специальным законом, как это имеет место на уровне штатов, а специальными правилами о требованиях в отношении раскрытия и запретов, касающихся франчайзинга и предприятий предпринимательских возможностей. Данные правила о раскрытии приняты федеральной торговой комиссией США. Правила дают определение франшизы, сторон франчайзинговых правоотношений, перечень их прав и обязанностей.

Было разработано руководство по единообразному предложению франшизы, широко известное как UFOC(TheUniformFranchiseOfferingCircularGuidelines), которое включает в себя и требования правил, и требования, встречающиеся во всех законах штатов.

Среди европейских стран законодательное регулирование франчайзинга впервые было введено во Франции. Закон «О развитии коммерческих торговых предприятий и улучшении их экономического, правового и социального окружения» (закон Луи Дубена, который внес его на рассмотрение в парламент). Закон содержит два основных требования. Во-первых, франчайзер обязан предоставлять потенциальномуфранчайзи информацию о франшизе как минимум за 20 дней до подписания франчайзингового договора. Во-вторых, эта информация должна содержать исчерпывающие данные о предложенной франшизе. Законом не установлен исчерпывающий перечень категорий информации для разглашения, которые позволят другой стороне принять взвешенное и максимально объективное решение.

Франчайзер обязан передать будущему партнеру, так называемый список предварительной информации (СПИ), в котором содержатся подробные сведения о сети, ее истории, входящих в нее предприятиях, финансовых условиях контракта и т.д. Франчайзи располагает 20-дневным сроком, в течение которого он может принять либо отвергнуть контракт. СПИ, как правило, включает также и стандартный текст контракта.

Закон Дубена предусматривает в качестве наказания за несоблюдение правил подачи информации штраф. Также разрешено аннулирование франчайзингового соглашения с возмещением не только вступительного взноса, уплаченного франчайзеру, но и потерянных полностью или частично по его вине инвестиций.

В Испании при заключении франчайзинговых соглашений стороны руководствуются актом «О положении в розничной торговле относительно регулирования франчайзингового режима» и постановлением о создании реестра франчайзеров. Постановление содержит не только требования к их регистрации, но и определяет объем информации о франшизе, который франчайзи должен получить не позже чем за 20 дней до подписания франчайзингового договора или уплаты по нему первых франчайзинговых платежей.

В Китае франчайзинг регулируется циркуляром Министерства внутренней торговли «О мероприятиях администрирования франчайзинговых операций», сфера действия которого, как и во Франции, затрагивает любые договора по передаче прав пользования объектами интеллектуальной собственности. Циркуляр предусматривает обязательную регистрацию франчайзингового договора в Китайской сети ассоциированных предприятий (ChinaChainEnterprisesAssociaton), а также открытую публикацию информации о франшизах.

Несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует.  Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.

Обязательства правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.

При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии. Участниками договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативными актами, определяющими в настоящее время порядок разрешения хозяйственных споров, в которых могут оказаться в качестве сторон франчайзер и франчайзи, являются Закон РСФСР об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также утвержденное постановлением Верховного Совета РФ.

Из всего блока законов, определяющих условия хозяйственной деятельности, остановимся на основополагающих законах. К ним следует отнести в первую очередь Закон РФ «о защите конкуренции», обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции.

Законы такого характера действуют в каждой стране с развитой рыночной экономикой. Для России он тем более важен, что степень монополизации ее экономики до сих пор еще остается очень высокой, а добросовестность конкуренции воспринимается как абстрактное понятие, не связанное с реальной деятельностью на рынке.

Во-первых, он устанавливает количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые должны учитываться при формировании сети франчайзи.

Во-вторых, Закон содержит важные положения о порядке заключения хозяйствующих договоров, в том числе франчайзинговых соглашений.

В-третьих, Закон содержит важные для отношений между франчайзером и франчайзи положения о недобросовестной конкуренции, к которой относятся, в частности: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Предмет договора франчайзинга — это возмездное предоставление в пользование комплекса исключительных прав, к которым относятся фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, охраняемая коммерческая информация и т.д. То есть в пользование передается комплекс исключительных прав, позволяющих идентифицировать товары или услуги как созданные определенным производителем. Исходя из этого стороны, договора называются правообладателем (франчайзер) и пользователем (франчайзи). Правообладатель исключительные права предоставляет, пользователь эти права использует. А для обозначения самого права пользования используется понятие франшизы.

Информация о работе Современное состояние франчайзинга на рынке