Современное состояние физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 36.52 Кб (Скачать)

 

Современное состояние  физической культуры и спорта

 

Важной составной частью государственной социально экономической  политики является всестороннее и эффективное  развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства  в области физической культуры и  спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а  также достойное выступление  российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях. 
          Физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

Инвестирование в ФКС  обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих  мест не только непосредственно в  спортивной отрасли, но и в смежных  отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение  социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального  климата в обществе.

По данным отечественных  и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.

В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.

В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее  время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное  агентство по физической культуре и  спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и  молодежной политики (Минспорттуризм России) под руководством В. Мутко. «Министерство  спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и  спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики».1

Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое  обеспечение.

К материально-технической  базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические  сооружения, предназначенные для  занятий граждан физическими  упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; предприятия спортивной промышленности, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного  и туристского назначения, изготавливающие  спортивные товары, оборудование, инвентарь  и другое спортивное имущество, находящееся  в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и прочих организаций или в собственности отдельных граждан.

Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая  включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров  для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая  база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие подведомственные организации  бывшего Госкомспорта СССР перешли  под юрисдикцию новых суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины). В середине 90-х годов критическое  положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и  спорта и, прежде всего, подготовки сборных  команд страны. До 1999 года недостаточное  финансирование из федерального бюджета  на ремонт и реконструкцию спортсооружений  привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных  сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные  сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной  поддержки.

Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной  статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно  принять около 5 млн. человек, что  соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации  сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений характеризуется  не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим требованиям, неравномерно размещены по России.

По сравнению с 2001 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.

За этими цифрами стоит  следующая картина: обеспечение  населения России кадрами ФКС  составляет сегодня в расчете  на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными  словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель  физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении  инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.

Между тем, в настоящее  время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению  и шести специальностям в 219 образовательных  учреждениях среднего и высшего  профессионального образования. При  этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число  обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных  заведений, включая 2 колледжа в составе  академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных  советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного  профессионального образования. В  целом, качество подготовки отечественных  специалистов удовлетворительное, и  на них есть спрос не только в  России, но и на мировом рынке  спорта. Проблема, однако, - в том, что  из 5 тыс. тренерских и преподавательских  кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в  ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в  том числе низкой зарплаты. Сегодня  в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.

ФКС России испытывает дефицит  и в отношении научно-исследовательских  кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во ВНИИ физической культуры - головной в ФКС России научно-исследовательской  структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием  и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ ведется по остаточному  принципу. Хотя, положительная динамика есть – объем финансирования науки  образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб.

Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных  объектов, как дворцы спорта с искусственным  льдом, быстровозводимые сооружения и  конструкции с теннисными кортами  и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.

За последние годы в  связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась  конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие  позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами  по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком  и полностью опирается на детско-юношеский  спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного  резерва.

Однако, в последнее время  в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния  сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:

-  рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;

-  рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;

-  рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;

-  увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;

-  рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

При этом указанные тенденции  не носят случайного характера, поскольку  обеспечены новым Федеральным законом  «О физической культуре и спорте в  Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Так же подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.

Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта. Так, основными  принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права  каждого на свободный доступ к  физической культуре и спорту как  к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия  физической культурой и спортом  для всех категорий граждан и  групп населения», а также «содействие  развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными  возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в  повышенной социальной защите»2.

Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений  в Налоговом кодексе, Законе о  земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом  законодательстве, чтобы заработал  механизм налоговых льгот и послаблений  бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.

В процессе занятия спортом  между людьми возникают многочисленные связи, которые проявляются в  передаче знаний, опыта, навыков. Спорт  органично включен в целостную  отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действеннейших факторов воспитания личности, особенно в детском и юношеском возрасте. 
          При освоении нового вида деятельности, каковым является и спорт, значительно расширяется круг участников педагогического процесса. Специалисты спорта передают соответствующие знания и умения своим воспитанникам, формируя тем самым личность спортсмена. 
          Спорт высших достижений формирует такие важные качества, как честность, чувство долга, уважение к сопернику, гордость за принадлежность к определенной команде, и другие. Так, в некоторых видах спорта, например в большом теннисе, существуют негласные кодексы чести спортсмена. А такой на первый взгляд агрессивный вид спорта, как профессиональный бокс, способствует развитию у спортсменов определенных нравственных качеств.

Роль спорта в формировании личности человека всегда проявлялась  особенно значимо. В различных общественно-экономических  формациях спорт являлся общей  социальной системой воспитания. Спорт  именуют «школой жизни», «школой  эмоций», «школой характера», «школой  воли». 
          Реальное воспитательное значение спорта зависит от участников образовательного процесса и, прежде всего, от тренеров. С одной стороны, могут возникнуть условия, способствующие формированию высокомерия, чрезмерной гордыни, резкого противопоставления себя окружающим, что способствует проявлению «звездной болезни». С другой стороны, при правильно организованном педагогическом процессе, формируется социально значимая личность спортсмена, способного к достижению высоких результатов не любой ценой, а на основе научно организованного тренировочного процесса. Современные научные знания и прогрессивная социально-педагогическая технология по освоению новых видов и форм деятельности исходят из того, что все участники образовательно-обучающего процесса взаимодействуют активно. Внешние воздействия субъекта обучения сочетаются с активной творческой познавательной внутренней реакцией объекта, на которую обращены эти воздействия.

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта