Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 04:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и анализ системы управления персоналом, разработка рекомендаций ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты, касающиеся управления поведением персонала;
Произвести анализ системы управления персоналом на примере предприятия ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»;
Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в исследуемом предприятии.
Введение..............................................................................................................
3
Глава 1. Теоретические основы управления трудовыми ресурсами
1.1 Понятие, структура управления трудовыми ресурсами................
5
1.2 Система управления персоналом, ее принципы и методы...........
8
1.3 Место и роль управления персоналом в управлении организацией..........................................................................................................
11
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на примере ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
2.1 Общие сведения о предприятии......................................................
15
2.2 Анализ движения персонала на предприятии................................
19
2.3 Анализ эффективности и качества управления персоналом........
23
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом..........................................................................
25
3.2 Разработка плана привлечения и отбора персонала......................
29
Заключение..........................................................................................................
33
Список использованной литературы.................................................................
35
Из предоставленного расчета видно, что не смотря на то , что в общем объеме производимого хлеба и хлебобулочных изделий , выпуск хлеба из ржаной муки и смеси разных сортов муки достигает значительных объемов, на протяжении ряда лет производство хлеба « Крестьянский » и « Новославянский » является убыточным для предприятия (в 2012 году убыток от производства этих сортов составил 5334 тыс . руб., в 2011 и 2010 годах , соответственно , - 2411 и 6066 тыс . руб).
Наиболее эффективным в 2012 году является участок розлива воды и производство безалкогольных напитков - 14, 12%.
Показатель рентабельности реализованной продукции в 2012 году по сравнению с предыдущим годом сократился на 3,7%.
Доходы ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» в 2012 году составили 426295,5 тыс . руб., что меньше , чем в 2011 году на 24197,5 тыс . руб ., и меньше, чем в 2010 г. на 26007,5 тыс. руб. На 12614,5 тыс . руб . по сравнению с 2011 г. снизилась выручка от продажи продукции собственного производств и составила 349174,5 тыс . руб.
Валовая прибыль за отчетный год на 12,5% ниже аналогичного показателя прошлого года .
Прибыль от продаж составила 2080 тыс. руб., что более , чем в 2 раза меньше от уровня 2011 года.
Внеоборотные активы за 2012 год по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 545 тыс. руб. или на 0,95 %.
Балансовая стоимость основных средств - на 1 января 2013 составила 53404 тыс. руб ., что незначительно отличается от показателя на 1 января 2012 года . Их доля в валюте баланса увеличилась до 50,96% в 2012 г., в 2011 г. было 48,52%.
Среднемесячная заработная плата работников в 2012 году составила 17148 руб ., т.е. на 1930 руб . больше , чем в 2011 году .
Аппарат управления ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» состоит из множества отделов и подразделений, контролирующих деятельность предприятия. Наличие расширенного управленческого аппарата обусловлено масштабами самого предприятия. Существует необходимость наличия управленческого персонала в каждом цехе, подразделении, на каждом участке работы предприятия, в каждой смене. Коллектив предприятия велик, поэтому для организации слаженной работы всех цехов и подразделений, во избежание простоев в работе, необходимо контролировать и направлять деятельность персонала предприятия на всех стадиях производственного процесса.
2.2 Анализ движения персонала на предприятии
Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Обеспеченность предприятия ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества рабочих по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание необходимо уделить анализу обеспеченности предприятия работниками наиболее важных профессий. Данные для анализа приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Структура обеспеченности работниками предприятия
Категории |
2010 |
2011 |
2012 |
Темп роста, % |
Отклонение | ||
к 2010 |
К 2011 |
от 2010 |
От 2011 | ||||
Промышленное производство |
503 |
533 |
560 |
111,3 |
105,1 |
57 |
27 |
Торговля |
136 |
33 |
- |
- |
- |
-169 |
-33 |
Общественное питание |
134 |
150 |
114 |
85,1 |
76,0 |
-20 |
-36 |
Итого |
789 |
700 |
674 |
85,4 |
92,4 |
-115 |
-26 |
Данные таблицы 2.2 позволяют сделать вывод, что в 2012 году наибольшим удельным весом среди общего числа работников обладают работники, занятые в промышленном производстве — 83% от общего числа. В 2012 году по сравнению с 2011 годом, численность работников, занятых в промышленном производстве возросла на 27 человек, или на 5,1%; а по сравнению с 2010 годом она увеличилась на 57 человек, что составляет 11,3%.
В 2012 году в связи с закрытием структурных торговых подразделений , было проведено сокращение работников, занятых в сфере торговли, до нуля.
Из таблицы 2.2 видно, что штат персонала по всем видам категорий не укомплектован. Неукомплектованность штата объясняется нестабильностью работы предприятия, сокращением производства, низким уровнем заработной платы по сравнению с другими предприятиями области.
В результате непрерывно происходящего приема и увольнения работников состав персонала предприятия постоянно меняется, то есть происходит движение персонала.
Для характеристики движения рабочей силы в ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» рассчитаем и проанализируем динамику показателей, приведенных в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Движение рабочей силы |
2011 |
Процент от общего числа уволившихся |
2012 |
Процент от общего числа уволившихся |
Процент отклонения |
Принято |
236 |
- |
192 |
- |
- |
Убыло |
300 |
- |
235 |
- |
- |
В т.ч. по причинам |
|||||
Сокращение |
2 |
0,67 |
33 |
14,04 |
13,37 |
Собственное желание |
251 |
83,67 |
205 |
87,23 |
3,56 |
Пенсия |
21 |
7,0 |
2 |
0,85 |
-6,15 |
Другие причины |
26 |
8,67 |
1 |
0,43 |
-8,24 |
Текучесть кадров,% |
34,6 |
- |
34,4 |
- |
-0,2 |
Из табл. 2.3 видно, что текучесть кадров на предприятии уменьшилась на 0,2% по сравнению с 2012 годом. Показатель сокращения же увеличился в 2012 году на 13,37% по сравнению с 2011 годом. Это обусловлено тем, что предприятие провело политику реструктуризации производства, избавляясь от избытка рабочей силы.
На основании данных, приведенных в табл. 2.3, рассчитаем коэффициенты оборота по приему по формуле (1), коэффициенты оборота по выбытию по формуле (2), коэффициенты текучести кадров по формуле (3) и коэффициенты постоянства состава по формуле (4) в ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Характеристика движения рабочей силы
Показатель |
2011 |
2012 |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Кпр |
0,3237 |
0,2922 |
90,3 |
-9,7 |
Кв |
0,4115 |
0,3576 |
86,9 |
-13,1 |
Кт |
0,3463 |
0,3440 |
99,3 |
-0,7 |
Кп.с. |
0,9602 |
0,9747 |
101,5 |
1,5 |
Анализируя данные таблицы можно выявить следующее:
1. Коэффициент оборота
по приему в 2012 году по сравнению
с 2011 годом снизился на 9,7%. Это
негативная тенденция, вызванная
закрытием торгового
2. Коэффициент оборота по выбытию в 2012 году по сравнению с 2011 снизился на 13,1%. Это позитивная тенденция — работники заинтересованы в работе на данном предприятии.
3. Коэффициент текучести кадров в 2012 году по сравнению с 2011 снизился на 0,7%. Это связано с уменьшением уволенных по собственному желанию (с 251 в 2011 году до 205 в 2012 году).
4. Показатель постоянства
состава в 2012 году вырос по
сравнению с 2011 годом на 1,5% – следовательно,
количество работающих
2.3 Анализ эффективности
и качества управления
Анализ эффективности и качества управления персоналом предприятия является задачей, для решения которой часто приглашают внешних специалистов, консультантов. Проведем анализ качества управления персоналом на ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» по следующей схеме(табл 2.5)
Таблица 2.5
Основные направления анализа качества управления предприятием
Направление анализа |
Используемые критерии |
Соответствие критериям На ОАО «Чебоксарский хлебозавод№2» |
1. Анализ кадровой политики |
Последовательность, непротиворечивость кадровой политики — соответствие целей реальной практике в сфере управления персоналом. Соответствие целей кадровой политики и путей достижения стратегии целям организацией. |
Кадровая политика непоследовательна, наблюдается противоречие: одна из основных целей организации — увеличение прибыли, и как факт, улучшение качества продукции и увеличение объемов производства. Однако, в 2012 году предприятие произвело сокращение персонала, в результате чего сократились и объем производства, и прибыль. Проведенная политика не оправдала себя. |
2. Оценка качества основных |
Четкость и точность изложения в документах правил и процедур, на основании которых осуществляется управление персоналом, соответствие Трудовому кодексу РФ |
Правила и процедуры изложены четко, кратко, лаконично, доступно для понимания. Соответствуют Трудовому кодексу РФ в полной мере. |
Продолжение табл. 2.5
3. Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом |
Трудовые показатели работников, эффективность работы предприятия, подразделения. Соответствие Трудовому кодексу РФ. Морально-психологический климат в коллективе. |
По данным на 2012 год выпуск продукции является нерентабельным, наблюдается недобор кадров. Атмосфера в коллективе дружелюбная, неконфликтная |
4. Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом |
Уровень текучести кадров. Отсутствие жалоб и конфликтов. Удовлетворенность персонала работой. Приверженность работников своему предприятию |
Уровень текучести кадров снизился на 0,2%, что говорит о заинтересованности рабочих в сохранении своих рабочих мест. Жалобы отсутствуют. |