Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 04:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и анализ системы управления персоналом, разработка рекомендаций ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты, касающиеся управления поведением персонала;
Произвести анализ системы управления персоналом на примере предприятия ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»;
Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в исследуемом предприятии.
Введение..............................................................................................................
3
Глава 1. Теоретические основы управления трудовыми ресурсами
1.1 Понятие, структура управления трудовыми ресурсами................
5
1.2 Система управления персоналом, ее принципы и методы...........
8
1.3 Место и роль управления персоналом в управлении организацией..........................................................................................................
11
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на примере ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
2.1 Общие сведения о предприятии......................................................
15
2.2 Анализ движения персонала на предприятии................................
19
2.3 Анализ эффективности и качества управления персоналом........
23
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом..........................................................................
25
3.2 Разработка плана привлечения и отбора персонала......................
29
Заключение..........................................................................................................
33
Список использованной литературы.................................................................
35
Продолжение табл. 1.1
7. Установление административных санкций и поощрений. |
9. Страхование. |
7. Развитие у работников
8. Установление моральных |
Управление персоналом рассматривает широкий спектр функций. Рассмотрим основные из них:
1. Планирование ресурсов:
разработка плана
2. Набор персонала:
создание резерва
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5. Профориентация и
адаптации введение нанятых
организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка
программ для обучения
7. Оценка трудовой деятельности:
разработка методик оценки
8. Повышение, понижение, перевод,
увольнение: разработка методов
перемещения работников па
9. Подготовка руководящих
кадров, управление продвижением
по службе: разработка программ,
направленных на развитие спосо
Качество управления персоналом определяется, исходя из следующих показателей:
1) Коэффициент оборота по приему рабочих (КПР):
2) Коэффициент оборота по выбытию (КВ):
3) Коэффициент текучести кадров (КТ):
4) Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (КП.С.):
(4).
Коэффициенты оборота по приему, выбытию, текучести и постоянства кадров рассчитывают на основании информации о движении персонала.
1.3 Место и роль управления
персоналом в управлении
Управлять предприятием - значит оказывать такие воздействия на его персонал, которые в наибольшей мере способствуют достижению цели создания предприятия: получению прибыли и/или удовлетворению общественной потребности. Следовательно, результат работы предприятия есть функция эффективности функционирования кадровой составляющей, в силу чего знание специфических особенностей управления персоналом приобретает принципиальное значение в общей системе управления предприятием.
Современные организации вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Факторы, определяющие успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из них связан с деятельностью сотрудников предприятия. Успех практически невозможен без следующих факторов:
1) развития персонала;
2) сильных и надежных партнеров (поставщики, субпредприятия, альянсы и т.д.);
3) ориентации на клиента;
4) себестоимости продукции;
5) быстроты поставок;
6) уровня квалификации персонала и т.д.
Рынок постоянно изменяется. Организация вынуждена быть динамичной и способной адаптироваться не только к самим изменениям внешней среды, но и к их скорости. В этом случае организация должна представлять собой не застывшую систему, а мобильный организм с единственным постоянным фактором – обновления и непрерывного развития. Организация современного типа должна быть ориентирована на управление процессами и управление персоналом. Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием.
Присущие персоналу ориентация и самоорганизация определяют его особые место и роль в системе управления предприятием, при этом принципиальные отличия управления персоналом от управления материально-техническими ресурсами состоят в следующем: управление персоналом осуществляется самим персоналом. Так, например, принимая решения о режиме труда и отдыха, о порядке внутрифирменного взаимодействия, о системе оплаты труда и мотивации, собрание акционеров, высшее руководство, менеджеры по персоналу устанавливают «правила игры» в том числе и для себя.
В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон объекта управления (того, чем управляют) и субъекта управления (того, кто управляет). Управляющее воздействие (позитивное или негативное) может быть признано состоявшимся лишь тогда, когда оно воспринято объектом управления, в противном случае управляющее воздействие следует считать несостоявшимся.
Управление персоналом состоит в осуществлении целенаправленных воздействий на соответствующие его категории или отдельных работников с целью наиболее успешного решения стоящих перед организацией задач. Эти воздействия осуществляются в форме принятия решений по персоналу. Принятие решений по персоналу вызывает ответную реакцию управляемого объекта.
Очевидно, что эффективность такого взаимодействия зависит от полноты, точности и качества принятого решения, на базе которого формируется ответная реакция. Реализуется не то, что «командуется» сверху, а то, что «воспринимается» снизу.
Управляющее воздействие на персонал и реакция персонала не всегда совпадают по направлению, а именно: негативное воздействие может дать позитивный результат, и наоборот. При управлении материально-техническими ресурсами подобного рода разнонаправленность практически исключена. Так, например, заменяя устаревшее оборудование более производительным, субъект управления с высокой степенью точности прогнозирует последствия такой замены.
Можно выделить три основных момента, характеризующих роль и место управления персоналом в системе управления предприятием:
1. Функция управления персоналом является одной из основных функций предприятия и находится на одном уровне с такими функциями, как производство, маркетинг, продажи, финансы и др.
2. Функция управления
персоналом тесно
Место функции управления персоналом
в общей системе управления зависит от
конкретных решаемых вопросов и может
быть как ведущим, так и вспомогательным.
3. Функция управления персоналом нацелена на достижение оптимального соответствия между потребностями предприятия и работниками и зависит от стратегии предприятия. Необходимо увязать интересы отдельных сотрудников с интересами организации и ее стратегическими целями.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №2»
2.1 Общие сведения о предприятии
Полное наименование общества : Открытое акционерное общество «Чебоксарский хлебозавод № 2».
Сокращенное наименование: ОАО «ЧХЗ № 2».
Открытое акционерное общество «Чебоксарский хлебозавод № 2» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721 и зарегистрировано Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары, чувашской республики 20 января 1993 года с присвоением номера государственной регистрации № 7/5.
Общество обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, бланки и печать со своим наименованием.
Юридический адрес предприятия: Республика Чувашия, г. Чебоксары, ул.324-ой стрелковой дивизии, дом 19 а.
Учредительным документом ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» является Устав.
Размер уставного капитала общества : 831 000 ( восемьсот тридцать одна тысяча ) рублей .
ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» осуществляет оперативный учет своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность. Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляют налоговые, финансовые и другие государственные органы. Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также материальные ценности, стоимость которых отражается на балансе предприятия и принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения.
Основные виды деятельности общества :
ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» снабжает своей продукцией жителей города и близлежащих населенных пунктов. Предприятие имеет собственную сеть магазинов розничной торговли, а так же поставляет свою продукцию сторонним организациям, список которых очень обширен. Наиболее крупными покупателями продукции ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» являются: ООО «Символ», ООО «Восторг», ЗАО ТПК «Березка», МУТП «Южанка», ЗАО ТПК «Стратегия»и др.
Поставщиками сырья ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» являются: ГУП «Чебоксарский элеватор», ОАО «Акконд», ОАО «Чебоксарский молочный комбинат» и др.
Основную конкуренцию ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» составляют мини-пекарни, которых в августе месяце 2006 года в Чебоксарах насчитывалось около 20. Кроме того, крупными конкурентами является ОАО «Хлеб» и «Чебоксарский хлебозавод № 1», выпускающие продукцию такого же ассортимента.
Общая цель организации — это выпуск продукции, в которой нуждается потребитель - в данном случае это хлебобулочные и кондитерские изделия - в достаточном количестве. Задачи предприятия: получение дохода, обеспечение потребителей в данном виде продукции, обеспечение персонала вовремя и в достаточном количестве выплачиваемой заработной платой, создание рабочих мест для населения, недопущение сбоев в работе.
Номенклатура выпускаемой продукции: хлеб (основной вид продукции), булки, батоны и калачи. Материалы, необходимые для производства данной продукции: мука, дрожжи, яйца, соль, сахар (основные продукты). Мак, изюм, орехи, тмин, кунжут (вспомогательные продукты).
Эффективность производства выпускаемой продукции в ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Рентабельность выпускаемой продукции,%
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Хлебное производство |
4,2 |
8,4 |
5,3 |
2,03 |
-0,85 |
В том числе продукция из ржаной муки и смеси разных сортов муки: - хлеб « Новославянский » |
-4,2 |
-5,5 |
-10,5 |
-4,5 |
-10,6 |
- хлеб « Крестьянский » |
-10,6 |
-11,5 |
-16,0 |
-4,7 |
-10,2 |
Кондитерское производство |
3,7 |
6,5 |
1,3 |
0,02 |
3,13 |
Участок розлива минеральной воды и производства безалкогольных напитков |
4,6 |
0,8 |
3,0 |
6,95 |
14,12 |
Всего производства |
0,05 |
2,03 |
4,5 |
7,9 |
4,2 |