Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 04:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и анализ системы управления персоналом, разработка рекомендаций ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты, касающиеся управления поведением персонала;
Произвести анализ системы управления персоналом на примере предприятия ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»;
Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в исследуемом предприятии.
Введение..............................................................................................................
3
Глава 1. Теоретические основы управления трудовыми ресурсами
1.1 Понятие, структура управления трудовыми ресурсами................
5
1.2 Система управления персоналом, ее принципы и методы...........
8
1.3 Место и роль управления персоналом в управлении организацией..........................................................................................................
11
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на примере ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
2.1 Общие сведения о предприятии......................................................
15
2.2 Анализ движения персонала на предприятии................................
19
2.3 Анализ эффективности и качества управления персоналом........
23
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом..........................................................................
25
3.2 Разработка плана привлечения и отбора персонала......................
29
Заключение..........................................................................................................
33
Список использованной литературы.................................................................
35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... |
3 |
Глава 1. Теоретические основы управления трудовыми ресурсами |
|
1.1
Понятие, структура управления |
5 |
1.2
Система управления персоналом,
ее принципы и методы.......... |
8 |
1.3
Место и роль управления |
11 |
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на примере ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» |
|
2.1
Общие сведения о предприятии.. |
15 |
2.2
Анализ движения персонала на
предприятии................... |
19 |
2.3
Анализ эффективности и |
23 |
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» |
|
3.1 Предлагаемые
мероприятия по совершенствованию системы
управления персоналом.................... |
25 |
3.2
Разработка
плана привлечения и отбора персонала..................... |
29 |
Заключение.................... |
33 |
Список
использованной литературы.................... |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Успех работы предприятия
(организации, фирмы) обеспечивают работники,
занятые на нем. Именно поэтому
современная концепция
В условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что в условиях рынка необходимо обеспечить конкурентоспособность фирмы. Известно, что важнейшая составляющая конкурентоспособности напрямую зависит и обеспечивается персоналом фирмы и системой управления персоналом.
Цель курсовой работы: изучение и анализ системы управления персоналом, разработка рекомендаций ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования - Открытое акционерное общество «Чебоксарский хлебозавод №2».
Предмет исследования - организация управления персоналом ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
Метод исследования - сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление.
Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда, соответствующая квалификация работников имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Данная тема довольно обширна и хорошо изучена. В процессе написания курсовой работы была использована научная литература таких авторов, как А. Я. Кибанов, Ивановская Л. В, В. Я. Горфинкель.
Работа содержит введение (обоснование актуальности избранной темы, постановка целей и задачи исследования), основную часть, заключение (содержащее выводы и предложения), а также список использованных источников.
В первой главе курсовой работы раскрыта сущность, структура и методы управления персоналом, а также его место и роль в управлении организацией.
Вторая глава представляет анализ действующей системы управления персоналом в исследуемом предприятии.
В третьей главе приводятся рекомендации по совершенствованию работы с персоналом в исследуемом предприятии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие, структура управления трудовыми ресурсами
Управление персоналом - это
комплексная прикладная наука об организационно-экономических,
административно-
Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессиональные и социальные группы, коллективы и организация в целом) на производстве.
В идеале управление персоналом - это создание организации, работающей на принципе сотрудничества, в которой оптимально сочетается движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям.
Понятие «персонал» часто заменяется понятием «человеческие ресурсы». Ресурсный подход к персоналу основывается на понятии «ресурсы», что в переводе с французского означает «вспомогательное средство». К числу ресурсов относятся денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов.
Причисление людей к ресурсам переводит их больше в категорию «объект», чем «субъект», ограничивает их восприятие руководством рамками одного из многих ресурсов, ставит под сомнение целесообразность учета индивидуальности, индивидуальный подход и необходимость исследования, развития и полного применения потенциала. Однако, персонал организации отличается от других (финансовых, материальных, сырьевых) ресурсов тем, что работник имеет право отказаться от условий, на которых его собираются использовать, вести переговоры об уровне оплаты труда, переучиваться другим профессиям, участвовать в забастовках, увольняться по собственному желанию, решать, какие профессии являются социально неприемлемыми. В целом персонал не может рассматриваться как однородная субстанция; каждый работник имеет индивидуальные мотивы и ценности.
Главной целью управления персоналом является обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик персонала целям организации.
Выделяют несколько целей организации:
1.Экономическая: рост прибыли;
2.Научно-техническая: внедрение достижений НТП, рост производительности;
3.Производственно-
4.Социальная: удовлетворение социальных потребностей.
Задачи управления персоналом - это определенные виды работы, которые должны быть выполнены для достижения главной цели[14]. Выделяют три основные задачи в управлении персоналом:
1. Обеспечение организации высококачественными кадрами;
2. Обеспечение непрерывного обучения, повышения квалификации персонала, эффективное использование трудового потенциала;
3. Согласование производственных и социальных задач.
Структура персонала предприятия — это совокупность отдельных групп работников, объединенных по ряду признаков и категорий.
Все работники предприятия делятся на две группы:
1. Промышленно-производственный персонал, занятый производством и
его обслуживанием;
2. Непромышленный персонал,
занятый в основном в социальной сфере
деятельности предприятия.
По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории:
1. Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники. В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).
2. Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.
3. Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.
4. Технические исполнители (служащие)- работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).
На структуру персонала предприятия влияют следующие факторы:
1. Отраслевая принадлежность предприятия;
2. Тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый);
3. Размеры предприятия;
4. Организационно-правовая форма хозяйствования;
5. Сложность и наукоёмкость выпускаемой продукции;
6. Уровень механизации и автоматизации производства и др.
1.2 Система управления персоналом, её принципы и методы
Система управления персоналом– это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих единое целое и выполняющих функции управления персоналом[18]. Она реализуется в нормативных документах: уставе предприятия, ее философии, бизнес-плане, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о кадровой службе и др.
Объекты системы управления персоналом:
1. Работники;
2. Рабочие группы;
3. Трудовой коллектив.
Субъекты системы управления персоналом:
1. Функциональный управленческий персонал;
2. Линейный управленческий персонал;
Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом, все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривать.
Как правило, организации, нацеленные на реализацию функций управления персоналом, включают в себя подсистему линейного руководства организации, а также ряд функциональных подсистем управления персоналом (например, подсистема найма, подсистема обучения и развития и т.д.).
В рамках такой системы происходит учет взаимосвязей между отдельными аспектами управления персоналом, который выражается в разработке конечных целей управления персоналом организации, в определении путей их достижения, а также в создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование и организацию управления персоналом организации.
Методы управления персоналом– это способы воздействия на людей для достижения поставленных целей и решения задач[14]. Современные методы управления персоналом предприятия представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Методы управления персоналом предприятия
Административные |
Экономические |
Социально-психологические |
|
1. Технико-экономический анализ и обоснование;
2. Планирование;
3. Материальное стимулирование и установление материальных дотаций;
4. Кредитование;
5. Ценообразование;
6. Участие в прибылях и капитале;
7. Налогообложение;
8. Установление экономических |
1.Социально-психологический
2. Социальное планирование;
3. Участие работников в
4. Социальное стимулирование
5. Удовлетворение культурных и
духовных потребностей
6. Установление социальных норм поведения;
|