Совершенствования фирменного стиля и репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:36, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучение опыта ОАО "Гостиницы "Обь" по формированию фирменного стиля и репутации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию фирменного стиля и репутации.
Объектом работы является деятельность ОАО "Гостиница "Обь" по управлению фирменный стилем и репутацией корпорации.
Предметом работы является процесс управления фирменным стилем и репутацией корпорации.
Методы исследования: анализ теоретических положений по данной теме; сравнительный анализ, анализ опыта российских предприятий.

Файлы: 1 файл

Изучение фирменного стиля и имиджа корпорации на примере ОАО Гостиницы Обь.rtf

— 726.44 Кб (Скачать)

     Понятие корпоративный имидж, прочно утвердившееся в российском бизнесе и менеджменте, становится актуальным и для предприятий. Забота об имидже - признак развивающихся организаций, стремящихся обрести своё лицо, ищущих наиболее оптимальные направления своего движения, пытающихся найти гармоничные способы сосуществования с социумом.

     В построении позитивного имиджа многие организации довольно часто идут по пути привлечения к себе внимания через создание запоминающегося визуального образа. И это действительно становится маркетинговым инструментом при условии соблюдения единого стиля, привлекательности, четкости и запоминаемости. К элементам корпоративного дизайна относятся:

     постройки;

     транспорт;

     вывески;

     печатные материалы, исходящие из организации;

     фирменный знак, логотип;

     фирменная одежда персонала;

     упаковка товара;

     ценные бумаги организации.

     В корпоративном дизайне особая роль принадлежит созданию фирменного стиля (в некоторых источниках - брендинга: "brand" (англ.) - клеймо). Фирменный стиль можно рассматривать как комплекс элементов цвета, графики, языковой семантики, психологических стереотипов, дизайна, благодаря которому достигается представление о внешнем и внутреннем единстве всей продукции организации. Фирменный стиль организации помогает потребителю быстро найти нужную продукцию, повышает эффективность рекламы и снижает затраты организации на внедрение новых услуг или продукции, способствует формированию корпоративного единства у персонала организации.

     Один из основных элементов фирменного стиля - товарный знак, представляющий собой изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения, используемые для идентификации продукции или услуг.

     Многие организации используют, как элемент фирменного стиля, логотип - фирменную шрифтовую надпись с названием фирмы или товара.

     Слоган (девиз, лозунг) - это содержащий основные принципы или кредо организации элемент фирменного стиля, в формулировании которого важно опираться на психолингвистические критерии. Сочетание нескольких элементов фирменного стиля: слогана, товарного знака, логотипа - часто применяемый прием, особенно в оформлении фирменных бланков. Общую картину образа организации дополняет использование фирменного цвета и комплекта шрифтов, при подборе которых главный закон - ассоциативность. В организациях, имеющих традиции и устойчивую репутацию, формируются особые фирменные константы, сложившиеся в результате долговременного использования в особые внутрифирменные стандарты, например, в мире моды - стиль Дома Шанель.

     Основные носители фирменного стиля:

     1. Печатная реклама: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари.

     2. Средства пропаганды: проспекты (рекламно-информационные материалы), журналы, специальное оформление помещений для пропагандистской работы.

     3. Сувенирная реклама: пакеты, авторучки, настольные приборы, поздравительные открытки.

     4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки, конверты, папки-регистраторы, записные книжки, блоки бумаг для записей.

     5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки.

     6. Элементы служебных интерьеров: панно (обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом) на стенах, настенные календари, наклейки.

     7. Другие носители: геральдические символы, фирменная упаковочная бумага, пригласительные билеты, изображения на транспортных средствах.

     Рассмотрим более подробно основные составляющие фирменного стиля.

     Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, торговая марка, фирменный знак) является центральным элементом фирменного стиля. Товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются его владельцем для идентификации своих товаров.

     Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов товарных знаков:

     а) словесный товарный знак. Характеризуется лучшей запоминаемостью. Может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип). Например: IВМ и др.

     б) изобразительный представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, изображение пумы как товарного знака одноименной фирмы, производящей спортивный инвентарь; стилизированной старинной ладьи -- "АвтоВАЗ";

     в) объемный -- знак в трехмерном измерении. Например, стилизованная бутылка от "Кока-Колы" (ее форма тоже обеспечена правовой защитой); флакон духов "Дали" и т. д.;

     г) звуковой товарный знак больше характерен для радиостанции и телекомпаний (например, вступительный такт музыки к песне "Подмосковные вечера" -- товарный знак радиостанции "Маяк"). В последнее время данный вид товарного знака все шире используется в рекламной практике других фирм, например, оригинальные музыкальные фразы в фирменной рекламе;

     д) комбинированные товарные знаки представляют собой сочетания приведенных выше типов. Например, комбинация логотипа и объемной скульптуры группы "Рабочий и колхозница" В. Мухиной товарный знак киностудии "Мосфильм".

     Основные требования, предъявляемые к товарным знакам, проблемы их разработки и регистрации будут рассмотрены нами ниже.

     Фирменная шрифтовая надпись (логотип) -- оригинальное начертание или сокращенного наименования фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из четырех -- семи букв. Приблизительно четыре товарных знака из каждых пяти регистрируются именно в форме логотипа.

     Фирменный блок представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего -- это изобразительный товарный знак (товарная эмблема) и логотип, например, надпись под трехлистником -- фирменный блок компании "Адидас". Он может также содержать полное официальное название фирмы, ее почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает фирменный лозунг.

     Фирменный лозунг (слоган) представляет собой постоянный используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо: например, у банка "Империал" -- "С точностью до копейки", у ИФ "Александрия" -- "Мы работаем не со всеми! Мы работаем с каждым!".

     В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиенте. Например, "Джонсон и Джонсон": "Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!". Слоган может также подчеркивать исключительные качества фирмы ("Рэнк Ксерокс": "Мы научили мир копировать") или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация "Сони": "Это -- Сони!"). Существует множество других подходов к разработке слоганов, соответствующих различным концепциям рекламного обращения: обещание выгод, лирический, фантазийный.

     Фирменный рекламный девиз должен отвечать следующим основным требованиям:

     - органично вписываться в фирменный стиль владельца и вносить вклад в формирование его имиджа;

     - должен обязательно учитывать особенности целевой аудитории, клиентурного рынка фирмы, быть понятным и близким этой аудитории;

     - краткость: слоган должен хорошо запоминаться;

     - оригинальность (естественно, в определенных пределах);

     - интенсивная эмоциональная окраска;

     - исключать двоякое толкование (например, "Фирма Рикко" обует всю страну!"; Инкомбанк: "Каждую секунду мы превращаем в доход наших клиентов" и др.);

     - соответствовать стилю жизни, системе ценностей, сложившимся в момент времени его использования. Например, "Кока-Кола" сменила несколько десятков зарегистрированных слоганов: от "Пейте Кока-Колу" до "Глоток, который освежает!", "С Кока-Колой дела идут лучше!", "Насладись Кока-Колой", "Это -- Кока-Кола"!

     Фирменный цвет (цвета) также является важнейшим элементом фирменного стиля, одним из компонентов общей картины образа фирмы. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, запоминающимися, позволяющими оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно.

     При этом можно назвать конкретные ассоциации всей деятельности, связанной с морем и водой, с голубым цветом; авиации -- с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки -- с зеленым. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов "Макдональдс" -- красный и желтый, лидера мирового производства фототоваров "Кодак" -- желтый и золотистый; IВМ -- синий; франчайзинговую фирму "Дока" ("Дока-пицца" и "Дока-хлеб") -- желтый и красный и т. д.

     Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак заявлен в цветном исполнении, то он в будет защищен только при этом цвете. При регистрации же знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

     Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки. Шрифт может восприниматься как "мужественный" или "женственный", "легкий" и "тяжелый", "элегантный" или "грубый", "прочный", "деловой" и т. п. Задача разработчиков фирменного стиля -- найти "свой" шрифт, который "вписывался" бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на группы: латинские, рубленые, наклонные, орнаментированные и др. Группы шрифтов-включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т. д. Наиболее популярными являются гарнитуры "Тайме", "Гельветика", "Футура" и др.

     Другие фирменные константы. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере "коммуникаций", характеризующиеся постоянством, обязательным и долговременным характером использования, играют настолько важную роль в формировании образа фирмы, что могут быть отнесены к элементам его фирменного стиля. Например, различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарным знаком.

     Элементами фирменного стиля можно назвать также фирменные особенности дизайна: неизменный рисунок радиаторной решетки при постоянно и основательно меняющемся силуэте, внешнем облике автомобилей.

     Фирма может разработать оригинальные сигнатуры и пиктограммы, абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы.

     Элементами фирменного стиля с некоторыми оговорками можно назвать определенные внутрифирменные стандарты. Для ресторанов "Макдональдс", например, это -- обязательная вежливость персонала, быстрота обслуживания, чистота залов, форма одежды официантов и т.д.

     Учитывая, что объект исследования - корпорация гостиничного бизнеса, рассмотрим особенности фирменного стиля гостиниц.

     Фирменный стиль гостиниц предполагает использование единых принципов оформления для интерьеров, для всех форм рекламы и всех видов документации. Фирменный стиль принято изучать, исходя из нескольких функциональных аспектов. Во-первых, как дизайн-задачу. В этом случае он сводится к созданию и последующей доработке фирменного блока, то есть всевозможных сочетаний логотипа, набора фирменных шрифтов и самой необходимой текстовой информации. Во-вторых, как элемент маркетингового комплекса, включающего рекламу и PR. Классический пример: создание и поддержание брэнда. В-третьих, как элемент менеджмента. Это не что иное, как корпоративная культура. Фирменный стиль используется буквально во всем: во внешнем и внутреннем дизайнах здания гостиницы, в подборе и создании аксессуаров и оснащения (техника, мебель, текстиль, элементы декора) и, конечно, во всех видах рекламы. Как элемент фирменного стиля могут рассматриваться такие внутрифирменные стандарты, как скорость и качество обслуживания, отношение к клиенту, санитарно-гигиенические характеристики. Многие гостиницы прописывают подобные постулаты в уставе. Зачастую именно это становится основой для позиционирования. Большая часть носителей фирменного стиля рассчитана на визуальное восприятие, и лишь небольшая часть - на аудиальное. Однако в гостиничном бизнесе есть возможность задействования кинетического типа восприятия. Меблировка, декор и оснащение здания - непосредственные носители фирменного стиля, а их восприятие осуществляется не только глазами, поэтому на первый план выходят фактура и качество всего оснащения.

Информация о работе Совершенствования фирменного стиля и репутации