Совершенствование управления адаптацией персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проектирования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации персонала на предприятии.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
определить сущность и цели адаптации;
определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
изучение особенностей управления адаптацией персоналом;
изучить систему управления персоналом в Северобайкальском региональном центре связи (РЦС-4);
проанализировать систему адаптации персонала в Северобайкальском региональном центре связи (РЦС-4).

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.1 Сущность адаптации в управлении персоналом
1.2 Управления адаптацией персонала
1.3 …………..
Глава 2 Управление системой адаптацией персонала в Северобайкальском региональном центре связи (РЦС-4)
2.1 Общая характеристика деятельности РЦС-4
2.2 Анализ численности персонала, трудовые ресурсы,анализ текучести персонала, причины ухода, организационная структура управления предприятием и тд……….
2.3 Анализ управления адаптации персонала (формы, методы,кто занимается, как происходит,документы и тд…………)
Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию адаптации
3.1 Адаптация молодых специалистов
3.2 Мероприятия по улучшению прохождения процесса адаптации у молодых специалистов
Заключение
Список использованных источников информации
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом Совершенствование управления адаптацией персонала.docx

— 220.02 Кб (Скачать)

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное  психофизиологическое воздействие  на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно – гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).

В процессе социально-психологической  адаптации происходит включение  работника в систему взаимоотношений  коллектива с его традициями, нормами  жизни, ценностными ориентациями. В  ходе такой адаптации сотрудник  получает информацию о системе деловых  и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных  членов группы.

Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым  социальным опытом, со своими ценностными  ориентациями. При принятии сотрудником  групповых норм происходит процесс  идентификации личности либо с коллективом  в целом, либо с какой – либо формальной группой.

В процессе организационно – административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в  общей системе целей и в  организационной структуре. При  данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной  роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной  адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).

Экономическая адаптация  позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

В процессе санитарно –  гигиенической адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической  дисциплины, правилами трудового  распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившейся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.

Несмотря на различие между  видами адаптации, все они находятся  в постоянном взаимодействии, поэтому  процесс управления требует наличия  единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации2.

Как одну из классификаций  адаптации персонала в организации  можно выделить экспресс – адаптацию.

Экспресс-адаптации работника во временном контексте — это относительно непродолжительный этап начальной стадии ее деятельности на предприятии. В зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих особенности функционирования предприятия в условиях кризиса, продолжительность этого этапа может колебаться от трех до шести месяцев.

Указанный временной интервал может быть дополнительно разделен на под этапы первичной (для вновь  нанятых) и вторичной (для нанятых  и перемещенных работников предприятия) адаптации.

В связи с последним  замечанием поясним, что необходимость  в первичной адаптации нового работника обусловлена тем, что  последний не знаком ни с общими условиями деятельности (функционирования) предприятия, ни тем более с их особенностями. Планируемый итог первичной адаптации — осознанное понимание работником предприятия поведенческих (профессиональных, социальных и иных) правил, норм, ценностей и взглядов, образующих в своей совокупности корпоративную культуру предприятия.

Логическим продолжением этапа первичной адаптации служит адаптация вторичная, направленная на то, чтобы на основе сформированного  ранее у работника восприятия побудить ею к осознанному приобщению к корпоративной культуре предприятия.

Успех экспресс-адаптации персонала предприятия зависит преимущественно от двух обстоятельств. Во-первых, он в известной мере предопределяется способностью (готовностью и мотивированностью) работника к адаптации. Во-вторых, успех экспресс-адаптации обусловлен готовностью руководства предприятия к организации соответствующих мероприятий.

Наконец, и срок, отводимый  на экспресс-адаптацию, очень короток. В свете изложенного единственной гарантией качественной и своевременной экспресс-адаптации выступает ее надлежащая организация.

Организационное обеспечение  экспресс - адаптации включает:

  • комплексную оценку профессиональных и личных качеств работника, совокупность которых образует его реальный, резервный профессиональный, а также личностный потенциал;
  • разработку адаптационной программы, учитывающей, наряду с потенциалом работника, его текущее и перспективное служебно-деловое предназначение;
  • реализацию адаптационной программы, предполагающую систематический учет и контроль результатов ее выполнения работником (поэтапного и итогового), а также — в необходимых случаях — оказание работнику помощи для обеспечения более полной и своевременной реализации указанной программы;
  • подведение итогов экспресс-адаптации (по этапам и в целом).

Огромное значение играет и время — его в условиях кризисного управления персоналом следует  использовать как можно более  рационально. Добиться этого можно, в частности, путем заблаговременной подготовки мероприятий экспресс-адаптации, а также проведением некоторых из них в так называемом параллельном режиме.

Комплексная оценка потенциала работника в рассматриваемых  условиях должна быть проведена еще  на этапе ускоренного поиска и  отбора. Соответственно, основа адаптационной  программы, учитывающая особенности  конкретного претендента на вакансию, должна быть готова еще до того, как  будет подписан трудовой договор.

Программа экспресс-адаптации работника — это совокупность мероприятий, направленных на восприятие работником поведенческих (профессиональных, социальных и иных) основ корпоративной культуры предприятия и его последующее приобщение к образующим ее правилам, нормам, ценностям и взглядам. Конечной целью программы является оптимизация (коррекция или, если требуется, более существенное изменение) поведения работника, проявляющегося в процессе его служебно-делового взаимодействия с окружающими, постепенное приспособление работника к условиям осуществления такого взаимодействия и на этой основе — обеспечение роста профессионального и личностного потенциала работника.

Программа экспресс-адаптации работника разрабатывается в форме документа оперативного планирования и включает перечень адаптационных мероприятий с указанием сроков их выполнения, а также должностных лиц, ответственных за их выполнение, привлекаемых к их выполнению, и ответственных за осуществление контроля за выполнением указанных мероприятий. Проект документа разрабатывается отделом адаптации службы персонала, согласуемся с непосредственным начальником данного работника, и утверждается руководителем службы персонала.

С содержанием программы  адаптации до начала ее реализации должны быть ознакомлены под роспись  ответственные за реализацию ее мероприятий, а также сам работник. На основе программы адаптации разрабатываются:

  • план становления работника в должности (профессии, специальности);
  • план оказания работнику помощи в процессе реализации адаптационной программы;
  • план контроля за реализацией мероприятий адаптационной программы;
  • план организационного и иного обеспечения мероприятий адаптационной программы.

Помимо организации, исключительно  большое значение для успешной реализации программы экспресс-адаптации работника имеют:

  • четкое, последовательное выполнение работником и должностными лицами, ответственными за реализацию программы, всех запланированных мероприятий;
  • полный, своевременный и объективный контроль за выполнением мероприятий программы;
  • оказание эффективной помощи работнику, но тем или иным причинам испытывающему трудности с адаптацией;
  • подведение итогов реализации программы, предполагающей, помимо сравнительной опенки личностною потенциала работника, выработку практических рекомендаций, направленных на эффективное ею применение в интересах деятельности предприятия.

Основные требования к  подготовке адаптационной программы. В ее содержании указываются:

  • цель программы;
  • основные задачи программы;
  • основные направления реализации программы;
  • планируемые (ожидаемые) результаты реализации программы;
  • сроки реализации программы в целом (и каждого из ее мероприятий в отдельности);
  • суть планируемых адаптационных мероприятий;
  • должностные лица (структурные подразделения) предприятия, привлекаемые к реализации программы (соответствующих мероприятий);
  • руководство реализацией программы;
  • меры всестороннего обеспечения реализации программы;
  • порядок осуществления контроля за реализацией программы;
  • порядок подведения итогов реализации программы;
  • другие сведения, являющиеся существенными для реализации программы в целом и ее отдельных мероприятий.

Структура программы включает следующие основные разделы.

1. Мероприятия общей (первичной,  предварительной и пр.) социальной  адаптации.

2. Мероприятии общей (первичной, предварительной и пр.) профессиональной адаптации.

3. Мероприятия частной  (вторичной, углубленной и пр.) социальной адаптации.

Далее на основе утвержденной программы экспресс-адаптации разрабатывается план становления в должное — документ, определяющий перечень основных мероприятий (заданий, поручений и пр.), направленных на обеспечение наиболее быстрой и полной социально-профессиональной адаптации работника к условиям выполнения поручаемой ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) и реализуемых самим работником под руководством должностных лиц предприятия (структурного подразделения).

Условно процесс адаптации  можно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.

Если сотрудник имеет  не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных  подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации  возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему  задач. Поскольку организационная  структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонала - новичок неизбежно попадает в  какой-то степени в незнакомую ему  ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными  особенностями организации, так  и включение в коммуникативные  сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, дравидами  поведения и т.д.

Этап 2. Ориентация. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые  к нему предъявляются со стороны  организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб  по управлению персоналом. Обычно обязанности  между ними распределяются так, как  представлено в таблице. Обычно программа  ориентации включает ряд небольших  лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и  значительной степени обусловливается  его включением в межличностные  отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку  возможность активно действовать  в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого  этапа оказывать максимальную поддержку  новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности  деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным  преодолением производственных и межличностных  проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала3.

Информация о работе Совершенствование управления адаптацией персонала