Совершенствования управления процесса адаптации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие — не только организационная, техническая, информационная, но и экономическая и социальная система, в которой важнейшим элементом является человек — живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками. Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….….…..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………..………….7
Сущность адаптации, этапы адаптации..…………………………......7
Система управления адаптацией персонала………………………..10
Методы адаптации персонала……………………………………….17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЗАО «ЩАРА-АГРО»…..……………….…..22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Щара-Агро»…………………………………………………………………..22
2.2 Оценка системы управления персоналом на ЗАО «Щара-Агро»….25
2.3 Управление системой адаптации персонала на ЗАО «Щара-Агро»…………………………………………………………………..29
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЕМ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА...................….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………...….. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….44

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….….…..4

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………..………….7

    1. Сущность адаптации, этапы адаптации..…………………………......7
    2. Система управления адаптацией персонала………………………..10
    3. Методы адаптации персонала……………………………………….17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЗАО «ЩАРА-АГРО»…..……………….…..22

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Щара-Агро»…………………………………………………………………..22

2.2 Оценка системы управления персоналом на ЗАО «Щара-Агро»….25

2.3 Управление системой адаптации персонала на ЗАО «Щара-Агро»…………………………………………………………………..29

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЕМ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА...................….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………...….. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….……………....46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие — не только организационная, техническая, информационная, но и экономическая и социальная система, в которой важнейшим элементом является человек — живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками. Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

К сожалению, важность мероприятий  по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает. [1, с. 55]

Внедрение системы управления адаптацией в предприятия представляет собой достаточно сложную задачу, но от ее нее зависит решение таких  важных задач для предприятия, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров; возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя; вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.

Система адаптации призвана решать вышеперечисленные проблемы.

В связи с этим является актуальным определение сущности адаптации, описание ее как системы, определение направлений, этапов, изучение показателей оценки состояния работы по адаптации, разработка программ адаптации.

Цель исследования заключается  в разработке путей совершенствования системы адаптации персонала на предприятии.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты адаптации: сущность, направления, виды, этапы.

Во второй главе с учетом переработанных материалов и на основе системного подхода проводится анализ сложившейся организационной структуры системы управления персоналом на примере закрытого акционерного общества «Щара-Агро».

На основе выводов  предыдущей главы, в третьей главе  предлагаются мероприятия по совершенствованию  управления процессом адаптации персонала на предприятии, адаптированные к организации с учетом ее специфики.

В курсовой работе использованы плановые и отчетные данные финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Щара-Агро» за 2010-2012 годы и специализированная литература по отдельным темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Теоретические основы управления адаптацией персонала

 

 

    1. Сущность адаптации

 

 Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является лишь началом.

Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работников в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.

Адаптация работника  в организации представляет собой  многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. Это процесс, который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге. [1, с. 58]

Вновь поступивший  на работу сотрудник включается в  систему внутриорганизационных  отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.

Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:

  • возможно боле быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя;
  • уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы;
  • вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды;
  • снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации;
  • сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением;
  • экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей;
  • развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях;
  • снижение издержек по поиску нового персонала;
  • формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства). [1, с. 72]

Успешность  адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:

- качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

- объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

- отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

- престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

- особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

- наличие отработанной системы внедрения новшеств;

- гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

- особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;

- личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п. [5, с. 87]

Условно процесс  адаптации можно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной  программы адаптации.

Если сотрудник  имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных  подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.

Этап 2. Ориентация. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями  и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

 Этап 3. Действенная  адаптация. Этот этап состоит  в собственно приспособлении  новичка к своему статусу и  значительной степени обусловливается  его включением в межличностные отношения с коллегами. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.[3, с. 49]

 

 

1.2 Система управления  адаптацией персонала

 

 

 Система  адаптации представляет собой  комплекс необходимых действий  для новых сотрудников любого  уровня. Вместе с тем процесс  адаптации сотрудника индивидуален  как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы. Для рабочего наставником может быть коллега по подразделению. В адаптации и контроле руководителя среднего уровня необходимо активное участие руководителей более высокого уровня и сотрудников службы управления персоналом. [6]

Адаптация молодых  специалистов. Понятие "молодые специалисты" употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле - юридическое понятие, при котором молодыми специалистами в течение трех лет после окончания считаются выпускниками высших и средних специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения, защитившие дипломный проект и сдавшие государственные экзамены. В широком смысле - это молодежь с высшим и средним специальным образованием в возрасте до 30 лет, составляющая особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других поколений. [3, с.57]

Результаты  адаптации молодого специалиста отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией, и др. Сокращение текучести кадров в настоящее время в определенной мере зависит от адаптации человека к производственной и социальной среде, вхождения человека в новый для него коллектив.

 К числу  основных факторов, влияющих на  адаптацию молодых специалистов, относятся:

  • соответствие работы полученной в вузе специальности;
  • возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным;
  • создание условий для внутриорганизационной мобильности, творческого созидания и профессионального продвижения;
  • внедрение научной организации труда на рабочем месте;
  • микроклимат в коллективе;
  • социально – бытовое обеспечение;
  • организация свободного времени. [19]

Для молодого специалиста  в период адаптации большую опасность  представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к его нуждам и потребностям и чинящий различные препятствия вместо помощи.

Информация о работе Совершенствования управления процесса адаптации персонала