Совершенствование стиля руководства туристским предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
* Охарактеризовать основные стили руководства
* Рассмотреть их особенности
* Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
* Предложить пути совершенствования стилей руководства

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях…………………………………………………………………………...5 1.1. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей руководства……………………………………………………………………..…9
1.2. Личность руководителя………………………………………………….…14
1.3.Руководитель, сосредоточенный на работе, и руководитель, сосредоточенный на человеке……………………………………………….….22
1.4. Управленческая решетка…………………………………………………...25
1.5. Ситуационный подход к стилям руководства…………………………….28
1.6. Выводы на основе сравнительного анализа трех стилей руководства….36
2. Совершенствование стиля руководства туристским предприятием ...……40
2.1. Характеристика кадрового потенциала ОДО «Сити-Бриз»………………43
2.2.Исследовательские особенности проявления стилей руководства на туристском предприятии ОДО «Сити-Бриз»…………………………………..45
Заключение…………………………………………………………………….…52Список использованных источников………………………………..…….……54
Приложение…………………………………………………………………........55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 308.41 Кб (Скачать)
 

     Результаты  занесены в «решетку»:

 

     

     Рис. 5. Стиль руководства 2.

 

     Как видно из данных «решетки», руководитель турфирмы больше ориентирован на сотрудников, руководитель туристического отдела - на выполнение задач.

     Третья  использованная мной методика предназначена для самостоятельного определения руководителем степени развития своих профессиональных качеств в ситуациях управленческой деятельности. Методика заимствована из работы А.А. Деркач «Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности»24.

     Исходя  из результатов тестирования:

  • Руководитель турфирмы имеет высокую степень выраженности демократического стиля: 16 баллов, либеральный стиль у него проявляется на 4 балла, авторитарный – на 2.
  • Руководитель туристического отдела в большей степени проявляет либеральный стиль: 20 баллов; в меньшей – демократический – 5 баллов. Авторитарный стиль в соответствии с этим опросником руководителю не присущ.

     Подводя итог исследованию, можно сделать  выводы, что большинство руководителей  данной организации склонны к  демократическому стилю управления (5 человек из 7 или 71%), остальные –  к либеральному (2 человека или 29%). Сравнительное  исследование стилей руководства двух руководителей отделов показало, что первый из них имеет ярко выраженный демократический стиль управления, второй - либерально-демократический.

     Исследование  проводилось с помощью трёх различных  методик; полученные результаты имеют  незначительные расхождения. Это говорит  о соответствии самооценки руководителей оценке их деятельности другими сотрудниками.

 
 
 

Заключение

      Проведенные исследования показали, что в  своей  практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль  руководства. Они вынуждены его  постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам  своих подчиненных, их преданности  фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные  не только для туристских предприятий, но и  почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей  быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных  реформ, а так же к изменению  стиля руководства. Используя рассмотренные  в данной работе модели, которые  изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить  результаты от использования того или  иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и  эффективность его работы, но также  атмосфера в коллективе и взаимоотношения  между подчиненными и руководителем.  Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое  человеческое счастье, взаимопонимание  и удовлетворенность работой.    

     Подводя итог работы можно сделать ряд  выводов и внести ряд предложений.

      1) работа руководителей, выполняемая в основном  в окружении «человек-человек» требует от него реализации определенного стиля руководства, под которым понимают относительно устойчивую систему способов, методов и форм практической деятельности руководителя. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения руководителя в процессе подготовки и реализации управленческих решений;

 

     2) стиль руководства — явление  строго индивидуальное, так как  он определяется специфическими  характеристиками конкретной личности  и отражает особенности работы  с людьми и технологию принятия  решения именно данной личностью.  Регламентируется стиль личными  качествами руководителя;

.

     3) как показало проведенное тестирование, в ОДО «Сити-Бриз» руководители соблюдают разные стили руководства при этом,  все ориентированны на достижение высоких результатов хозяйственной деятельности. Стиль управления директора ОДО «Сити-Бриз»  можно охарактеризовать как стиль демократа.

 

     4) в современной практике возможны следующие направления совершенствования стиля управления: использование адаптивного стиля управления, использование современных информационных систем для повышения качества информационной базы реализуемого стиля управления, формирование сильной организационной культуры как необходимого условия эффективной реализации стиля управления, совершенствование знаний и навыков управленческой деятельности руководителя и др.;

 

     5) реализация на практике предложенных рекомендаций позволила бы усовершенствовать стиль управления, реализуемый на предприятии, а также повысить качественный уровень принимаемых на предприятии решений, а значит и общую эффективность функционирования ОДО «Сити-Бриз».

 
 
 
 
 

     Список  использованной дитературы

 
  1. Бреддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 1997.
  2. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2004.
  3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001.
  4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Владос – 2000.
  5. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  6. Кабушкина Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие - Минск: Новое знание, 2001.
  7. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов.- СПб.:Питер, 2003.
  9. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.
  10. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. - СПб.: Питер, 1997.
  11. Плахова Л.В., Анурина Т.М.,  Легостаева С.А. Основы менеджмента– М.: КРОНУС, 2007.
  12. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А.. Управление организацией.. —М.: ИНФРА-М, 1999.
 
 

                                     

 
 
 
 

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       Тест. Определение стиля управления персоналом

       (адаптированный  вариант экспертной методики  В.П.Захарова)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Назначение  теста

 

     Методика  состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Методика направлена на определение стиля  управления. Порядок тестирования содержится в инструкции.

     Инструкция  к тесту

     Опросник  содержит 16 групп утверждений, характеризующих  качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам  следует внимательно прочесть все  три утверждения в составе  каждой группы и выбрать одно, которое  в наибольшей степени соответствует  вашему представлению об исследуемом  руководителе. Отметьте выбранное утверждение  знаком «+» под соответствующе буквой.

     Если  вы оцениваете одновременно двух или  более руководителей, сравните их по трем приведенным утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих  каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более  руководителей) и отметьте ваше мнение о каждом разными знаками: «+», «!», «1» и т. д.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    ТЕСТ. Определение стиля управления персоналом

 
                 А                  Б                 В
1. Вышестоящее  начальство требует, чтобы обо  всех делах докладывали только  ему. Старается все  решать вместе с подчиненными, а  лично решает только самые срочные  и оперативные вопросы. Некоторые важные дела разрешаются фактически без  участия менеджера, его функции  выполняют другие работники.
2. Всегда  что-нибудь приказывает, распоряжается,  требует, но никогда не просит. Приказывает так, что хочется выполнить. Приказывать не умеет.
3. Старается,  чтобы его заместители были  квалифицированными специалистами. Менеджеру безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников.
4. Его  интересует только выполнение  служебных обязанностей, а не  отношение людей друг к другу. В службе не заинтересован, подходит к делу формально. Решая служебные  задачи, старается создать хорошие  отношения между работниками  в коллективе.
5. Наверное, он консервативен, так как боится  нового. Инициатива  подчиненных менеджером не принимается. Способствует  тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
6. На  критику вышестоящего руководителя  обычно не обижается, прислушивается  к ней. Не любит, когда  его критикуют, и не старается  это скрыть. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7. Складывается  впечатление, что менеджер боится  отвечать за свои действия. Ответственность распределяет между собой и подчиненными. Менеджер единолично принимает решения или отменяет их.
8. Регулярно  советуется с подчиненными, особенно  с опытными работниками. Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9. Обычно советуется с заместителями  и нижестоящими менеджерами, но  не с рядовыми подчиненными. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении  дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10. Всегда  обращается к подчиненным вежливо,  доброжелательно. В обращении  в подчиненными часто проявляет  равнодушие. По отношению  к подчиненным бывает нетактичным  и даже грубым.
11. В  критических ситуациях менеджер  плохо справляется со своими  обязанностями. . В критических  ситуациях менеджер, как правило, переходит к более жестким  методам управления Критические ситуации не изменяют стиля его управления.
12. Сам  решает даже те вопросы, с  которыми не совсем хорошо  знаком. Если что-то не знает, то не боится этого показать, обращается за помощью к другим. Он не может  действовать сам, а ждет «подталкиваний»  со стороны, указаний сверху.
13. Пожалуй,  он не очень требовательный  человек. Он требователен, но одновременно и справедлив. О нем можно  сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым.
14. Контролируя  результаты, всегда замечает положительную  сторону, хвалит персонал. Всегда строго контролирует работу подчиненных и  коллектива в целом. Контролирует  работу от случая к случаю.
15. Менеджер  умеет поддерживать дисциплину  и порядок. Часто делает подчиненным  замечания, наказывает их. Не может  влиять на состояние дисциплины.
16. В  присутствии менеджера персонал  все время находится в напряжении. С руководителем  работать интересно. Подчиненные предоставлены  сами себе.
 
 
 
 
 
Ключ  к тесту № А Б В А Б В
1 А Д Л 9 А Л Л
2 А Д Л 10 Д Д А
3 Д Л А 11 Л А Д
4 А Л Д 12 А Д Л
5 Л А Д 13 Л Д А
6 Д А Л 14 Д А Л
7 Л Д А 15 Д А Л
8 Д Л А 16 А Д Л

      

         Обработка и интерпретация результатов теста

     Проводится  на основе сопоставления данных в  бланке ответов с ключом. По доминированию  совпадающих ответов, соответствующих  тому или иному стилю руководства, делается заключение о наличии ведущего или смешанного стиля руководства.

     Авторитарный (директивный) стиль (А). Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

     Либеральный стиль (пассивное  невмешательство) –  Л. Снисходительность к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

     Демократический (коллегиальный) стиль (Д). Требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремления делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.

Информация о работе Совершенствование стиля руководства туристским предприятием