Совершенствование стиля руководства туристским предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
* Охарактеризовать основные стили руководства
* Рассмотреть их особенности
* Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
* Предложить пути совершенствования стилей руководства

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях…………………………………………………………………………...5 1.1. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей руководства……………………………………………………………………..…9
1.2. Личность руководителя………………………………………………….…14
1.3.Руководитель, сосредоточенный на работе, и руководитель, сосредоточенный на человеке……………………………………………….….22
1.4. Управленческая решетка…………………………………………………...25
1.5. Ситуационный подход к стилям руководства…………………………….28
1.6. Выводы на основе сравнительного анализа трех стилей руководства….36
2. Совершенствование стиля руководства туристским предприятием ...……40
2.1. Характеристика кадрового потенциала ОДО «Сити-Бриз»………………43
2.2.Исследовательские особенности проявления стилей руководства на туристском предприятии ОДО «Сити-Бриз»…………………………………..45
Заключение…………………………………………………………………….…52Список использованных источников………………………………..…….……54
Приложение…………………………………………………………………........55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 308.41 Кб (Скачать)

     Третий  стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят  отвечать за выполнение задания. Для  руководителя, сочетающего низкую степень  ориентированности на задачу и высокую  степень - на человеческие отношения, самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, потому что подчиненные знают, что и как надо выполнять, и им не требуется конкретных указаний. Однако они также должны хотеть и сознавать свою причастность к выполнению данной задачи. Руководители могут повысить мотивацию и причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, а также оказывая им помощь и не навязывая никаких указаний.

     Четвертый стиль характеризуется высокой  степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят  нести ответственность. Здесь более  всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может  сочетать низкую степень ориентированности  на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.

     Еще одной ситуативной моделью руководства  стала модель принятия решений, разработанная  Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном21. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решении:

 
АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у  вас на данный момент информацию.
AII. Вы получаете необходимую информацию  от своих подчиненных и затем  сами решаете проблему. Получая  информацию, вы можете сказать  или не сказать своим подчиненным  в чем состоит проблема. Роль  ваших подчиненных в принятии  решений - представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений.
 
CI. Вы излагаете проблему индивидуально  тем подчиненным, кого это касается  и выслушиваете их идеи и  предложения, но не собираете  их вместе в одну группу. Затем  вы принимаете решение, которое  отражает или не отражает влияние  ваших подчиненных.
  СII. Вы излагаете проблему группе  ваших подчиненных, и весь коллектив  выслушивает все идеи и предложения.  Затем вы принимаете решение,  которое отражает или не отражает  влияние ваших подчиненных.
G2. Вы излагаете проблему группе  ваших подчиненных. Все вместе  вы находите и оцениваете альтернативы  и пытаетесь достичь согласия  касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь влиять на  группу, чтобы она приняла «ваше»  решение, а хотите принять и  выполнить любое решение, которое  вся группа сочтет наиболее  приемлемым.
 

     Таблица 2. Стили управления по модели Врума и Йеттона

 

     Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные - руководитель», а также модель дерева решений:

 
 
Значение  качества решения.
Наличие достаточной информации или опыта  у руководителя для принятия качественного  решения.
Степень структурированности проблемы.
Значение  согласия подчиненных с целями организации  и их причастности для эффективного выполнения решения.
Определенная  на основании прошлого опыта вероятность  того, что автократическое решение  руководителя получит поддержку  у подчиненных.
 
Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении  проблемы.
Степень вероятности конфликта между  подчиненными при выборе альтернативы.
 

     Таблица 3. Критерии оценки ситуации модели Врума и Йеттона

 

     Чтобы определить, который их этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений.

 

1 2 3 4 5 6 7
Имеются ли требования,

предъявля-

емые  к качеству решения и позволяющие  определить степень предпочти-тельности  одного решения по сравнению с  другим?

Располагаю  ли я достаточной информацией, чтобы  принять решение? Структури-

рована  ли проблема?

Является ли согласие подчиненных с выбранным  решением существенным для его эффективного выполнения? Если бы вам  нужно было принять решение самостоятельно, есть ли у вас достаточная уверенность  в том, что оно будет поддержано вашими подчиненными? Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут  способствовать, решив эту проблему? Не чревато  ли выбранное решение конфликтом между подчиненными?
А Б В Г Д Е Ж
 

     Таблица 3. Дерево решений по модели Врума  и Йеттона

 
 

 

     Рис. 3. Дерево решений.

 

     Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким  образом, критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий  стиль руководства.

       Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Таким образом, ситуационные стили руководства являются на сегодняшний день наиболее эффективными.

 
 
 
 
 

     1.6. Выводы на основе сравнительного анализа трех стилей руководства.

     На  основе сравнительного анализа  трех стилей руководства (авторитарного, либерального и демократического) можно сделать  следующие выводы:

  1. при наличии авторитарного стиля руководства туристским предприятием  было выявлено следующее:
  • преимущественное использование руководителем командных методов управления, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль,
  • руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения.
  • основными факторами управления являются централизация власти  в руках одного руководителя, приверженность к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластное решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательное ограничение контактов с подчиненными.
  • руководитель не достаточно эффективно справляется с задачей управления работниками, формированием у них внутренних стимулов к активной трудовой  деятельности;
  1. При наличии либерального стиля руководства было выявлено следующее:
  • невмешательство в процесс тех или иных работ, часто важные вопросы решаются без его участия.
  • во взаимоотношениях с подчиненными корректен. Нейтрально реагирует на критику, не требователен к подчиненным и не любит контролировать их работу.
  • его отличие от авторитарного стиля, согласно результатам методик, – незначительная активность руководителя в управлении. Он участвует, прежде всего, в выработке стратегических решений и оценке конечного результата. Что касается организации выполнения решений, то здесь он предоставляет людям большую свободу.
  • этот стиль определяется  минимальным вмешательством руководителя в деятельность  подчиненных. Руководитель выступает чаще всего, как посредник, обеспечивающий своих подчиненных информацией и материалами, необходимыми для работы.
  • характерна бессистемность  в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, отсутствие заботы о персонале.
  • у коллектива присутствует низкая удовлетворенность  стилем руководства и профессиональной компетентностью руководителя
  • руководитель не  справляется с задачей  управления работниками, формированием у них внутренних мотивов к активной трудовой  деятельности.
  • при  либеральном стиле, при отсутствии  внимания со стороны руководства, сказывается его влияние на социально-психологический климат
  1. При демократическом стиле руководства туристским предприятием выявлено:
  • взаимное совмещение  ориентированности на высокий производственный результат и ориентированности на благоприятный характер взаимоотношений в коллективе.
  • высокий уровень удовлетворенности работой, стилем руководства и другими факторами трудовой деятельности, а также мотивации профессиональной деятельности (руководитель-демократ стремится к улучшению условий труда для своих сотрудников),
  • более высокая, чем при других стилях, способность группы к преодолению конфликтов (руководитель создает в коллективе атмосферу сотрудничества)
  • в целом более благоприятный социально-психологический климат в группе, т.к. он характеризуется требовательностью и контролем, сочетается с творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. А также стремлением делегировать полномочия и разделить ответственность и демократичность  в принятии решений. Избегает навязывать свою волю подчиненным.
  • при принятии решения, консультируется с подчиненными, которые получают возможность принимать участие  в  выработке решения.

     Задача  руководителей заключается в  том, чтобы рационально использовать положительные черты того или  иного стиля руководства и  ослабить, нейтрализовать его негативные стороны.

     Стиль управления в основном отличается устойчивостью, повторением тех или иных приемов, однако ему присущ и динамизм. Наилучший стиль, по мнению специалистов, - динамичный, т. е. меняющийся в зависимости от условий производства. Понятие стиля применяют прежде всего для того, чтобы охарактеризовать индивидуальные свойства руководства. Однако стиль управления имеет непосредственное влияние на характер процесса работы  всей системы предприятия. Доказательством служит тот факт, что с приходом нового руководителя меняется стиль поведения коллектива в целом.

     Следует подчеркнуть, что стиль формирует  не только особенности личности человека. На его становление оказывают  влияние и объективные факторы: совокупность социальных и экономических требований производства. Стиль руководителя индивидуален потому, что используемые им приемы и методы в управлении проходят через его призму сознания. Следовательно, эффективность воздействия будет определяться интеллектом и общей культурой руководителя, его профессиональной подготовкой, складом характера, темпераментом и т. п. Попытки выделить и отнестись с уважением к различиям в стилях руководства, свойственных определенному полу или типу личности, столь же важны для уважительных и мирных отношений на рабочем месте, как и выработка личностно-ориентированного и инструментального стиля лидерства. Производственные цели легче достигаются там, где руководство озабочено судьбой подчиненных. Если стиль лидерства, заключающийся в эффективном сотрудничестве руководителя и подчиненного, станет нормой,  это даст импульс развитию бизнеса и всего общества в гуманистическом направлении.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Совершенствование стиля руководства туристским предприятием

                                                              Самый лучший стиль руководства – это стиль,                                                                                         ориентированный на реальность. 

                                                                                                         Арджирис              

 

       Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о  необходимости гибкого подхода  к руководству. Чтобы точно оценить  ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации. 

       Руководителю  трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов  общения с подчиненными и воздействия  на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это  всегда сложный  и долговременный процесс. Руководителю требуется много  времени, для ознакомления с деятельностью  организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих  подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к  каждому из своих сотрудников, как  правильно направить стимулирующее  воздействие и наказать в случае необходимости.

       Успешность  выбора стиля определяется тем, в  какой степени руководитель учитывает  способность и готовность подчиненных  к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и  свои возможности, такие как уровень  образования, стаж работы, психологические  качества. Но выбор стиля в немалой  степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

       Отдельный тип стиля руководства не встречается  в чистом виде. В реальности в  поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных  стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них.  Возможность и  целесообразность сочетания различных  компонентов стилей руководства  определяется наличием в каждом стиле  определенных черт, ролевых функций  которые меняются в зависимости  от ситуации.

Информация о работе Совершенствование стиля руководства туристским предприятием