Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
* Охарактеризовать основные стили руководства
* Рассмотреть их особенности
* Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
* Предложить пути совершенствования стилей руководства
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях…………………………………………………………………………...5 1.1. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей руководства……………………………………………………………………..…9
1.2. Личность руководителя………………………………………………….…14
1.3.Руководитель, сосредоточенный на работе, и руководитель, сосредоточенный на человеке……………………………………………….….22
1.4. Управленческая решетка…………………………………………………...25
1.5. Ситуационный подход к стилям руководства…………………………….28
1.6. Выводы на основе сравнительного анализа трех стилей руководства….36
2. Совершенствование стиля руководства туристским предприятием ...……40
2.1. Характеристика кадрового потенциала ОДО «Сити-Бриз»………………43
2.2.Исследовательские особенности проявления стилей руководства на туристском предприятии ОДО «Сити-Бриз»…………………………………..45
Заключение…………………………………………………………………….…52Список использованных источников………………………………..…….……54
Приложение…………………………………………………………………........55
Третий стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень - на человеческие отношения, самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, потому что подчиненные знают, что и как надо выполнять, и им не требуется конкретных указаний. Однако они также должны хотеть и сознавать свою причастность к выполнению данной задачи. Руководители могут повысить мотивацию и причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, а также оказывая им помощь и не навязывая никаких указаний.
Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.
Еще
одной ситуативной моделью
АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию. |
AII.
Вы получаете необходимую |
CI. Вы излагаете проблему |
СII. Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных, и весь |
G2.
Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных. Все вместе
вы находите и оцениваете |
Таблица 2. Стили управления по модели Врума и Йеттона
Чтобы
помочь руководителям оценить
Значение качества решения. |
Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения. |
Степень структурированности проблемы. |
Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения. |
Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных. |
Степень мотивации подчиненных |
Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. |
Таблица 3. Критерии оценки ситуации модели Врума и Йеттона
Чтобы определить, который их этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Имеются
ли требования,
предъявля- емые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочти-тельности одного решения по сравнению с другим? |
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять решение? | Структури-
рована ли проблема? |
Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения? | Если бы вам
нужно было принять решение |
Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему? | Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными? |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Таблица 3. Дерево решений по модели Врума и Йеттона
Рис. 3. Дерево решений.
Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства.
Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Таким образом, ситуационные стили руководства являются на сегодняшний день наиболее эффективными.
1.6. Выводы на основе сравнительного анализа трех стилей руководства.
На основе сравнительного анализа трех стилей руководства (авторитарного, либерального и демократического) можно сделать следующие выводы:
Задача руководителей заключается в том, чтобы рационально использовать положительные черты того или иного стиля руководства и ослабить, нейтрализовать его негативные стороны.
Стиль управления в основном отличается устойчивостью, повторением тех или иных приемов, однако ему присущ и динамизм. Наилучший стиль, по мнению специалистов, - динамичный, т. е. меняющийся в зависимости от условий производства. Понятие стиля применяют прежде всего для того, чтобы охарактеризовать индивидуальные свойства руководства. Однако стиль управления имеет непосредственное влияние на характер процесса работы всей системы предприятия. Доказательством служит тот факт, что с приходом нового руководителя меняется стиль поведения коллектива в целом.
Следует подчеркнуть, что стиль формирует не только особенности личности человека. На его становление оказывают влияние и объективные факторы: совокупность социальных и экономических требований производства. Стиль руководителя индивидуален потому, что используемые им приемы и методы в управлении проходят через его призму сознания. Следовательно, эффективность воздействия будет определяться интеллектом и общей культурой руководителя, его профессиональной подготовкой, складом характера, темпераментом и т. п. Попытки выделить и отнестись с уважением к различиям в стилях руководства, свойственных определенному полу или типу личности, столь же важны для уважительных и мирных отношений на рабочем месте, как и выработка личностно-ориентированного и инструментального стиля лидерства. Производственные цели легче достигаются там, где руководство озабочено судьбой подчиненных. Если стиль лидерства, заключающийся в эффективном сотрудничестве руководителя и подчиненного, станет нормой, это даст импульс развитию бизнеса и всего общества в гуманистическом направлении.
2. Совершенствование стиля руководства туристским предприятием
Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Руководителю
трудно выбрать стиль руководства,
удовлетворяющих всех членов подчиненного
ему коллектива. Стиль работы складывается
подсознательно и постепенно, пока
не определиться совокупность приемов
общения с подчиненными и воздействия
на них, позволяющих находить наиболее
эффективное и правильное решение.
Становление стиля управления это
всегда сложный и долговременный
процесс. Руководителю требуется много
времени, для ознакомления с деятельностью
организации, а особенно для оценки
профессионального уровня своих
подчиненных. Руководителю необходимо
знать, как уметь подойти к
каждому из своих сотрудников, как
правильно направить
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
Информация о работе Совершенствование стиля руководства туристским предприятием