Совершенствование стиля руководства туристским предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
* Охарактеризовать основные стили руководства
* Рассмотреть их особенности
* Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
* Предложить пути совершенствования стилей руководства

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях…………………………………………………………………………...5 1.1. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей руководства……………………………………………………………………..…9
1.2. Личность руководителя………………………………………………….…14
1.3.Руководитель, сосредоточенный на работе, и руководитель, сосредоточенный на человеке……………………………………………….….22
1.4. Управленческая решетка…………………………………………………...25
1.5. Ситуационный подход к стилям руководства…………………………….28
1.6. Выводы на основе сравнительного анализа трех стилей руководства….36
2. Совершенствование стиля руководства туристским предприятием ...……40
2.1. Характеристика кадрового потенциала ОДО «Сити-Бриз»………………43
2.2.Исследовательские особенности проявления стилей руководства на туристском предприятии ОДО «Сити-Бриз»…………………………………..45
Заключение…………………………………………………………………….…52Список использованных источников………………………………..…….……54
Приложение…………………………………………………………………........55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 308.41 Кб (Скачать)

         Следующей составляющей личности  руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

       Более поздние исследования, проведенные  Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом  и эффективностью работы оказывают  воздействие и другие факторы. К  ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения  с вышестоящим руководством и  подчиненными. Недостаточная мотивация  и опыт руководителя, слабая поддержка  его со стороны подчиненных и  напряженные отношения с вышестоящим  руководством имеют как следствие  снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности. 

       К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить  примеры на конкретных личностях, насколько  важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

       Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

       Рассмотрим  каждую из этих характеристик в отдельности.

         Доминантность или способность  влиять на людей. Руководителю  необходимо обязательно обладать  данной характеристикой, так как  трудно представить, как можно  эффективно управлять людьми, не  оказывая на них влияния. Влияние  на людей должно быть основано  не только на должностных полномочиях,  но и психолого-педагогических  особенностях общения руководителя  с подчиненными. Влияние должно  иметь основой справедливый подход  руководителя к подчиненному.

         Уверенность в себе. Влияние этой  характеристики непосредственно  отражается на подчиненных, которые  в случае уверенности руководителя  ощущают спокойствие, поддержку,  защиту, надежность, уверенность в  завтрашнем дне. Таким образом,  определенный психологический комфорт  обеспечивает и повышает мотивацию  к выполнению задания. Неуверенный  в себе руководитель не может  вызывать доверие и уважение  к себе как со стороны подчиненных,  так и со стороны руководителей  равного или более высокого  ранга. 

         Эмоциональная уравновешенность  и стрессоустойчивость. Эмоциональная  уравновешенность должна проявляться  в контроле со стороны руководителя  за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и  подчиненными должны быть ровными,  деловыми и не зависеть от  личной симпатии и собственного  настроения. Эмоциональная уравновешенность  сказывается на эмоциональном  состоянии подчиненных. Негативный  всплеск эмоций у руководителя  может понизить чувство уверенности  у подчиненных, следствием этого  будет снижение их деловой  активности. Работники будут вынуждены  бороться с собственными чувствами,  а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность  может подрывать имидж руководителя  в глазах деловых партнеров.  Но постоянное подавление негативных  эмоциональных реакций, сдерживание  их способны обернуться неприятными  для личности последствиями - неврозами и развивающимися на  их основе психосоматическими  заболеваниями типа, например, гипертонической  болезни или язвенной болезни  желудка. Поэтому руководитель  должен обратить особое внимание  на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить  во время занятий физическими  упражнениями, общение с друзьями  и близкими людьми, увлечение  всевозможными хобби. В Японии  для эмоциональной разрядки разбивают  манекены, изображающие вышестоящих  руководителей. Поэтому в последние  годы специалисты все чаще  говорят о необходимости рациональной  организации менеджерского труда,  отведение достаточного времени  для эмоциональной разрядки руководителей.

         Креативность или способность  к творческому решению задач.  Залогом эффективного руководства  является то, способен ли руководитель  видеть элементы новизны и  творчества в деятельности своих  подчиненных, а также поддерживать  их начинания. 

         Стремление к достижению цели  и предприимчивость - важнейшие черты  современного руководителя. В тесной  связи с ними находится склонность  личности к риску. Руководитель  не должен останавливаться на  половине дела, должен быть способен  рисковать и просчитывать свой  риск. Хороший руководитель занимается  бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем  успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной  необходимости концентрации всех  умственных способностей для  решения бесконечного количества  разнообразных проблем. Бизнес  для хорошего руководителя является  необходимым стимулом и жизненно  важной дозой адреналина.

         Ответственность и надежность  в исполнении заданий. Дефицит  этих человеческих качеств мы  постоянно ощущаем в повседневной  жизни. Руководитель должен предпочитать  ситуации, в которых необходимо  нести персональную  ответственность  за принятое решение. Руководитель  должен быть ответственным и  надежным человеком, так как  он является примером и олицетворением  идеальной личности у своих  подчиненных. 

      Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной  чертой руководителя, обеспечивающей  ему успешность действий в  различных сферах жизни организации.  Какие бы советы ни принимал  руководитель от окружающих его  людей, конечное решение он  принимает всегда сам. Чем самостоятельнее  ведет себя руководитель, тем  больше проявляется его независимость.  Но это не исключает необходимости  прислушиваться к мнению коллег  или подчиненных. Главное, чтобы  руководитель имел свою точку  зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое  лицо, а также поддерживал это  свойство в подчиненных. Но  чрезмерная независимость руководителя  может перерасти в самодурство  и волюнтаризм. Независимость,  реализуемая таким образом, способствует  снижению эффективности менеджмента. 

     Общительность. По результатам  научных исследований более трех  четвертей своего рабочего времени  руководитель затрачивает на  общение. Поэтому коммуникационные  способности у руководителя должны  быть достаточно высокими. Многие  деловые связи, руководство подчиненными  начинается с общения. 

       В  последние годы благодаря проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось  выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для успешного  ведения дел в организации. Для  примера можно сравнить качества руководителей, которые наиболее ценятся  в Финляндии и Японии. Искусство  менеджмента достигло в этих странах  высокого уровня.  Эти данные нужно  учесть руководителям, которые начинают внедрять полученные теоретические основы в практику хозяйственной деятельности.

       Качества, которыми должен обладать президент промышленной японской компании: энергичность, инициативность и решительность, в том числе в условиях риска; долгосрочная предвидение и гибкость; широта взглядов, глобальный подход; упорная работа и непрерывная учеба; беспристрастность, бескорыстие, лояльность; способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций; личное обаяние; готовность выслушивать мнение других; способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем; умение четко формировать цели и установки; здоровье.

       Факторы успешной деятельности руководителей туристской фирмы: умение создать результаты и желание много работать для их достижения; желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения; готовность начинать процессы изменений в управлении или их использовать в интересах организации; готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; искусство принимать быстрые решения; способность сосредотачиваться на настоящем и будущем; способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее и использовать их; готовность к близким социальным взаимоотношениям; готовность к общему руководству; творческий подход; постоянное совершенствование и хорошая общая психологическая и физическая формы; умение правильно использовать свое время; готовность к мотивации себя и персонала; готовность работать во главе хорошо подготовленного и профессионального персонала; готовность к политическому руководству; международный кругозор.

 
 

       1.3. Руководитель, сосредоточенный  на работе, и руководитель, сосредоточенный  на человеке

       Одной из популярных классификаций стилей управления является преимущественная ориентация руководителя: на сотрудников  или на выполнение задач. Впервые  подобная классификация была разработана  учёным Лайкертом и его коллегами  в Мичиганском университете10. Они сравнивали группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях и пришли к выводу, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства.

       Руководители  групп с высокой и низкой производительностью  классифицировались в пределах от одной  крайности - сосредоточенные на работе (теория «Х»), до другой - сосредоточенные  на человеке (теория «У»). Этот континуум  представлен на рис. 1. 

Сосредоточенный на                работе
     
Сосредоточенный

 на  человеке

       
 

                                     Стили управления

     Рис. 1. Континуум стилей лидерства Лайкерта 

     Руководитель, сосредоточенный на работе, так же известный как руководитель, ориентированный  на задачу, прежде всего, заботится  о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения  производительности труда11.

     В противоположность этому, первейшей  работой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди12. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда путём совершенствования человеческих отношений. Такой руководитель делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Он или она активно считаются с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост. По существу, руководитель, сосредоточенный на человеке, ведет себя аналогично руководителю, который привлекает членов группы к участию в управлении.

     На  основании своих исследований, Лайкерт  сделал вывод, что стиль руководства  неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба эти качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда.

     Как продолжение своих исследований, Р.Лайкерт предложил четыре базовые системы стиля лидерства. Эти системы характеризуются различной степенью авторитарного и демократического стиля, необходимой для оказания влияния на людей, побуждая их к достижению целей организации13. 

Информация о работе Совершенствование стиля руководства туристским предприятием