Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

В разнообразных сферах жизнедеятельности в условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией.
Одной из важнейших проблем менеджмента является лидерство, как стиль деятельности менеджера.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.

Оглавление

Введение 3
Стили руководства 4
Понятие стиля руководства 4
Классификация стилей руководства 5
Одномерные стили руководства 6
Многомерные стили руководства 11
Анализ предприятия 14
Деятельность организации 14
Миссия и основные цели 15
Внутренние и внешние переменные 16
Структура организации 17
Заключение 23
Список используемых источников 25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 117.59 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение           3

  1. Стили руководства         4
    1. Понятие стиля руководства       4
    2. Классификация стилей руководства      5
    3. Одномерные стили руководства      6
    4. Многомерные стили руководства             11
  2. Анализ предприятия                14
    1. Деятельность организации              14
    2. Миссия и основные цели              15
    3. Внутренние и внешние переменные             16
    4. Структура организации               17

    Заключение                  23

    Список  используемых источников              25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    В разнообразных сферах жизнедеятельности  в условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией.

    Одной из важнейших проблем менеджмента  является лидерство, как стиль деятельности менеджера.

    Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства  зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения  и многое другое.

    Таким образом, актуальность данной контрольной  работы заключается в  огромном значении этой области менеджмента в управлении.

    Целью данной контрольной работы является анализ стилей руководства и выявление  наиболее эффективного  стиля управления.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие стиля руководства.
  2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки.
  3. Осветить эффективность стилей управления.

    Контрольная работа состоит из введения,2 частей, заключения, списка использованной литературы. Первая часть контрольной работы состоит 4 подразделов. Вторая часть  состоит из 4 подразделов.

 

    

    1.Стили  руководства 

    1. 1. Понятие стиля руководства 

    Стиль руководства - совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят  от ряда факторов:

  • господствующего политического режима (тоталитарного, демократического, либерального), который накладывает отпечаток на все стороны жизни не только общества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;
  • размеров, характера деятельности организации и ее подразделений, существующего в них порядка ведения дел, преобладающей системы ценностей;
  • положения руководителя на иерархической лестнице;
  • позиций высшей администрации;
  • психологических характеристик коллектива, взаимоотношений в нем;
  • индивидуальных качеств руководителя, которые  определяют его личный стиль, который не может быть полностью скопирован другими;
  • личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера, реакции на воздействие со стороны руководителя;
  • особенностей ситуации;
  • той или иной комбинации перечисленных факторов. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

    Стиль руководства во многом определяется субъективной основой, к которой  относят его личные качества, которые  несколько изменяются в зависимости  от особенностей и потребностей коллектива, интеллект и культуру руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера  и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится  к подчиненным, способность вести  за собой коллектив, создавать атмосферу  увлеченности работой. Но при всей их значимости нельзя исключать другие компоненты, которые формируют стиль руководства и относятся к общей объективной основе стиля. К такой основе относят:

  • сознательную цель, характеризующую способ и метод его действий;
  • закономерность управления;
  • специфику сферы конкретной деятельности;
  • единые требования, предъявляемые к руководителям;
  • социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.);
  • уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

    В деятельности руководителя эти компоненты показывают сочетание, производственной функции и функции регулирования  взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и  приемов общения, а тем самым  и стиль работы.

    Существуют  два похода к изучению стиля руководства:

  • поведенческие теории, которые рассматривают проблему с позиции поведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников;
  • ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.
 
 

1.2.Классификация стилей руководства 
 

    Существуют  различные классификации стилей руководства.

    По  способу воздействия на подчиненных  в процессе принятия решений и  осуществления управленческой деятельности можно выделить авторитарный, демократический  и либеральный стили.

    В зависимости от объекта приложения стили могут быть общими, групповыми или индивидуальными.

    По  форме стиль руководства подразделяется на деловой (рациональный), бюрократический, попустительский.

    По  способу передачи распоряжений выделяют побуждающий, убеждающий принуждающий стили.

    По  характеру использования стили  делятся на одномерные (по отношению  к подчиненным всегда применяется  только один какой-то стиль или комбинация элементов стилей) и многомерные (допускается смена стилей зависимости  от ситуации, особенностей руководителей  и исполнителей). 
 
 

    1.3. Одномерные стили руководства 

    К «одномерным» стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и либеральный.

    На  практике наиболее распространенным является авторитарный стиль руководства. Он считается универсальным. Его суть состоит  в отдаче подчиненным  в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с  общими целями и задачами деятельности.

    Авторитарный  стиль может быть эффективным  при решении однообразных, рутинных задач. Он вполне оправдано применяется  в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации.

    Авторитарный  стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников  на их осуществление, позволяет быстрее  стабилизировать ситуацию в конфликтных  группах. К недостаткам авторитарного  стиля можно отнести ограничение  возможностей мотивации, самостоятельности  и развития подчиненных, а также  опасность принятия ошибочных решений  из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При  этом стиле руководства мотивация  подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально  отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой  наказаний порождает у них  страх. В такой ситуации у работников обычно формируется негативное отношение  к руководителю и предприятию  в целом.

    Выделяют  две разновидности авторитарного  стиля. К первой относят «эксплуататорскую». Она предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает в  руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность  за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. При второй, более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля  руководитель относится к подчиненным  снисходительно, по-отечески, иногда интересуется их мнением, предоставляет ограниченную самостоятельность, но наказания используются при таком стиле не так широко.

    Применение  авторитарного стиля, хотя и обеспечивает высокую производительность, но не  формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде.

    В поведении подавляющего большинства  руководителей обычно сочетаются различные  элементы, поэтому для характеристики авторитарного стиля руководства  можно применить более точную классификацию. Так, в зависимости  от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных выделяют патриархальный; харизматический; автократический и бюрократический стили руководства.

    Патриархальный  стиль руководства строится на основе представлений об организации, как одной большой семье. Руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. Они же в ответ, должны проявлять благодарность, верность и беспрекословное повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с детьми и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства. Контроль осуществляется по желанию и интуиции руководителя. Власть на длительное время никому не делегируется и сосредотачивается у начальника. Этот стиль руководства особенно характерен для традиционного общества, но широко распространен и сегодня.

    Харизматичный стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Авторитет руководителя высок и имеет персональный характер.

    Обычно  харизматический руководитель не доверяет организационным структурам и стремится  объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж  выдающегося человека. Строгое регламентирование  прав и обязанностей отсутствует.

    Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя. Этот стиль отличается слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-административной системы в СССР и других странах.

    Бюрократическому  стилю руководства свойственна  максимальная анонимность и формализованность  отношений между начальником  и подчиненным, минимизация личной власти руководителя. Также этот стиль  характеризуется детальным разделением  труда, многочисленными должностными инструкциями и другими нормативными документами, четко описывающими права  и обязанности не только сотрудников, но и самого руководителя. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения  и проверку письменных отчетов.

Информация о работе Стили руководства