Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:10, реферат
В разнообразных сферах жизнедеятельности в условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией.
Одной из важнейших проблем менеджмента является лидерство, как стиль деятельности менеджера.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.
Введение 3
Стили руководства 4
Понятие стиля руководства 4
Классификация стилей руководства 5
Одномерные стили руководства 6
Многомерные стили руководства 11
Анализ предприятия 14
Деятельность организации 14
Миссия и основные цели 15
Внутренние и внешние переменные 16
Структура организации 17
Заключение 23
Список используемых источников 25
Таким образом, в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в количественном отношении в два раза больший объем работы, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты
Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который обосновывается в «Теории Y» Д. Мак-Грегора:
На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случая.
«Партисипативная» же разновидность демократического стиля руководства предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, организует широкий обмен всесторонней информацией, привлекает подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
При
демократическом стиле
Преимущества демократического стиля руководства состоит в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников. Однако его использование имеет и некоторые недостатки, связанные, прежде всего со сложностью обеспечения рассмотренных выше предпосылок, условий его эффективности. Кроме того, оно может замедлять процесс принятия решений.
Обычно
демократический стиль
Демократический стиль руководства необходим для организаций, где на первом месте выступает качество, а не количество как при авторитарном стиле руководства.
Если же есть необходимость стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, то наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он оставляет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При
этом поощрение и наказание
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев», которые от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам же он лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на самом деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
Существует также еще два стиля, которые во много близки к авторитарному и демократическому. Первый стиль руководства – это стиль, при котором руководитель ориентируясь на решение любой ценой поставленной перед ним задачи планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает все необходимым. Такой стиль еще называют инструментальным , или ориентированным на задачу. Его преимущества в быстроте принятия решений и действий, строгом контроле за работой подчиненных, которые ставятся в зависимость, что порождает их пассивность и в конечном итоге ведет к снижению эффективности работы.
Ко
второму стилю, когда руководитель
создает благоприятный
Также существует еще одна классификация стилей управления по критерию управленческих функций:
К преимуществам такого стиля руководства относят свободу реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат. При этом имеются и недостатки, такие как: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
1.4 Многомерные
стили руководства
Многомерные стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих подходов, каждый из которых независим от других. Рассмотрим некоторые из них.
Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, который основывается на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой - на создание организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности.
В качестве факторов влияния Р. Блейк и М. Мутон называют:
Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к ее замещению.
Существует также модель, описывающая зависимость стиля руководства от ситуации, которую предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет. При этом руководитель должен быть правдивым и не обещать то вознаграждение, которое организация не в состоянии будет предоставить.
Модель Т. Митчела и Р. Хауса включает в себя четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.
Если
у сотрудников большая