Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 17:02, контрольная работа
Основные типы стилей руководства и условия их применения. Одно из главных преимуществ демократического стиля. Основные черты наиболее современного стиля управления.
7. Основные типы стилей руководства и условия их применения. Проанализируйте их плюсы и минусы
Стиль руководства |
Условия применения |
Плюсы |
Минусы | |||
Авторитарный (автократический, директивный) единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума. Пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. |
Уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) того требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. |
|
| |||
Многие работники Не удовлетворенные своим трудом, они могут даже пойти на скрытый саботаж: в случае возникновения ошибок со стороны руководителей, не помогают их преодолению, а, наоборот, даже рады случившемуся. Исполняя свои обязанности, они могут работать медленно, допускать ошибки и отклонения от качества. | ||||||
Демократический (коллегиальный) стиль означает, что личное мнение руководителя не является бесспорным, а служит отправной точкой для обсуждения проблем и выработки оптимального решения. В результате поиска лучших решений учитываются предложения любых работников. |
является более комфортным для подчиненных, которые проявляют больше инициативы, в результате чего дело только выигрывает. Он успешно срабатывает при следующих условиях: - стабильном, устоявшемся коллективе; - высокой квалификации работников; - наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников; - неэкстремальных производственных условиях |
|
- сложность обеспечения условий его эффективности; - замедление процесса принятия решений | |||
Одним из главных преимуществ демократического стиля является твердая уверенность членов коллектива в том, что они исполняют не спущенный сверху приказ, а действуют на основе совместно выработанного и избранного ими решения. Именно это чувство побуждает работников сотрудничать с большим энтузиазмом для достижения совместно разработанного решения. | ||||||
Попустительский (нейтральный, либеральный) старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного руководителя – по возможности незаметное пребывание в стороне. Он избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности. |
Он, как правило, вреден для любой организации, за исключением случаев, когда персонал высоко компетентен, а руководитель как организатор слаб. |
- вся инициатива в руках |
- уходом от принятия стратегически важных решений; - предоставлением делам возможности идти своим чередом, самотеком; - незначительным контролем подчиненных; - использованием коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности; - равнодушием к критике; - безразличием к персоналу и т. д. |
В качестве современного стиля руководства учеными предлагается так называемый соучаствующий (или партисипативный) стиль управления. Основными его чертами являются:
— регулярные совещания руководителя с подчиненными;
— открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
— вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
— делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;
— участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
— создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений и т. д.
А руководитель является координатором группового процесса, обеспечивая всестороннее обсуждение наиболее важных вопросов. Он не имеет ранее сложенного. Он ведет. И все его действия устремлены вперед. Руководство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества. Проблемы решаются на основе открытого взаимодействия. Разногласия и конфликты считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем.
Однозначной связи между эффективностью деятельности организации и стилем руководства нет: в некоторых сферах деятельности эффект приносит лишь авторитарный стиль (например, в армии), в некоторых - только демократический (например, образование), в некоторых - только нейтральный (например, научная и художественная деятельность). Следовательно, все зависит от конкретной ситуации, которая, в свою очередь, определяется условиями деятельности группы, характером решаемых задач, квалификацией исполнителей, продолжительностью совместной работы и т. д.
Наличие многочисленных ситуационных моделей и подходов дает возможность руководителю гибко подойти к управлению, потому что при переходе в другое подразделение или на иной уровень менеджмента привычный и определенный стиль его работы обязательно должен меняться, приспосабливаясь к новым условиям и задачам.