Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Основные типы стилей руководства и условия их применения. Одно из главных преимуществ демократического стиля. Основные черты наиболее современного стиля управления.

Файлы: 1 файл

7, 17.docx

— 22.54 Кб (Скачать)

7. Основные  типы стилей руководства и условия их применения. Проанализируйте их плюсы и минусы

Стиль руководства

Условия применения

Плюсы

Минусы

Авторитарный (автократический, директивный) единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума. Пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха.

Уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) того требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства.

  • обеспечивает четкость и оперативность управления;
  • создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
  • минимизирует время принятия решений,
  • в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
  • не требует особых материальных затрат;
  • в молодых, недавно созданных предприятиях позволяет успешнее и быстрее справиться с трудностями становления и пр.
  • подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;
  • отсутствие действенных стимулов труда;
  • громоздкая система контроля;
  • обюрокрачивание аппарата управления;
  • невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • высокая степень зависимости работы группы от постоянного прессинга руководителя и пр.

 Многие работники отрицательно  относятся к авторитарному стилю  руководства. Они теряют интерес  к творчеству и инициативе, не  желают обдумывать проблемы, так  как всегда должны действовать  по указке сверху. Работнику, стремящемуся  к самосовершенствованию и прогрессу, быстро надоедают консервативные, детально разработанные инструкции.

Не удовлетворенные своим трудом, они могут даже пойти на скрытый саботаж: в случае возникновения ошибок со стороны руководителей, не помогают их преодолению, а, наоборот, даже рады случившемуся. Исполняя свои обязанности, они могут работать медленно, допускать ошибки и отклонения от качества.

Демократический (коллегиальный) стиль означает, что личное мнение руководителя не является бесспорным, а служит отправной точкой для обсуждения проблем и выработки оптимального решения. В результате поиска лучших решений учитываются предложения любых работников.

является более комфортным для подчиненных, которые проявляют больше инициативы, в результате чего дело только выигрывает. Он успешно срабатывает при следующих условиях:

- стабильном, устоявшемся коллективе;

- высокой квалификации работников;

- наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников;

- неэкстремальных производственных условиях

  • стимулирование проявления инициативы, раскрыть творческий потенциал исполнителей;
  • успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
  • эффективнее использовать материально-договорные, стимулы труда;
  • включить также психологические механизмы трудовой мотивации;
  • повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т. д.

- сложность обеспечения  условий его эффективности;

- замедление процесса принятия  решений

Одним из главных преимуществ демократического стиля является твердая уверенность членов коллектива в том, что они исполняют не спущенный сверху приказ, а действуют на основе совместно выработанного и избранного ими решения. Именно это чувство побуждает работников сотрудничать с большим энтузиазмом для достижения совместно разработанного решения.

Попустительский (нейтральный, либеральный) старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного руководителя – по возможности незаметное пребывание в стороне.  Он избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности.

Он, как правило, вреден для любой организации, за исключением случаев, когда персонал высоко компетентен, а руководитель как организатор слаб.

- вся инициатива в руках работников; 
- отсутствие контроля дает большой простор для реализации творческих способностей

- уходом от принятия стратегически важных решений;

- предоставлением делам возможности идти своим чередом, самотеком;

- незначительным контролем подчиненных;

- использованием коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности;

- равнодушием к критике;

- безразличием к персоналу и т. д.


 

В качестве современного стиля руководства учеными предлагается так называемый соучаствующий (или партисипативный) стиль управления. Основными его чертами являются:

— регулярные совещания руководителя с подчиненными;

— открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

— вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;

— делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;

— участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;

— создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений и т. д.

А руководитель является координатором группового процесса, обеспечивая всестороннее обсуждение наиболее важных вопросов. Он не имеет ранее сложенного. Он ведет. И все его действия устремлены вперед. Руководство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества. Проблемы решаются на основе открытого взаимодействия. Разногласия и конфликты считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем.

 

Однозначной связи между эффективностью деятельности организации и стилем руководства нет: в некоторых сферах деятельности эффект приносит лишь авторитарный стиль (например, в армии), в некоторых - только демократический (например, образование), в некоторых - только нейтральный (например, научная и художественная деятельность). Следовательно, все зависит от конкретной ситуации, которая, в свою очередь, определяется условиями деятельности группы, характером решаемых задач, квалификацией исполнителей, продолжительностью совместной работы и т. д.

Наличие многочисленных ситуационных моделей и подходов дает возможность руководителю гибко подойти к управлению, потому что при переходе в другое подразделение или на иной уровень менеджмента привычный и определенный стиль его работы обязательно должен меняться, приспосабливаясь к новым условиям и задачам.

 


Информация о работе Стили руководства