Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………….5
1.1. Понятие и структура стилей руководства……………………………………..5
1.2. Классификация и характеристика стилей руководства………………………8
1.2.1. Одномерные стили руководства……………………………………………….8
1.2.2. Многомерные стили руководства…………………………………………….11
1.2.3. Дополнительные стили руководства…………………………………………13
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА…………………………………14
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ…..17
МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА…………………………21
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

стили руководства.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования Институт программных  систем «Университет города Переславля имени А.К. Айламазяна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

 

СТИЛИ РУКОВОДСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдала: студентка группы 3Э84-В

Григорук В.С.

Дата:

Проверила: Басос В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Переславль-Залесский

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

  1. СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………….5
  2. 1.1. Понятие и структура стилей руководства……………………………………..5
  3. 1.2. Классификация и характеристика стилей руководства………………………8
  4. 1.2.1. Одномерные стили руководства……………………………………………….8
  5. 1.2.2. Многомерные стили руководства…………………………………………….11
  6. 1.2.3. Дополнительные стили руководства…………………………………………13
  7. ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА…………………………………14
  8. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА  В КОЛЛЕКТИВЕ…..17
  9. МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА…………………………21
  10. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………32

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными.

Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро  стал в последние годы. Возникшие  на рубеже 70-80-х годов застойные  явления в общественном производстве самым непосредственным образом  были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами. 
Командирский стиль руководства был ведущим стилем в управлении социалистическими предприятиями или коллективами, так как страна постоянно вела битву за план. А где битва, там и приказ, а где приказ, там и беспощадность к человеку, подчинённому. Командный стиль руководства требовал особых психологических и правовых установок.

Командир должен был  уметь пользоваться властью и  не имел права высказывать сомнения в безупречности своей линии  поведения. Он решал, отдавая приказы, никто не должен был возражать. Такова была изначальная «этическая» гамма нашего руководителя со времён революции. Администрирование стало главным методом на годы и десятилетия.

Многие хозяйственные  и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности  для становления высокорезультативного  стиля руководства, что до недавнего  времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

  1. СТИЛИ РУКОВОДСТВА
  2. 1.1. Понятие и структура стилей руководства

Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».

Стиль управления обусловливается  уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и ценностными  ориентациями, темпераментом - всем тем, что определяет содержание личности руководителя. По-видимому, самое раннее исследование стилей руководства было проведено К. Левиным и его коллегами в 1939 году.

В современной литературе встречаются  множество определений стиля  управления.

Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «стиль - это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».

В толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности».

По Мескону, стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации.

Стиль руководства определяет систему  методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых руководитель организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.

Метод управления - это совокупность способов и приёмов целенаправленного  воздействия руководителя на подчинённых  и коллективы, обеспечивающих координацию  их действия.

В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но в то же время он, стиль, окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно субъективен, индивидуален.

Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

  • принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;
  • специфика психического склада руководителя (темперамент, характер);
  • выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации;
  • неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк»;
  • индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя;
  • уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.

Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:

  • специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры;
  • закономерности управления;
  • специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности;
  • окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами);
  • особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей);
  • уровень практики управления;
  • способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

В зависимости от личностных качеств руководителя стиль управления может быть позитивным и негативным.

Позитивный стиль управления – гибкий, сущностно-деловой, гуманный. Руководитель учитывает характер, общекультурный и профессиональный уровень подчиненных, конкретные ситуации, желания и объективные возможности и использует любой подходящий для данной ситуации метод управления. В своей совокупности они как раз и формируют гибкость его стиля. Такой руководитель всегда способен признать ошибочность своего решения и отменить его. Руководитель в своей деятельности всегда исходит из принципа «интересы дела превыше всего», стремится достичь цели при минимальных затратах времени и средств, избавиться от лишних проволочек и канцелярщины, никогда не влезает (без особой надобности) в обсуждение проблем, в которых его подчиненные обладают достаточной компетенцией, предоставляя им полное право решать их. Такой руководитель постоянно расширяет свой общий кругозор и уровень профессиональной культуры и того же требует от подчиненных. Руководитель, имея деловую ориентацию, не забывает, однако, и о заботливом и справедливом отношении к своим подчиненным, об их личных целях, потребностях и интересах, об их здоровье, условиях труда и быта.

Негативный стиль управления – костный, формально-деловой, негуманный (отчуждающий). Руководитель раз и навсегда избирает и придерживается какого-либо одного «частичного» стиля: он либо не допускает творческих обсуждений и споров, либо, напротив, либеральничает и резонерствует, часто доводя отношения с подчиненными до взаимной фамильярности. Руководитель с косным стилем всегда будет продолжать упрямо проводить свою ошибочную линию. Характерен для руководителей бюджетных организаций, для которых главное - соблюдение духа и буквы спущенных инструкций. Ради них они готовы игнорировать здравый смысл, производственную необходимость, интересы и потребности членов коллектива. Руководитель меньше всего озабочен всем этим и по сути дела постоянно генерирует отчуждение своих сотрудников со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы.

  • 1.2. Классификация и характеристика стилей руководства
  • Стили руководства делятся на одномерные, многомерные и дополнительные.
  • К «одномерным», т.е. обусловленным одним каким-то фактором, стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либеральный.
  • «Многомерные» стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.
  • 1.2.1. Одномерные стили руководства
  • Авторитарный стиль руководства
  • Авторитарный стиль управления делится на две разновидности: «эксплуататорскую» и «благожелательную».
  • "Эксплуататорский" авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание. Сотрудники в основном относятся к навязанным руководителем решениям безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находя в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов.
  • Информация о работе Стили руководства