Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………….5
1.1. Понятие и структура стилей руководства……………………………………..5
1.2. Классификация и характеристика стилей руководства………………………8
1.2.1. Одномерные стили руководства……………………………………………….8
1.2.2. Многомерные стили руководства…………………………………………….11
1.2.3. Дополнительные стили руководства…………………………………………13
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА…………………………………14
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ…..17
МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА…………………………21
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

стили руководства.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ мужского и женского менеджмента позволяет говорить о том, что женщины-директора не только не проигрывают мужчинам как менеджеры, но иногда действуют успешнее, обеспечивая более устойчивые условия существования для своего предприятия. Мужчины, по сравнению с женщинами, более высоко ценят качества, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности и организации взаимодействия в коллективе; руководители-женщины выше оценивают морально-нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения.

Мужчины чаще используют командно-административный стиль управления. Женщинам-руководителям характерна большая демократичность, готовность к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений при умелом делегировании полномочий и отказе от мелочной опеки подчиненных.

 Для реализации  принятых решений используется  четкое распределение функций  исполнения, оказание помощи в  случае необходимости. При организации  контроля над ходом исполнения решений превалирует поэтапная форма в виде регулярных текущих проверок, недопущение затягивания нежелательной ситуации. Ответственность за работу устанавливается в соответствии с четким распределением обязанностей, причем, весьма характерно возложение конечной ответственности за определенный участок работы на конкретного исполнителя.

Мужской стиль более  эффективен либо в структурированных  ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой  степенью неопределенности, а женский  стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Фактор пола определяет различную выраженность основных компонентов и типов индивидуального стиля руководства. Он обеспечивает женщинам-руководителям большую, по сравнению с мужчинами, социально-психологическую эффективность. К формированию директивности и попустительства в стиле руководства женщин приводит низкая выраженность педагогических и коммуникативных качеств личности. В остальном же — умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию — управленческие качества руководителей мужчин и женщин.

В целом, можно сказать, что характеристики пола не являются определяющими для успешного руководителя. По мнению самих руководителей, успешность топ-менеджера определяется набором качеств, среди которых первое место занимают умение планировать свою работу (83% опрошенных), стремление к постоянному самосовершенствованию (78%), умение координировать и контролировать деятельность своих подчиненных (80 %).

Традиционный взгляд на женский стиль руководства  состоит в том, что женщины  выбирают лидерство, ориентированное  на отношения, так как они по природе эмоционально ориентированы, а мужчины — ориентированное на задачу, так как они характеризуются настойчивостью и целеустремленностью. Но поскольку отношения между соответствующими качествами не взаимоисключающие, то приписывание той или иной ориентации только одному полу неправомерно, а значит, женщины-лидеры могут быть ориентированы на задачу, а мужчины-лидеры — на отношения внутри группы, что может быть обусловлено личностными особенностями или ситуационным запросом.

Замечено, что мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Имеет значение также уровень руководства: на высших предпочтительнее мужчины, на средних — женщины. Сама по себе ситуация измерения во многом определяет результат: лидерский стиль сильно обусловлен полоролевыми стереотипами в лабораторных экспериментах и мало связан с ними в полевом изучении.

 

5. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой  сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в  отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно, чтобы все, с кем  руководителю приходиться работать, во-первых, прониклись к нему расположением, во-вторых, были убеждены в его правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.

Качества руководителя можно условно разделить на две  группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

Одно из основных психологических  качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

  • проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
  • системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
  • практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
  • консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;
  • оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
  • последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;
  • самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с  людьми вне зависимости от собственных  эмоциональных оценок. Он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

Ниже приводится перечень качеств хорошего руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований.

Хороший руководитель:

  • Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми;
  • Способен быть лидером;
  • Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать;
  • Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.
  • Способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени.
  • Может идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  • Имеет склонность к самоанализу, понимает роль лидера в организации, умеет видеть то, какое влияние он оказывает на организацию.
  • Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.
  • Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна.
  • Обсуждает свои качества, принимая замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе.
  • С выдержкой относится к победам и поражениям.
  • Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем.
  • Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.
  • Компетентен в специфических проблемах управления.
  • Переводит свои идеи на язык, понятный для людей.
  • Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.
  • Даёт понять людям, что <span class="dash041

Информация о работе Стили руководства