Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 22:18, реферат

Краткое описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер.

Оглавление

Введение––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 3
Понятие стиля руководства–––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 4
Разнообразные подходы руководства–––––––––––––––––––––––––––––– 5
Стили руководства––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 6
Автократический (авторитарный) стиль руководства–––––––––––––––– 8
Демократический стиль руководства–––––––––––––––––––––––––––––– 9
Либеральный стиль руководства ––––––––––––––––––––––––––––––––– 11
Заключение ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 17
Список используемой литературы–––––––––

Файлы: 1 файл

менеджмент для сдачи1.docx

— 38.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 3

Понятие стиля руководства–––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 4

Разнообразные подходы руководства–––––––––––––––––––––––––––––– 5

Стили руководства––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 6

Автократический (авторитарный) стиль руководства–––––––––––––––– 8

Демократический стиль руководства–––––––––––––––––––––––––––––– 9

Либеральный стиль руководства ––––––––––––––––––––––––––––––––– 11

Заключение ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 17

Список используемой литературы–––––––––––––––––––––––––––––––– 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематизированное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено  много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».

 

 

 

 

Понятие стиля руководства.

 

Понятие о стилях руководства предложил Курт Левин, который изучал их вместе со своими сотрудниками Р. Липпитом и Р. Уайтом (С. Levin., R. Lippett., R. К. White, 1939), обратившись к особенностям руководства детским коллективом. Ими выделены две важнейшие стороны руководства:

  1. Содержание решений, предложенных лидером группе;
  2. Техника (приемы, способы) их осуществления.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя. Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода "почерк" в действиях менеджера. Стиль руководства типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство). Стиль руководства в управлении – это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

 

 

 

Разнообразные подходы руководства

 

 

 

Анализ стилей основывается на разнообразных подходах.

Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. К ним относятся: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. 

Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации. Его основной недостаток заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль управления. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации. Ситуационный подход основан на положении о том, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам с целью повлиять на них или побудить к действию.

 

Стили руководства.

 

 

Различные авторы предлагают свои основания для описания стилей руководства:

1. Комплекс систематически  используемых методов принятия  решения (И.П. Волков, А.Л. Журавлев, А.А. Русалинова и др.);

2. Совокупность типичных  и относительно устойчивых методов  и приемов воздействия руководителей  на подчиненных, т.е. стиль общения;

3. Личностные качества  руководителя, обусловливающие выбор  тех или иных приемов и методов  деятельности (Д.П. Кайдалов и Е.И. Сулименко, 1979; Д. Каунд [D.M. Cound, 1987]);

4. Совокупность норм и  правил, которых придерживается  руководитель по отношению к  подчиненным (Дж. Перселл [J. Purcell, 1987]);

5. Ориентация на производственные  задачи либо на человеческие  отношения в коллективе (Ф. Фидлер [F. Fiedler, 1967]);

6. Представления о человеческой  природе как таковой (Д. Мак-Грегор [D. Мас-Gregor, 1960]).

Например, Мак-Грегор разработал две модели руководителей – X и Y. В соответствии с первой руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, поскольку полагает:

- люди обычно не любят  работать и стараются уклониться  от своих обязанностей;

- работников нужно заставлять  трудиться, манипулировать ими, угрожать  и наказывать, чтобы добиться  выполнения стоящих перед организацией  целей;

- люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая  ответственности.

Руководитель, соответствующий модели Y, исходит из прямо противоположных представлений:

- людям нравится работать, и для многих в труде скрыт  источник удовлетворения;

- большинство работников  руководствуются самодисциплиной  и не нуждаются в угрозах; они  также заинтересованы в достижении  общих целей;

- многие не только избегают  ответственности, но, напротив, стремятся  к ней;

- способности к творчеству  в решении организационных проблем  присущи не только избранным  руководителям;

- поощрение является наилучшим  способом для того, чтобы вдохновить  людей на выполнение задач, стоящих  перед организацией.

Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная их них основывается на представлениях Курта Левина. Согласно ей выделяются автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.

 

Автократический (авторитарный) стиль руководства.

 

 

Данный стиль подразумевает жесткое руководство – распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия.

Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи.

Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. Руководитель при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике придерживается только своего мнения.

По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства – это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.

В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:

Жесткий. Такой руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые "знают свое место". Многие принимают данный способ руководства, так как он уменьшает их личную ответственность за неудачу коллектива. При этом подчиненные считают, что выполняют лишь индивидуальные обязательства.

Хозяйский. Подобный руководитель навязывает свою позицию отеческой заботы о подчиненных, уделяет внимание повышению их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже личные. Особенно часто этот подстиль руководства встречается у тренеров спортивных команд. Преувеличенная защита и опека подчиненных может вызвать у тех ответную агрессивную реакцию. Они будут оказывать серьезное сопротивление руководителю, который, по их словам, не позволяет им "даже дышать". Другие привыкают к такой системе руководства и будут порой стремиться к ее сохранению, поскольку любое их действие и желание в этом случае уже "запрограммированы". В итоге, данный подстиль руководства снижает деловую и общественную активность подчиненных и в ряде случаев лишает их умения вести самостоятельную жизнь.

Непоследовательный. Это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе, предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего, но самостоятельного. Мелочно придирчив, готов идти на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.

 

Демократический стиль руководства.

 

 

При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель разрешает членам группы участвовать (и даже приветствует это) в определении содержания ее деятельности, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Все члены группы в общем виде знают все основные этапы деятельности. Когда кто-то просит совета, руководитель предлагает на выбор не один, а несколько способов достижения цели. Сотрудники разбиваются на группы по их желанию. Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников.

Позицию руководителя, придерживающегося демократического стиля, можно охарактеризовать как "первого среди равных". Его власть необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и общаются охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.

Однако отсутствие жесткости и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и такт – главное "оружие" руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства. Одним из наиболее знаменитых был эксперимент, проведенный Левином вместе с коллегами Липпитом и Уайтом в 1939 году по выяснению влияния авторитарного и демократического климата на отношения членов группы и групповые явления.

Информация о работе Стили руководства