Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 22:18, реферат

Краткое описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер.

Оглавление

Введение––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 3
Понятие стиля руководства–––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 4
Разнообразные подходы руководства–––––––––––––––––––––––––––––– 5
Стили руководства––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 6
Автократический (авторитарный) стиль руководства–––––––––––––––– 8
Демократический стиль руководства–––––––––––––––––––––––––––––– 9
Либеральный стиль руководства ––––––––––––––––––––––––––––––––– 11
Заключение ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 17
Список используемой литературы–––––––––

Файлы: 1 файл

менеджмент для сдачи1.docx

— 38.61 Кб (Скачать)

В одном случае лидер целиком определял деятельность группы, он должен был говорить, что и как делать, распределять задания, формировать работающие пары, оценивать и критиковать работу; одним словом, доминировать над группой – так создавалась атмосфера авторитарного лидерства. Во втором случае цели и средства их достижения устанавливались в результате группового обсуждения, участники всегда имели право выбора действий, сами распределяли работу и подбирали себе напарников; в своих оценках руководитель стремился к объективности и старался быть скорее членом группы, чем ее руководителем, что в целом, по мнению исследователей, и составляло суть демократического стиля лидерства.

Одиннадцатилетние дети, которые собирались после школы и мастерили разные поделки, были разделены на две группы по пять человек в каждой. Они встречались одиннадцать раз, и ими руководил один и тот же человек (Липпит), который в одной группе играл роль демократического лидера и создавал демократическую атмосферу, а в другой – роль авторитарного лидера. Пятеро наблюдателей фиксировали особенности поведения лидера и детей, количество и характер действий лидера и т.д.

Анализируя результаты, экспериментаторы пришли к следующему выводу: хотя группы действовали в одних и тех же условиях, между ними быстро возникали различия. А к последним встречам контраст становился разительным. В авторитарно управляемых группах наблюдалось больше ссор и враждебности, тогда как группы с демократическим управлением демонстрировали большую дружественность и для них был характерен дух группы.

 

 

Либеральный стиль руководства.

 

 

При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения. Материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко.

Существуют и иные классификации стилей руководства, в которых так или иначе учтены и вышеприведенные стили. И. Ниномийя (J.S. Ninomiya, 1988) предложил следующую классификацию стилей руководства.

1. "Патриарх". Старается  обеспечить полный контроль над  всеми аспектами деятельности  подчиненных, от которых требуется  безоговорочная исполнительность. Подчиненные не привлекаются  к подготовке решений.

2. "Птица страус". Ориентируется  на свой статус, стремится избежать  конфликтов, боится различий во  мнениях. Для такого руководителя  характерен высокий уровень компетенции; вместе с тем он более подходит  на роль ассистента, поскольку  ему не хватает инициативы  и гибкости.

3. "Индивидуалист". Стремится  все сделать сам; подчиненные  у такого руководителя обычно  лишены всякой инициативы, быстро  теряют интерес к делу.

4. "Педант". Все желает  знать в самых подробных деталях, выступает против коллективного  принятия решений, нередко никому  не доверяет.

5. "Политик". Не показывает, что имеет собственное мнение, хорошо чувствует конъюнктуру.

6. "Посредник". Хорошо  знает людей, коммуникабелен, сторонник  группового принятия решений  и совместного творчества. Склонен  к компромиссам в любой момент, не способен проявить волю, когда  того требует обстановка.

7. "Прилежный бобер". Сам готовит план деятельности  для себя и для подчиненных, успех своей деятельности оценивает  по чисто формальным показателям (числу написанных или исполненных  деловых бумаг). Не ориентирован  на высокий конечный результат. Главное для него – сам процесс  работы.

И. Ниномийя считает, что эти стили руководства встречаются не изолированно друг от друга, а в различных комбинациях.

М. Джеймс (М. James) указывает семь отрицательных типов руководителей:

Излишне критически настроенный руководитель, считающий, что добиться положительных результатов в работе подчиненных можно лишь в том случае, если постоянно выказывать недовольство ими. Такая манера поведения отрицательно сказывается на эффективности работы подчиненных, поскольку избыточной критикой подрывается вера людей в их возможности, нарушаются взаимоотношения, слабеет доверие и растет протест по отношению к руководителю.

Излишне "патерналистски" настроенный руководитель, оберегающий своих подчиненных от всяких затруднений. Он подавляет развитие деловых качеств подчиненных тем, что снимает с них ответственность.

Непоследовательный руководитель, который в течение коротких промежутков времени с легкостью меняет свои требования к подчиненным или вопреки ранее высказанным требованиям и заданиям заставляет их отчитываться за такие результаты работы, достижение которых не предусматривалось.

Уклоняющийся от непосредственного руководства, стремящийся переложить полномочия и ответственность на подчиненных.

"Сверхорганизованный" руководитель, единственной и абсолютной  ценностью для которого является  выполнение подчиненными работы  в соответствии с установленными  им требованиями. Такие руководители  все силы отдают тщательному  регламентированию работы, ее планированию, поэтому у них не остается  времени на реализацию задуманного. Этот стиль формирует у подчиненных  индифферентное отношение к работе, хотя сами руководители относятся  к ним дружественно и оказывают  поддержку.

Руководитель, стремящийся охватить все вопросы. Он создает вокруг себя атмосферу беспокойства, порождает у подчиненных чувство неуверенности и напряженности, вызванное постоянной готовностью к неожиданным требованиям.

В создании подобных классификаций на западных психологов существенное влияние оказали представления Ф. Фишера. Как он полагал, стили деятельности выделяются в зависимости от того, какова направленность руководителя – на решение задачи или на взаимоотношения с подчиненными. Используя этот подход, ряд психологов выдвинули свои классификации стилей руководства.

Другие авторы – В. Врум и П. Йетон (V. Vroom, P. Yetton, 1973) – различают пять стилей, говоря о континууме от авторитарно-консультативного до полного участия подчиненных в управлении.

Р. Лайкерт (R. Likert, 1961) пишет о четырех стилях:

  • эксплуататорски-авторитарном;
  • благосклонно-авторитарном;
  • консультативно-демократичном;
  • основанном на участии.

Р. Херси и К. Бланшар (R. Hersey, К. Blanshard, 1982) считают, что стили руководства (лидерства) определяются "зрелостью" исполнителей: их желанием достичь поставленных целей, образованием и опытом, готовностью нести ответственность за свое поведение. В соответствии с этим они выделяют четыре стиля:

  • указания: когда исполнители незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая – на взаимоотношения;
  • продажи: когда уровень зрелости исполнителей средний, и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения;
  • ориентации на участие в принятии решений: когда зрелость исполнителей можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу – низкая;
  • делегирования: когда уровень зрелости исполнителей высокий, а вот ориентация на задачи и взаимоотношения низкая.

Американские исследователи Р. Хаус и Т. Митчелл (R. House, T. Mitchell, 1974) выделили четыре типа руководства:

  • поддерживающее руководство: дружеское отношение руководителя к подчиненным, интерес к их потребностям и статусу;
  • директивное руководство: четкая регламентация действий подчиненных, контроль над выполнением задания;
  • разделяемое руководство: стремление консультироваться с подчиненными и учитывать их предложения;
  • руководство, ориентированное на достижение: акцент на высококачественное выполнение задания.

Р. Блейк и Дж. Мутон (R. Blаке, J. Mouton, 1969) выделяют пять стилей руководства:

  • любезный: уделяется большое внимание удовлетворению потребностей людей, что создает благоприятную почву для создания в коллективе комфортной и дружелюбной атмосферы;
  • безразличный: прилагается минимум усилий для достижения необходимых производственных результатов;
  • диктаторский: человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени, главное – производственный результат;
  • статус-кво: балансирование между необходимостью в достижении производственных результатов и поддержанием на удовлетворительном уровне морального настроя рабочих;
  • групповой: производственные успехи определяются командной работой сотрудников, взаимоотношения между которыми основаны на взаимозависимости.

Р. Танненбаум и У. Шмидт (R. Tannenbaum, W. Schmidt, 1973) выделили в континууме руководства – от ориентации на вышестоящего руководителя до ориентации на подчиненных – семь стилей, согласно которым управляющий:

  • принимает решения, которые подчиненные выполняют;
  • должен разъяснять свои решения, чтобы добиться их выполнения;
  • выносит свои решения, но должен прислушиваться к вопросам подчиненных;
  • предлагает предварительные решения, которые могут быть изменены после внесения предложений подчиненными;
  • излагает проблему, получает советы от подчиненных, а затем принимает решение;
  • устанавливает пределы, в которых подчиненные принимают решения; совместно с подчиненными принимает решения.

 

 

Заключение

 

 

Давно замечено, что при всех равных условиях конечный результат деятельности руководителей неодинаков. В управленческой деятельности  присутствует нечто, не поддающееся количественному анализу. Это “нечто” относится не к сфере науки, а искусству управления.  
         Сегодня управлять без знания науки управления нельзя. И. П. Павлову принадлежат слова: “Пока в голове нет идей, глаза не видят фактов”.  
 Наука управления отражает наиболее общее, устойчивое в явлениях в процессах: три основных подхода к пониманию сути лидерства – это подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. Все ситуационные модели руководства повлияли на развитие теории лидерства. 

Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.  
         Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его подчинённые ориентированы на достижения. 
        “Поэтому эффективный руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности”. Да, нельзя не признать значение личности руководителя, его личностные качества, его мастерства, искусности, способностей. Следовательно, управление всегда будет нуждаться в способном, талантливом руководителе – лидере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Виханский О. С. , Наумов А. И. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006.
  2. Васильева Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий. Л.И. Теория управления: Учебник –2-е изд., доп. – М., 2012.
  3. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2007.
  4. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие/ Шекшня С. В.- М.: ИНФРА-М, 2011.
  5. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2012.

 

 

 

 


Информация о работе Стили руководства