Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:57, контрольная работа
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Введение
1. Сущность и принципы метода мозгового штурма
2. Этапы проведения мозгового штурма
3. Достоинства и недостатки мозгового штурма
4. Модификации метода мозгового штурма
5. «Снежный ком»
Заключение
Список литературы
выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.
«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика» .
В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.
2.Теневой мозговой штурм
Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.
Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.
Перечень выдвинутых генераторами
идей и списки решений, предложенных
всеми участниками теневой
3. Комбинированный мозговой штурм
Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.
Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.
Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.
4. Брейнрайтинг
Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.
5. Индивидуальный мозговой штурм
Данный метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.
Для успешного применения
индивидуального мозгового
6. Мозговой штурм на доске
В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.
7. Мозговой штурм в стиле «соло»
Этой технологией можно
пользоваться как при коллективной
работе, так и индивидуальной. Если
кто-то из специалистов хочет воспользоваться
техникой мозговой атаки самостоятельно,
то лучше создать для своих
идей специальную картотеку. Занесения
в картотеку заслуживают
8. Визуальный мозговой штурм
Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.
Основные принципы визуальной мозговой атаки:
-Скорость и гибкость мышления
-Отсутствие преждевременной критики
-Быстрая реакция
9. Мозговой штурм по-японски
Существует также японская (кольцевая) система принятия решений — «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;
б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.
Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.
г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.
д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.
Дальнейшим развитием метода мозгового штурма является синектика или «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активации творчества.
Идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.
«Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов» .
Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение, каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.
Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.
Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:
Превращение незнакомого в знакомое
Превращение знакомого в не знакомое
Превратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.
Цель синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.
Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.
При разработке идеи или
концепции человеческий мозг осуществляет
некую деятельность, представляющую
собой систему различных
Чтобы идея появилась нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.
Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют
В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:
Разбор проблемы;
Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
Постановка наводящих вопросов;
Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
Превращение обычного в привычное;
Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.
Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.
Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:
Первоначальная постановка проблемы;
Анализ проблемы и сообщение
необходимой вводной
Выяснение возможностей решения проблемы;
Переформулирование проблемы;
Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
Выдвижение образных аналогий;
Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы.
5. «Снежный ком»
Цель: наработка и согласование
мнений всех членов группы.
При использовании этой техники в активное
обсуждение включаются практически все
студенты. Количество человек может достигать
30-35.
Для проведения этого вида дискуссии
понадобятся большое количество
карточек (половина листа А 4) и маркеры.
Этапы проведения
1.Студентам раздается по 4-8 карточек. Каждому
предлагается написать по 4-8 вариантов
решения какого-либо вопроса. На каждой
карточке пишется только один вариант.
Студенты объединяются в пары. В результате
обсуждения пара отбирает наиболее согласованные
предложения-карточки. Их должно быть
чуть больше половины от общей суммы карточек
(например, из 10 карточек оставить только
6).
На третьем этапе студенты объединяются
в четверки и также путем дискуссии в микрогруппе
оставляют чуть больше половины карточек
от общей суммы (например, из 12 оставить
7).
4.Представитель от группы защищает общие
наработки, демонстрируя карточки аудитории.
После этого карточки, зафиксированные
скотчем на доске, комментируются каждой
группой, а затем проводится классификация
и систематизация предложений, выделяются
сходные варианты.