Снежный ком. Вариации мозгового штурма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Оглавление

Введение
1. Сущность и принципы метода мозгового штурма
2. Этапы проведения мозгового штурма
3. Достоинства и недостатки мозгового штурма
4. Модификации метода мозгового штурма
5. «Снежный ком»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

креатив.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

Контрольная работа

По предмету: «Креативный менеджмент в рекламе»

На тему: «Снежный ком. Вариации мозгового штурма»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Заочного отделения

Факультета культурологи

Менеджмент СКД 

Группа реклама

 

Проверила:

 

 

Харьков 2013

План

Введение

1.  Сущность и принципы метода мозгового штурма 

2.  Этапы проведения мозгового штурма 

3.  Достоинства и недостатки мозгового штурма 

4.  Модификации метода мозгового штурма

5.   «Снежный ком» 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

 

Исследование систем управления – главный фактор научного подхода  к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть  каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.

Современная наука имеет  обширный и богатый арсенал методов  исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям  выбираются методы для проведения конкретного  исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Классификация методов позволяет  упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

В данной работе будет рассматриваться  один из методов исследования систем управления – метод мозговой атаки (штурма).

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что  мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и принципы метода  мозгового штурма 

 

«Метод мозгового штурма подразумевает получение решения  как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого  по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов». Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

генерирование новых идей в отношении возможных вариантов  развития процесса

анализ и оценка выдвинутых идей

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей  и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди  которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так  называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в  интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового  штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит  в области теории синергетики.

Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем  при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может  быть отвергнута в силу недостаточной  обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым  улучшается, становится все более  конструктивной и пригодной к  осуществлению.

Второй принцип состоит  в том, что если участники совещания  находятся в состоянии генерирования  людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

Итак, рассмотрев главные  принципы и методологию мозгового  штурма, можно сделать вывод о  том, что «основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации  идей, без их критического анализа  и обсуждения; успех проведения мозгового  штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации  идей субъективной оценкой».

 

 

 

 

2. Этапы проведения мозгового штурма 

 

Творческое мышление, как  правило, проходит три стадии:

-генерирование идей, их формулировка;

-оценка или анализ этих идей;

-использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

 

В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется  только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому  снижению потока предложений.

 

Итак, мозговой штурм состоит  из следующих этапов:

 

-подготовительный

-генерирование идей

-заключительный – анализ и оценка идей

 

Подготовительный  этап

 

Первый этап состоит в  подготовке и организации процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания  назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную  часть работы. Его функции:

Формулировка цели и коррекция  задачи;

Подбор участников для  последующих этапов работы;

Решение организационных  вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)

Как правило, участники мозгового  штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей»

В начале нужен небольшой  разогрев минут на 15, чтобы мыслительный процесс вошел в нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать рекламу для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы)

Этап  генерирования идей

 

Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования  идей, поощряемый ведущим, проходит, как  правило, в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

Все идеи записываются или  стенографируются. Участники совещания  могут выдать более ста идей.

Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового  штурма, являются особые условия его  проведения, опирающиеся на следующие  правила, присущие этой технологии:

-отсутствие всякой критики

-поощрение предполагаемых идей

-равноправие участников мозгового штурма

-свобода ассоциаций и творческого воображения

-творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания

-обязательная фиксация всех высказанных идей

время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения  к уже имеющемуся списку)

Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку  участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

 

Заключительный  этап – подведение итогов мозгового штурма

 

Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и  классификация идей по группам в  соответствии с признаками, по которым  их можно объединить.

Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом  выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики  ситуации и анализа проблемы, прогнозирования  возможных трудностей.

Составляется окончательный  список практически используемых идей.  

 

 

 

3. Достоинства и недостатки метода мозгового штурма 

 

Мозговому штурму также как  и многим другим коллективным методам  принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается  в том, что во время мозгового  штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко  вовлечены в ход генерирования  идей и их обсуждение, более гибко  осваивают новые идеи, чувствуют  себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька»  в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы  стандартного мышления. Интерактивное  взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое  количество идей, предложений, что позволяет  избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм – это  простой метод, который легко  понять и легко применять на деловом  совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также  недостатки мозгового штурма, что  поможет избежать появления проблем  при решении задач методом  мозгового штурма.

«В связи с тем, при  мозговой атаке поощряется генерирование  любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных  предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует  тщательную разработку предлагаемой идеи» (4, С. 209).

Из-за высокой степени  вовлеченности участников совещания  ответственность за конечный результат  несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Недостаточно развитая способность  осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа  наработанных идей только тех, которые  будут реально способствовать решению  проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

 

 

 

 

4. Модификации метода мозгового штурма 

 

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство  из которых можно применять на деловых совещаниях для решения  профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

 

1.Обратный  мозговой штурм

Его предпочтительно применять  при создании нового улучшенного  образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две  творческие задачи:

Информация о работе Снежный ком. Вариации мозгового штурма