Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ в области анализа и контроля в менеджменте и использование полученных знаний и навыков применительно к объекту исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте 5
Роль контроля в менеджменте 5
Сущность контроля в организации 5
Виды управленческого контроля 7
Этапы процесса контроля 11
Роль анализа в менеджменте 16
Основы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия в системе управленческого контроля 16
Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия 17
Показатели, используемые для экономического анализа 19
Глава 2. Общая характеристика ОАО «БелАЦИ» 23
Глава 3. Диагностика проблем в ОАО «БелАЦИ» 43
Глава 4. Принятие решения в ОАО «БелАЦИ» 46
Заключение 48
Список литературы 50
Потребители продукции.
Основными потребителями асбестоцементных строительных материалов являются строительные организации и организации-дилеры по продаже строительных материалов. Рынок строительных материалов имеет достаточно выраженный сезонный характер, что определяет нагрузку по организации сбытовой деятельности, которая носит пиковый характер в летний период.
Заказчиками ОАО "БЕЛАЦИ" являются такие крупные организации:
- "Мосинтстройкомплект" г. Москва;
- ОАО "Ураласбест" г. Орск;
- ПИК "Энерготраст" г. Москва;
- ОАО "Телефонстрой" г. Нижний Новгород;
- СМП-717 г. Брянск;
- ОАО "Стройоптторг" г. Краснодар;
- МА "Жилстрой" г. Старый Оскол;
- СПМК-4 г. Орел, ВДПО г. Курск;
- предприятия ближнего и дальнего зарубежья (Молдавия, Украина, Венгрия, Болгария), а также другие предприятия различной организационно-правовой формы и физические лица.
ОАО «БЕЛАЦИ» заинтересовано в расширении рынков сбыта своей продукции, поэтому подходит к каждому клиенту - организации индивидуально, предоставляя скидки на продукцию в начале совместной работы, а также при продаже крупных партий продукции, возможно заключение договора о рассрочке платежа с длительное время знакомым потребителем.
Основные конкуренты.
На территории Российской Федерации на начало 2007 года функционировало 17 асбестоцементных предприятий и цехов, выпускающих асбестоцементные листы (шифер). К 2010 году их осталось 15.
Ведущие асбестоцементные комбинаты (Себряковский, Белгородский, комбинаты «Волна», «Лато» и «Ульяновскшифер») производят 71% от общего объема выпуска шифера. Причем доли первых трех производителей с течением времени увеличиваются (например, Себряковский завод в 2007 году имел 30%, а в 2009 году – уже 38%).
Рис. 2.3. Структура выпуска шифера основными производителями в стране в 2010 году, %
Крупнейшими производителями шифера в России являются:
- ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (Волгоградская область),
- ОАО «Белгородасбестоцемент» («Белаци»),
- комбинат «Волна» (Красноярский край),
- ОАО «Лато» (Республика Мордовия),
- ООО «Ульяновскшифер» (Ульяновская область),
- ЗАО «Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область),
- ОАО «Сода» г. Стерлитамак (Республика Башкортостан),
- комбинат «Красный строитель» (Московская область) и другие.
Картина распределения рыночных долей между предприятиями свидетельствует о росте концентрации и ярко выраженном лидере.
Как видно из рисунка и таблицы основными крупными конкурентами ОАО «БелАЦИ» являются следующие российские производители асбестоцементной продукции: ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (СКАИ), ОАО «ЛАТО», ОАО АЦИ «Комбинат Красный строитель», ООО «Ульяновскшифер».
SWOT – анализ.
SWOT – анализ – это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении предприятие должно осуществлять свою деятельность. Он позволяет определить причины эффективной и неэффективной работы компании на рынке. Результатом анализа является разработка стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
SWOT – анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
При анализе факторов внешней среды описывают общие экономические условия, складывающиеся в отрасли, перспективы ее развития, обозначают факторы косвенного воздействия, которые оказывают наиболее существенное влияние на функционирование предприятия и влияют на него через деловое окружение.
Результаты анализа факторов внешней среды представлены в табл.2.4
Таблица 2.4
Анализ факторов косвенного воздействия (макросреда)
№ |
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
1. |
Экономические |
- экономическая нестабильность - изменение курса национальных валют - высокие темпы инфляции | |
2. |
Социально-демографические |
- ухудшение социальной обеспеченности населения | |
3. |
Правовые |
- введение в действие благоприятных законодательных актов для предпринимателей |
- ужесточение государственного регулирования |
4. |
Политические |
- благоприятная, поддерживающая политика государства |
- политическая нестабильность |
5. |
НТП |
- инновации в отрасли |
|
6. |
Международные |
- заинтересованность
зарубежных партнеров в |
- введение заградительных пошлин на продукцию |
При анализе факторов
среды непосредственного
Итоги анализа факторов прямого воздействия представлены в табл.2.5
Таблица 2.5
Анализ факторов непосредственного окружения (мезосреда)
№ |
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
1. |
Потребители |
- высокий спрос на продукцию - оказание услуг по
доставке и обслуживанию - индивидуальный подход к каждому потребителю |
- изменение потребностей,
предпочтений и вкусов покупате |
2. |
Поставщики |
||
2.1. |
Энергоносителей |
- рост цен на электроэнергию | |
2.2. |
Финансовые |
- снижение процентных ставок по кредитам |
-сложность привлечения финансовых средств |
2.3. |
Сырья |
- укрепление связей с поставщиками - налаживание отношений с новыми поставщиками сырья |
- увеличение цен на сырье - отказ поставщиков от сотрудничества |
2.4. |
Кадров |
- возможность привлечения высококвалифицированных, заинтересованных специалистов |
|
3. |
Конкуренты |
- выход на новые рынки сбыта в результате более гибкой ценовой политики, чем у конкурентов |
- вытеснение конкурентами с рынков - противодействие вступлению на новые рынки - появление новых конкурентов |
4. |
Контактные аудитории |
||
4.1. |
Органы местного самоуправления |
- поддержка предприятия органами местного самоуправления |
- неблагоприятное вмешательство органов местного самоуправления в деятельность - создание актов, ограничивающих деятельность предприятия |
4.2. |
СМИ |
- повышение имиджа предприятия |
|
4.3. |
Фискальные и контролирующие организации |
- ужесточение требований к бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности |
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Анализ внутренней среды (микросреда)
№ |
Фактор |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. |
Производство |
- высокое качество продукции - современное оборудование - высокий уровень производственн |
- ограниченность производственны |
2. |
Кадры |
- высококвалифицированный персонал - возможность обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала - низкая текучесть кадров |
- низкая заинтересованность рабочих в развитии предприятия |
3. |
Маркетинг |
- известность предприятия на рынке - полнота ассортимента - налаженные каналы сбыта |
- ограниченность рекламного бюджета |
4. |
Организация (менеджмент) |
- четкость, простота и эффективность организационной структуры - четко поставленные цели и стратегии развития предприятия |
|
5. |
Финансы |
- финансовая устойчивость предприятия - размещение свободных средств на депозитных счетах |
- недостаточность финансирования - низкое инвестирование |
После изучения и описания внутренней и внешней среды составим матрицу SWOT – анализа, которая представлена в табл. 2.7
Таблица 2.7
Матрица SWOT - анализа
Возможности: - благоприятная, поддерживающая политика государства - инновации в отрасли - заинтересованность
зарубежных партнеров в - высокий спрос на продукцию - оказание услуг по доставке и обслуживанию потребителей - снижение процентных ставок по кредитам - укрепление связей с поставщиками - налаживание отношений с новыми поставщиками - возможность привлечения высококвалифицированных, заинтересованных специалистов - выход на новые рынки сбыта - поддержка предприятия
органами местного самоуправлен - повышение имиджа предприятия |
Угрозы: - изменение курса национальных валют - высокие темпы инфляции - изменение потребностей, предпочтений и вкусов покупателей -сложность привлечения финансовых средств - рост цен на сырье и электроэнергию - отказ поставщиков от сотрудничества - появление новых конкурентов - ухудшение социальной обеспеченности населения - политическая нестабильность - экономическая нестабильность - неблагоприятное вмешательство
органов местного | |
Сильные стороны: - высокое качество продукции - высокий уровень производственн - высококвалифицированный персонал - полнота ассортимента - известность предприятия на рынке - налаженные каналы сбыта - четко поставленные цели и стратегии развития предприятия - финансовая устойчивость предприятия - размещение свободных средств на депозитных счетах |
- высокое качество продукции, четко поставленные цели и стратегии развития предприятия, кроме того, возможность увеличения спроса, выход на новые рынки сбыта, повышение имиджа предприятия - известность предприятия, кроме того, укрепление связей с поставщиками, налаживание отношений с новыми поставщиками, выход на новые рынки сбыта - финансовая устойчивость, кроме того, снижение процентной ставки по кредитам |
- финансовая устойчивость, однако, изменение курса национальных валют, высокие темпы инфляции, рост цен на сырье и энергию, экономическая нестабильность - налаженные каналы сбыта, полнота ассортимента, однако, изменение потребностей, предпочтений и вкусов покупателей - известность предприятия на рынке, однако, появление новых конкурентов - размещение свободных средств на депозитных счетах, однако, экономическая нестабильность - четко поставленные цели и стратегии развития предприятия, однако, неблагоприятное вмешательство органов местного самоуправления |
Слабые стороны: - ограниченность производственны - низкая заинтересованность рабочих в развитии предприятия - низкое инвестирование - ограниченность рекламного бюджета - недостаточность финансирования |
- низкое инвестирование, но заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве - недостаточность - низкая заинтересованность рабочих в развитии предприятия, но есть возможность привлечения высококвалифицированных, заинтересованных специалистов |
- низкая заинтересованность рабочих в развитии предприятия, к тому же ухудшение социальной обеспеченности населения - недостаточное финансирование, низкое инвестирование, к тому же сложность привлечения финансовых средств |
Сильные стороны ОАО «БелАЦИ» позволят реализовать его возможности на рынке, устранить угрозы рынка. А минимизация слабых сторон и угроз, появляющихся на рынке, позволит использовать возможности, предоставляемые внешней средой.
В результате SWOT – анализа была выявлена следующая стратегическая ситуация:
1) ОАО «БелАЦИ» имеет высокое качество выпускаемой продукции, четко поставленные цели и стратеги и развития предприятия, кроме того высокий спрос на продукцию, возможность выхода на новые рынки сбыта, повышения имиджа предприятия, налаживания отношений с новыми поставщиками сырья и энергии, укрепления связей с существующими поставщиками.
Благодаря сложившейся на протяжении последних лет финансовой устойчивости предприятия возможно снижение процентных ставок по кредитам банками для ОАО «БелАЦИ», охотное предоставление кредитов, скидок, льгот.
2) Однако, несмотря на сильные стороны ОАО «БелАЦИ», существуют такие угрозы со стороны внешней среды, как изменение курса национальных валют, высокие темпы инфляции, рост цен на сырье и энергию, экономическая нестабильность, изменение потребностей, предпочтений и вкусов покупателей, появление новых конкурентов, экономическая нестабильность, неблагоприятное вмешательство органов местного самоуправления и др., которые оказывают негативное воздействие на деятельность предприятия. Благодаря своим сильным сторонам предприятие должно устранить, или хотя бы минимизировать влияние угроз.
3) Помимо сильных сторон, ОАО «БелАЦИ» также имеет слабые стороны (низкое инвестирование, недостаточность финансирования и т.д.). Но возможности внешней среды предприятия помогут минимизировать слабые стороны. Так, низкое инвестирование может быть минимизировано заинтересованностью зарубежных партнеров в сотрудничестве; а недостаточность финансирования, ограниченность рекламного бюджета могут быть исправлены благоприятной, поддерживающей политикой государства, поддержкой органами местного самоуправления.
Основной линией поведения ОАО «БелАЦИ» в сложившейся ситуации является:
- сохранение высокого качества продукции и финансовой устойчивости предприятия на максимально возможный срок деятельности;
- сохранение известности
предприятия только с
- привлечение
- укрепление связей с имеющимися поставщиками, сотрудничество с новыми поставщиками, укрепление своих позиций на рынке, выход на новые рынки сбыта;