Контроль в менеджменте
Сущность и смысл контроля
Виды контроля
Процесс контроля
Контроль — это процесс
обеспечения достижения организацией
своих целей. Он представляет
собой систему наблюдения и
проверки соответствия процесса
функционирования управляемой подсистемы
принятым решениям, а также выработки
определенных действий.
- Во-первых, контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции.
- Во-вторых, контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
- Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.
Выделяют две основные
функции контроля - предупреждение
возникновения кризисных ситуаций
и поддержание успеха.
- Первая из этих функций призвана выявить проблемы и дать возможность скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация должна обладать способностью вовремя обнаружить свои ошибки и исправить их до того, как они нанесут вред ее деятельности и тем более помешают достижению целей.
- Вторая из названных функций состоит в активной поддержке того, что является успешным в работе организации. Эта функция призвана определить, какие направления деятельности организации в наибольшей мере способствуют достижению ее целей.
Виды контроля
- Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
Текущий контроль. Осуществляется
непосредственно в ходе проведения
работ. Базируется на измерении
фактических результатов, полученных
после проведения работы. Для
осуществления контроля аппарату
управления необходима обратная
связь;
Заключительный контроль.
Одна из функций состоит в
том, что контроль дает руководству
информацию, необходимую для планирования,
если аналогичные работы предполагается
проводить в будущем. Также способствует
мотивации, так как измеряет достигнутую
результативность.
Контроль можно также
классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный,
нерегулярный, специальный).
Существует три аспекта
управленческого контроля
- установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
- измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
- подготовка необходимых корректирующих действий.
Процесс контроля.
Процесс
контроля состоит из трёх основных элементов
- установления стандартов деятельности организации, подлежащих проверке;
- измерения и анализа результатов, информация о которых получена с его помощью;
- корректировки хозяйственных, технологических и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.
Этапы процесса контроля:
- На первом определяются параметры функционирования и развития организации, которые необходимо контролировать и источники информации о них. Эти параметры на практике принимают вид различного рода стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи.
- На втором этапе процесса контроля создается модель управления организацией, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места образования промежуточных и конечных результатов, наиболее подходящие места для наблюдений — так называемые «точки контроля».
- Третий этап процесса контроля заключается в снятии информации о состоянии и результатах функционирования объекта контроля, сопоставлении ее с нормативами. Это позволяет определить, имеются или нет отклонения от стандартов, насколько они находятся в пределах допустимого и не пора ли осуществлять корректирующие действия.
- Четвертый этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации: модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий, совершенствовании технологии производства и управления.
Таким образом,
Процесс контроля
- это важный взаимообмен информацией
между функциональными отделами предприятия
для принятия альтернативного решения
в постановке производственных целей
и выполнения задач, организации процесса
производства обслуживающих служб и персонала,
организации труда, мотивации, координации
всех звеньев технологической цепи.