Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ в области анализа и контроля в менеджменте и использование полученных знаний и навыков применительно к объекту исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте 5
Роль контроля в менеджменте 5
Сущность контроля в организации 5
Виды управленческого контроля 7
Этапы процесса контроля 11
Роль анализа в менеджменте 16
Основы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия в системе управленческого контроля 16
Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия 17
Показатели, используемые для экономического анализа 19
Глава 2. Общая характеристика ОАО «БелАЦИ» 23
Глава 3. Диагностика проблем в ОАО «БелАЦИ» 43
Глава 4. Принятие решения в ОАО «БелАЦИ» 46
Заключение 48
Список литературы 50
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский государственный
технологический университет
Кафедра менеджмента
и внешнеэкономической
Курсовой проект
по дисциплине: Менеджмент
Тема: Роль анализа и контроля в менеджменте
Белгород 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте 5
Глава 2. Общая характеристика ОАО «БелАЦИ» 23
Глава 3. Диагностика проблем в ОАО «БелАЦИ» 43
Глава 4. Принятие решения в ОАО «БелАЦИ» 46
Заключение 48
Список литературы 50
Введение
В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределённостью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предприятием предполагает гораздо больший объём контрольной работы, чем при плановой экономике. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация производства, и другие факторы обуславливают новые требования к системе анализа и контроля организации. В современных условиях контроль в российских организациях должен присутствовать на всех уровнях управления. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективная система контроля при прочих равных условиях – это гарантия успешной деятельности любого предприятия.
Актуальность данной курсовой работы определяется существованием достаточно большого теоретического и практического пробелов в вопросах анализа и контроля в менеджменте.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ в области анализа и контроля в менеджменте и использование полученных знаний и навыков применительно к объекту исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
- изучить существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы к вопросу роли анализа и контроля в менеджменте;
- охарактеризовать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;
- проанализировать состояние внешней среды, угрозы и возможности, предоставляемые ею;
- разработать набор
предложений для оптимизации
ситуации, сложившейся на объекте
исследования в области
Объектом исследования выступает ОАО «Белгородасбестоцемент».
Теоретической и методологической базой курсовой работы являются:
- работы отечественных и зарубежных исследователей в области контроля и анализа деятельности предприятия;
- материалы периодической печати;
- интернет-ресурсы;
- методические указания к выполнению курсовой работы.
Информационная база курсовой работы представлена:
- данными бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «БелАЦИ»;
- результатами маркетинговых и иных исследований;
- данными Госкомстата по РФ, г. Белгороду.
Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте
1.1 Роль контроля в менеджменте
1.1.1 Сущность контроля в организации
«Эффективное управление предприятием невозможно без четко отлаженной системы контроля результата деятельности и за процессами, которые протекают внутри предприятия и во внешнем окружении». Так начинаются труды многих ученых, довольно серьезно заинтересованных вопросом контроля, его сущности, роли и осуществления в организации.
Что же такое контроль? В общем виде контроль является одной из основных и важнейших функций менеджмента, которая включает деятельность по разработке стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией свих целей.
Роль контроля невозможно переоценить. Руководители начинают его осуществлять на самом начальном этапе создания организации, когда они только формулируют цели и задачи. Контроль очень важен для успешного функционирования организации. Также важно отметить и то, что сами по себе цели, задачи и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. «Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации».[7]
Основной и важнейшей целью контроля является предотвращение ошибок.
Система контроля в организации призвана решать следующие задачи:
«Таким образом, в ходе выполнения задач контроль позволяет избежать неудовлетворительных результатов деятельности и создать необходимые предпосылки для повышения эффективности работы предприятия.»[8]
Основными объектами контроля на предприятии выступают:
- производственные
- характеристики технического потенциала;
- характеристики кадрового потенциала;
- финансовое состояние предприятия;
- промежуточные и конечные
результаты выполнения
- показатели расходования ресурсов;
- показатели экономической эффективности.
Цели и задачи контроля можно достигнуть только тогда, когда он осуществляется в соответствии с определенными принципами:
- всеохватываемость. Контроль должен быть всеохватывающим, он должен держать в поле зрения все основные сферы деятельности предприятия. Для этого к нему нужно привлекать весь персонал предприятия или его значительную часть.
- контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.
- своевременность контроля позволяет устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры. Своевременность заключается не в исключительно высокой скорости и частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
- контроль должен быть гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
- система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение.
- ориентация на результаты, т.е. конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.
- контроль должен
-ориентированность на человека, которая означает не только объективность контроля, но и его доброжелательность, исключение слежки за людьми, создание благоприятного морально-психологического климата.
1.1.2 Виды управленческого контроля
На практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый (заключительный).[2] По форме осуществления все эти виды контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. (рис.1.1.2)
время
Рис.1.1.2 Время осуществления основных видов контроля
Предварительный контроль.
Задача предварительного контроля – проверка готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.
Объекты контроля на данном этапе: качество уже принятых решений, подготовленных документов, их соответствие имеющимся требованиям, правильность оформления, степень ознакомления с ними исполнителей.
«Предварительный контроль персонала призван ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Поэтому кадровые службы тщательно изучают профессиональный уровень сотрудников, их потенциальные возможности выполнить предстоящие задачи. В основе такого контроля лежат заранее разработанные требования, предъявляемые к каждой категории работников. Производится он с помощью разного рода тестов, собеседований, экзаменов».[7]
Также к сфере предварительного контроля относятся: понимание работниками основных целей своей деятельности, знание прав и обязанностей, условий поощрения, возможностей карьерного роста. Контроль персонала призван также следить за подготовкой и переподготовкой кадров, их инструктированием, состоянием здоровья и способностью выполнять в данный момент свои обязанности.
Еще одно направление предварительного контроля – это состояние материальных и финансовых ресурсов в организации. В первом случае проверяется наличие на складах запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, соответствие из ассортимента и количества потребностям производства. Во втором – надежность источников денежных средств и обоснованность предстоящих расходов.
Текущий контроль.
Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Как правило, его объектом являются подчиненные сотрудники. Можно выделить две формы текущего контроля: стратегический и оперативный.
В стратегическом контроле основным объектом выступает эффективность использования ресурсов предприятия. Он ведется не только по количественным, но и качественным показателям: уровню производительности труда, внедрения и использования достижений НТР, новых методов работы, технологий. Такой контроль предназначен для оценки состояния производственной системы, а не для исправления ошибок и поиска виновных.
Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса; загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов сырья, материалов, топлива; незавершенного производства и готовой продукции; уровень текущих затрат; расходование денежных средств.
Текущий контроль не проводится
буквально одновременно с выполнением
самой работы. Скорее он базируется
на измерении фактических
Итоговый.
Третьим видом контроля является итоговый или заключительный. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих планов и предполагает всесторонний анализ конкретных результатов деятельности за истекший период, а также сильных и слабых ее сторон. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.
Также контроль делится на внутренний и внешний.[2]
При внутреннем контроле исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.
Внешний контроль на предприятии осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролерами.
Внешний контроль основывается на том, что люди лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель.
Психологи утверждают, что это происходит благодаря нескольким причинам:
- по результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания, продвижения по службе.
- пристальный контроль может означать также важность данной сферы деятельности, и поэтому за нее стоит держаться и проявить усердие, чтобы выделиться на фоне остальных.
- поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше для того, чтобы прославиться.
Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств.
Во-первых, необходимо предусмотреть защиту от обмана. С этой целью необходимо наличие четких нормативов работы.