Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:25, отчет по практике
Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции и стратегического менеджмента. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Характеристика ОАО «Газпром»……………………………….…...…5
1.1 Профиль компании ОАО «Газпром»……………………….…………..…5-7
1.2 Историческая справка о компании ОАО «Газпром»………..……….....7-10
1.3 Миссия, цели, задачи ОАО «Газпром»…………………………………10-11
Глава 2. Анализ внешней среды ОАО «Газпром»…………………………….12
2.1 PEST-анализ для компании ОАО «Газпром»………..…………….…...12-13
2.2 Отраслевой анализ для компании ОАО «Газпром»………..………..…13-14
2.3 Модель пяти конкурентных сил Майкла Портера……………………..15-17
2.4 Карта стратегических групп конкурентов ОАО «Газпром»…………..17-19
2.5 Анализ движущих сил…………………………………………………...19-20
2.6 Разработка КФУ ОАО «Газпром» …….……………………………….20-21
2.7 Оценка возможностей и угроз………………….……………………….21-24
Глава 3. Анализ внутренней среды ОАО «ОАО «Газпром»…….…….……..25
3.1 Анализ действующей стратегии компании ОАО «Газпром»……..…25-26
3.2 Оценка сильных и слабых сторон компании ОАО «Газпром»…...…26-29
3.3 SWOT-анализ ОАО «Газпром»………………………………..….……29-32
3.4 Стратегия развития организации ОАО «Газпром»……………………32-35
Заключение……………………………………………………………...………..36
Список используемой литературы……………………………………..……….37
Рис. 3.
Матрица возможностей
Из проведённого
анализа можно сделать
Матрица угроз
Влияние угроз на организацию
Разрушение | Критическое состояние | Тяжёлое состояние | «Лёгкие ушибы» | |
Высокая вероятность | ||||
Средняя вероятность | 1 | 4 | 5 | |
Низкая вероятность | 2 | 3 |
Рис. 4. Матрица угроз.
Из проведённого
анализа можно сделать
Профиль среды
С помощью
метода составления профиля среды
удаётся оценить относительную
значимость для организации отдельных
факторов среды.
Таблица 5
Профиль
среды непосредственного
окружения
Факторы среды | Важность для отрасли (А) | Влияние на организацию (В) | Направленность влияния (С) | Степень важности (D=А*В*С) |
Появление новых перспективных компаний | 2 | 2 | - | -4 |
Существование на российском рынке других компаний | 2 | 2 | - | -4 |
Высокая власть поставщиков | 2 | 2 | - | -4 |
Известность бренда ОАО «Газпром» для потребителей | 3 | 3 | + | +9 |
Составив
профиль среды
Таблица 6
Профиль
макросреды
Факторы среды | Важность для отрасли (А) | Влияние на организацию (В) | Направленность влияния (С) | Степень важности (D=А*В*С) |
Повышение инфляции | 3 | 2 | - | -6 |
Снижение безработицы населения | 3 | 2 | + | +6 |
Выборы в государственную думу в 2011 году | 2 | 1 | + | +2 |
Повышение з/п бюджетникам, стипендий, пенсий; | 3 | 3 | + | +9 |
Внедрение современных технологий о | 3 | 3 | + | +:9 |
Составив
профиль макросреды, можно сделать
вывод, что повышение благосостояния населения
и относительная политическая и экономическая
стабильность в стране говорят нам о том,
что энергоресурсы очень востребованы
в наши дни. Поэтому необходимо как можно
больше увеличивать экспорт продукции,
и разрабатывать новые месторождения.
И сильной стороной организации являются
современные технологии, поэтому в этом
направлении следует продолжать свою
деятельность.
Глава 3.
Анализ внутренней среды
ОАО «Газпром»
Анализ действующей стратегии организации.
В настоящее
время в компании ОАО «Газпром»
происходят серьёзные перемены. Направления
стратегии компании на сегодняшний день
следующие:
Одной из стратегических целей «Газпрома» является повышение надежности поставок газа европейским потребителям. С этой целью «Газпром» является инициатором реализации новых газотранспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток», которые позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа.
Продолжается
подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева
моря, которое станет ресурсной базой
для экспорта российского газа в Европу
через «Северный поток».
«Газпром» реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2005 году «Газпром» осуществил первые поставки СПГ в США, в 2006 году — в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение «Газпрома» в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки. В феврале 2009 года на Сахалине начал работу первый в России завод СПГ.
Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики — стратегические задачи «Газпрома» на пути становления лидером среди глобальных энергетических компаний.
Стратегия развития
нефтяного бизнеса
В электроэнергетике
определены следующие стратегические
цели: диверсификация рисков тарифного
регулирования, оптимизация топливного
баланса и достижение синергетического
эффекта от совмещения газового и электроэнергетического
видов бизнеса.
3.2 Оценка сильных и слабых сторон компании
Выявление сильных и слабых сторон организации
Сильные
и слабые стороны определяют условия
успешного существования
Сильные стороны – это то, что организация делает хорошо по сравнению с конкурентами; или такая характеристика, которая обеспечивает главную способность организации.
Слабые
стороны – это то, чем компания не обладает
или делает не достаточно хорошо по сравнению
с конкурентами.
Таблица 7
Сильные
и слабые стороны
организации
№ п/п | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 1. Эффективное
управление (минимизация расходов,
процесс интенсификации |
1. Необходимость развития сбытовой сети |
2 | 2. Большие запасы газа на территории России | 2. Необходимость
инвестировать серьезные |
3 | 3. Диверсификация
маршрутов и повышение |
3. Недостаточное
финансирование проектов, направленных
на диверсификацию поставок |
4 | 4. Способность
удовлетворять растущий с |
4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа; |
5 | 5. Лидирующее
место по темпу роста рыночной
капитализации среди |
5. Стоимость
акций Газпрома все-таки |
6 | 6. Большие затраты
на НИОКР; 95 % используемых технологий
соответствуют современным |
6. Проблема модернизации
действующей системы |
7 | 7. Развитие производства
и морской транспортировки |
7. Невозможность
обеспечения растущего с |
8 | 8. Соблюдение
всех требований Конвенций |
8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа |
9 | 9. Лучшие рекламные
компании, спонсорская и |
9. Большие затраты
на рекламу, спонсорство и |
10 | 10. Квалифицированный персонал | |
11 | 11. Известный бренд |
Из проведенного анализа слабых и сильных сторон ярко выделяются следующие риски:
Сравнительный анализ конкурентных преимуществ
Важнейшим этапом анализа ситуации компании является систематическая оценка прочности её конкурентной позиции по сравнению с позицией ближайших конкурентов.
Для этого создана методика оценки конкурентоспособности компаний по взвешенным и невзвешенным рейтингам.
Рейтинги показывают, как выглядит компания на фоне конкурентов по каждому из ключевых факторов успеха (КФУ) и таким образом, указывают на то, где она занимает сильные, а где слабые стороны.
Шкала рейтингов:
1 – очень слабая позиция; 10 –
очень сильная позиция.
Таблица 8
Оценка конкурентоспособности компаний по невзвешенным рейтингам.
Ключевые факторы успеха (КФУ) | ОАО «Газпром» | «Лукоил» | «Роснефть» |
1. Финансовая устойчивость | 10 | 9 | 7 |
2. Тарифы и ценовые характеристики | 8 | 6 | 6 |
3. Имидж компании и её маркетинговая политика | 10 | 9 | 8 |
4. Наземная инфраструктура | 8 | 7 | 7 |
5. Качество сервиса | 9 | 9 | 7 |
Общий невзвешенный рейтинг конкурентоспособности | 45 | 40 | 35 |