Развитие стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:25, отчет по практике

Краткое описание

Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции и стратегического менеджмента. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Характеристика ОАО «Газпром»……………………………….…...…5

1.1 Профиль компании ОАО «Газпром»……………………….…………..…5-7

1.2 Историческая справка о компании ОАО «Газпром»………..……….....7-10

1.3 Миссия, цели, задачи ОАО «Газпром»…………………………………10-11

Глава 2. Анализ внешней среды ОАО «Газпром»…………………………….12

2.1 PEST-анализ для компании ОАО «Газпром»………..…………….…...12-13

2.2 Отраслевой анализ для компании ОАО «Газпром»………..………..…13-14

2.3 Модель пяти конкурентных сил Майкла Портера……………………..15-17

2.4 Карта стратегических групп конкурентов ОАО «Газпром»…………..17-19

2.5 Анализ движущих сил…………………………………………………...19-20

2.6 Разработка КФУ ОАО «Газпром» …….……………………………….20-21

2.7 Оценка возможностей и угроз………………….……………………….21-24

Глава 3. Анализ внутренней среды ОАО «ОАО «Газпром»…….…….……..25

3.1 Анализ действующей стратегии компании ОАО «Газпром»……..…25-26

3.2 Оценка сильных и слабых сторон компании ОАО «Газпром»…...…26-29

3.3 SWOT-анализ ОАО «Газпром»………………………………..….……29-32

3.4 Стратегия развития организации ОАО «Газпром»……………………32-35

Заключение……………………………………………………………...………..36

Список используемой литературы……………………………………..……….37

Файлы: 1 файл

Курсовая газпром.docx

— 133.76 Кб (Скачать)

     В 1989 в СССР Министерство газовой промышленности преобразовано в государственный концерн «Газпром». Главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин.

     В 1991 в результате развала СССР «Газпром» потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.

     5 ноября 1992 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании государственного концерна «Газпром» в РАО «Газпром», и 17 февраля 1993 года РАО «Газпром» было учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ. Тем же постановлением был утверждён устав РАО «Газпром».

     В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина Премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.

     В октябре 1996 «Газпром» продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 — облигации на сумму 2,5 млрд. долларов.

     В 1998 Борис Ельцин освободил Виктора Черномырдина от должности Премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты многомиллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковывать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки. Причины неясны, но предполагались изношенные трубопроводы, коррумпированное руководство или же финансовые потери предыдущих лет, выплывшие на свет из-за более прозрачной фискальной политики.

     В конце 1990-х «Газпром» начал совершать  сомнительные сделки с флоридской компанией «Итера» и их дочерним предприятием «Пургаз».

     В 20012003 годах Владимир Путин активно реформировал руководство «Газпрома». Этим реформам активно помогали бывший министр финансов России Борис Фёдоров и директор Hermitage Уильям Браудер.

     К началу 2004 Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров.

     В 2004 Президент России Владимир Путин пообещал присоединить к «Газпрому» государственную компанию «Роснефть». Это довело бы долю государства в «Газпроме» до более 50 %, после чего все ограничения по продаже акций «Газпрома» за рубеж были бы сняты. «Газпром» не сумел купить обанкротившуюся компанию ЮКОС, вместо этого его купила «Роснефть». Причина была в том, что 15 декабря 2004 года ЮКОС объявил себя банкротом в Хьюстоне, штат Техас, США, после чего покупка этой компании стала противоречить американским законам. Боясь американских санкций, «Газпром» отступил.

     Тем не менее, в 2004 государство довело свою долю в акциях «Газпрома» до более 50 %, купив недостающую часть акций «Газпрома».

     9 декабря 2005 депутаты Госдумы 335 голосами «за» (80 — «против») приняли в третьем чтении поправки к закону «О газоснабжении в РФ», направленные на либерализацию рынка акций «Газпрома». Согласно принятым изменениям доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций «Газпрома».

     Декабрь 2006 года — «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» подписали протокол о вхождении «Газпрома» в «Сахалин Энерджи» (компания-оператор нефтегазового проекта «Сахалин-2»), в результате чего «Газпром» получит 50 % плюс 1 акцию в проекте. Также в декабре «Газпром» подписал соглашение с Болгарией, которым предусмотрен отказ от бартерных схем расчётов за транзит российского газа в Турцию, Грецию и Македонию взамен на очень медленный переход на рыночные цены — цена российского газа для Болгарии вырастет в 2007—2012 гг. с $91 до $245 за 1 тыс. кубометров.

     В 2007 году «Газпром» впервые вошёл  в ежегодный список ста самых  уважаемых фирм и компаний мира по версии еженедельника Barron’s (100-е место).

     В этом же году «Газпром» разрабатывал проект завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской области, который входит в план мероприятий по освоению рынка сжиженного природного газа Атлантического бассейна, выход который запланирован в 2012 году.

     В мае 2008 года «Газпром» обошёл «Чайна Мобил» и «Дженерал Электрик» и стал третьей компанией мира по капитализации. 
 

    1.   Миссия, цели, задачи ОАО  «Газпром»
 

     Миссия  компании

     Миссия ОАО «Газпром» состоит в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки. 

   Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» лидером среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок

 

     0 уровень Миссия 

     (главная  цель)

     

      1 уровень

       

       

     2 уровень

     

     

     

      3 уровень

       
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Анализ внешней  среды ОАО  «Газпром». 

      2.1 PEST-анализ для компании ОАО  «Газпром»

Таблица 1

  PEST-анализ для компании ОАО  «Газпром»

     P (Политическая среда)

     - выборы в государственную думу в 2011 году;

     - членство в WTO является сдерживающим фактором для каких-либо радикальных изменений, поэтому существенных изменений не ожидается;

     - повышение з/п бюджетникам, стипендий, пенсий;

     Выводы:

     В целом прогноз по политике благоприятен: выборы правительства РФ не должны воспрепятствовать развитию отрасли; изменения законодательства РФ благотворно  повлияют на ее развитие.

     
     E (Экономические факторы)

     - в целом наблюдается стабилизация экономической ситуации в России;

     - наблюдается снижение безработного населения (93 % на 1 января 2010 г. в сравнении с 111,8% в январе 2009г.);

     - инфляция в России составила  в 2010 г. 8,8%, текущий уровень 7,2 – 7,8%;

     -курс  доллара имеет тенденцию к  снижению;

- снижается уровень обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа;

- возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ);

- в ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике;

     Выводы:

     Прогноз по экономике благоприятен: предположительно, нижнюю точку падения экономика уже прошла. Таким образом, можно прогнозировать поступательный рост спроса на энергоресурсы. Но также есть ряд неблагоприятных факторов, которые могут повлиять на развитие отрасли.

     S (Социальные факторы)

     -в целом уровень жизни в России повышается, хотя процент людей с достаточным уровнем дохода по-прежнему остается невелик;

     -роль образования повышается, все больше приобретает приоритет высшее образование;

     -естественный прирост в России отрицательный, но в последнее время наблюдается, хоть и не повсеместное увеличение рождаемости;

Выводы:  Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Потребность общества в энергоресурсах растет.

     T (Технологические факторы)

     -скорость  изменения новых технологий не очень высокая, однако адаптируются они быстро;

     -технологические  усовершенствования, которые проходят  в других странах, затем закупаются и в Россию;

     Выводы:

     Новые технологии в отрасли развиваются  довольно быстро, появляющиеся новые  технологии достаточно быстро адаптируются, технологические факторы могут  оказать влияние на отрасль.

 

  На  сегодняшний день в России стабильная ситуация для развития нефтегазовой промышленности, так как политические и экономические процессы в стране стабильны. Растет уровень доходов населения, что позволяет говорить о возрастающих потребностях. Поскольку появляются новые компании, а имеющиеся расширяют свою деятельность, энергоресурсы являются востребованными. Развитие науки и техники имеет решающие значение для появления технологических нововведений в области процессов добычи, переработки, транспортировки газа. 

  2.2 Отраслевой анализ  для компании ОАО  «Газпром» 

  Анализ  ситуации в отрасли и конкуренции  в ней позволяет оценить изменения, происходящие в отрасли, и уровень  конкурентной борьбы. Результаты этого  анализа позволяют сделать выводы о степени привлекательности  данной отрасли и дают основания  для выработки стратегии, соответствующей  ситуации в отрасли.

  Таблица 2

  Отраслевой  анализ для компании ОАО  «Газпром»

Основные  экономические характеристики отрасли Место организации  в отрасли, особенности её поведения Благоприятные факторы отрасли Неблагоприятные факторы отрасли
Размер  рынка (объём продаж) ОАО «Газпром» уверенно занимает первое место в РФ по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти входит в число пяти крупнейших нефтяных компаний. Компания ОАО «Газпром» занимает уверенное положение на российском рынке энергоресурсов, а также является лидером по добыче природного газа. Компания ОАО «Газпром» уступает некоторым своим российским и западным конкурентам по добыче нефти.
Темп  роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли Зрелость Газ и нефть на сегодняшний день являются необходимым видом энергоресурсов. Нефтегазовый  рынок в наши дни очень насыщен различными добывающими компаниями.
Число конкурентов и их относительные  размеры Главными конкурентами компании ОАО «Газпром»  являются «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». Однако наряду с ними в РФ существует немало других компаний. Компания ОАО «Газпром» занимает лидирующие позиции в нефтегазовой промышленности. Главными конкурентами компании являются «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». Так же существует много западных компаний с которыми сложно конкурировать на мировом рынке.
Направления и темпы инновационных и технологических  изменений в производственных процессах ОАО «Газпром»  является лидером по внедрению современных технологий добычи, переработки и транспортировке газа и нефти. ОАО «Газпром»  является лидером по внедрению современных технологий добычи, переработки и транспортировке газа и нефти на российском рынке.  
Лёгкость  вхождения в отрасль и выхода из неё Барьеры вхождения  в отрасль не высоки. Но положение  компании ОАО «Газпром»  устойчиво на российском рынке энергоресурсов. Положение компании ОАО «Газпром»  устойчиво на российском рынке. В настоящее  время на российском рынке энергоресурсов очень большое количество различных компаний.
Характеристика  продукции отрасли ОАО «Газпром»  ориентировано на добыче и транспортировке природного газа. ОАО «Газпром»  лидирует по количеству добычи и транспортировки газа по России и другим странам мира. ОАО «Газпром»  значительно уступает своим западным конкурентам по добыче и переработке нефти.
Темпы и характер обновления номенклатуры В настоящее  время ОАО «Газпром»  обладает самым технологическим оборудование по добычи и транспортировке газа. В настоящее  время ОАО «Газпром»  обладает самым технологическим оборудование по добыче и транспортировке газа на российском рынке.  
Относительная доходность отрасли На 2010 год чистая прибыль составила 775,9 млрд рублей. Нефтегазовая  промышленность – очень выгодный бизнес.  
 

  На сегодняшний  день российский рынок энергоресурсов очень сильно насыщен различными компаниями. ОАО «Газпром», уверенно занимает первое место в Российской Федерации по добыче и транспортировке газа. Однако он уступает своим западным конкурентам в добыче других энерго- ресурсов. Однако нельзя не отметить преимущества компании:

  • В настоящее время ОАО «Газпром», обладает самым большим запасом месторождений  природного газа, и владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния.
  • ОАО «Газпром», является лидером по внедрению современных технологий добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов.

2.3 Модель пяти конкурентных сил Майкла Портера

  ОАО «Газпром»   

Модель  пяти конкурентных сил  Майкла Портера

  Модель  пяти конкурентных сил Майкла Портера является широко распространённым и достаточно простым инструментом диагностики конкурентных сил, действующих в отрасли. 
 

       
 
 

     

     

       

       
 
 
 

     

       
 
 
 
 
 

  Рис.1. Модель пяти конкурентных сил Майкла Портера. 

  Первой  конкурентной силой является соперничество среди конкурирующих компаний:

  • с увеличением числа компаний на российском рынке энергоресурсов, конкуренция между существующими лидирующими компаниями не увеличивается;
  • спрос на энергоресурсы растёт с каждым годом;
  • чем известнее бренд компании, тем дороже потребители приобретают продукцию;
  • в нашей стране наиболее известны и популярны среди потребителей компании: ОАО «Газпром»  и «Лукойл»;
 

  Второй  конкурентной силой является влияние на конкуренцию в отрасли товаров-заменителей:

  • уровень потребления биотоплива не велик, потому что эта отрасль не достаточна развита;
  • уровень использования атомной энергии не велик, в связи с крупнейшими авариями;

Информация о работе Развитие стратегии