Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:25, отчет по практике
Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции и стратегического менеджмента. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Характеристика ОАО «Газпром»……………………………….…...…5
1.1 Профиль компании ОАО «Газпром»……………………….…………..…5-7
1.2 Историческая справка о компании ОАО «Газпром»………..……….....7-10
1.3 Миссия, цели, задачи ОАО «Газпром»…………………………………10-11
Глава 2. Анализ внешней среды ОАО «Газпром»…………………………….12
2.1 PEST-анализ для компании ОАО «Газпром»………..…………….…...12-13
2.2 Отраслевой анализ для компании ОАО «Газпром»………..………..…13-14
2.3 Модель пяти конкурентных сил Майкла Портера……………………..15-17
2.4 Карта стратегических групп конкурентов ОАО «Газпром»…………..17-19
2.5 Анализ движущих сил…………………………………………………...19-20
2.6 Разработка КФУ ОАО «Газпром» …….……………………………….20-21
2.7 Оценка возможностей и угроз………………….……………………….21-24
Глава 3. Анализ внутренней среды ОАО «ОАО «Газпром»…….…….……..25
3.1 Анализ действующей стратегии компании ОАО «Газпром»……..…25-26
3.2 Оценка сильных и слабых сторон компании ОАО «Газпром»…...…26-29
3.3 SWOT-анализ ОАО «Газпром»………………………………..….……29-32
3.4 Стратегия развития организации ОАО «Газпром»……………………32-35
Заключение……………………………………………………………...………..36
Список используемой литературы……………………………………..……….37
Таблица 9
Оценка конкурентоспособности компаний по взвешенным рейтингам.
Взвешенные
оценки позволяют более корректно
определить конкурентную силу так, как
они учитывают значимость (вес) каждого
фактора.
Ключевые факторы успеха (КФУ) | Вес | ОАО «Газпром» | «Лукоил» | «Роснефть» |
1. Финансовая устойчивость | 0,1 | 1 | 0,9 | 0,7 |
2. Тарифы и ценовые характеристики | 0,05 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
3. Имидж компании и её маркетинговая политика | 0,1 | 1 | 0,9 | 0,8 |
4. Наземная инфраструктура | 0,1 | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
5. Качество сервиса | 0,15 | 1,35 | 1,35 | 1,05 |
Общий взвешенный рейтинг конкурентоспособности | 1 | 4,55 | 4,15 | 3,45 |
Из сравнительного
анализа конкурентных преимуществ
видно, что и по невзвешенным, и
по взвешенным рейтингам компании распределились
в одинаковой последовательности. Лидером
является ОАО «Газпром». «Лукойл» оказался
на втором месте.
3.3
SWOT-анализ ОАО «Газпром»
SWOT-анализ
Применяемый для анализа среды метод SWOT, является широко признанным подходом, позволяющим провести комплексное совместное изучение внешней и внутренней среды.
Применяя
метод SWOT, можно установить линии связи
между силой и слабостью, которые присуще
организации, и внешними угрозами и возможностями.
В дальнейшем эти связи должны быть использованы
для определения стратегической обстановки,
в которой находится организация сегодня
и для формирования её дальнейшей стратегии
развития.
Матрица SWOT
Возможности:
1. Сохранение
достигнутых позиций на 2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР) 3. Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям 4. Признанный лидер рынка 5. Возможности
расширения ассортимента 6. Контроль над
всеми конкурентами внутри 7. Независимость в выборе поставщика газа 8. Лидирующее место в сфере распределения газа 9. Резкий рост
мировой потребности в 10. Заинтересованность
государства в развитии 11. Отсутствие
политического элемента в 12. Вертикально интегрированная компания |
Угрозы:
1. Проводимая
на государственном уровне 2. Сохранение транзитных рисков 3. Ставка на
закупки среднеазиатского газа
вместо инвестиций в 4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ 5. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти 6. Организация
имеет серьезных конкурентов
в лице стран, обладающих 7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны 8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС 9. Снижение уровня
обеспеченности мировой 10. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами 11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам | |
Сила:
1. Эффективное
управление (минимизация расходов,
процесс интенсификации 2. Большие запасы газа на территории России 3. Диверсификация
маршрутов и повышение 4. Способность
удовлетворять растущий с 5. Лидирующее
место по темпу роста рыночной
капитализации среди 6. Большие затраты на НИОКР; 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям 7. Развитие производства
и морской транспортировки 8. Соблюдение
всех требований Конвенций 9. Лучшие рекламные
компании, спонсорская и 10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов 11. суммарная
экономия топливно- |
- внедрение
новых технологий при помощи
высококвалифицированного - обеспечение
высокого качества работ за
счёт применения новых |
- поддержание
конкурентоспособности и - строгий технический
контроль всех выполняемых |
Слабость: 1. Необходимость развития сбытовой сети 2. Необходимость
инвестировать серьезные 3. Недостаточное
финансирование проектов, направленных
на диверсификацию поставок 4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа; 5. Стоимость
акций Газпрома все-таки 6. Проблема модернизации
действующей системы 7. Невозможность
обеспечения растущего с 8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа 9. Большие затраты
на рекламу, спонсорство и |
- расширение экспорта |
Рис. 5.
Матрица SWOT для компании
ОАО «Газпром»
Вывод: проведя комплексный анализ среды компании ОАО «Газпром», можно подвести следующие итоги:
положение компании ОАО «Газпром» на сегодняшний день на российском рынке стабильно высокое, но надо расширять географию экспорта и разработку новых месторождений природного газа
в остальном
компания ОАО «Газпром» имеет хорошую
базу для поддержания нынешнего уровня
и дальнейшего развития.
3.4
Стратегии развития
организации.
Соответственно есть следующие стратегии развития организации для компании ОАО «Газпром»
1. Поддерживать существующий уровень добычи и транспортировки газа по России и другим странам;
2. Продолжать своё направление развития в области внедрения современных технологий;
3. Расширить
сеть внешних направлений транспортировки
газа.
Основные направления развития
Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии.
Маркетинговая стратегия ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:
– сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке;
диверсификация
маршрутов и повышение
– повышение эффективности сбыта газа путем выхода на конечного потребителя и участия в сегменте производства электроэнергии;
географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР);
– выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая СПГ, разрешения на выброс СО2 и электроэнергетику.
«Газпром»
стремится к осуществлению
Стратегия в области добычи газа и нефти
К 2010 году объем добычи газа «Газпромом» составит не менее 570 млрд. куб. м, в 2015 году достигнет 610-615 млрд. куб. м, в 2020 году – 650-670 млрд. куб. м. Это качественно более высокий уровень, чем предусмотрено принятой всего несколько лет назад Энергетической стратегией Российской Федерации.
Развитие газотранспортной системы (ГТС)
Стратегия развития «Газпрома» предусматривает расширение транспортных мощностей и диверсификацию маршрутов транспортировки газа.
Развитие нефтегазопереработки
«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей. Планируется модернизация газоперерабатывающих мощностей, намечается создание новых производств по переработке природного газа с получением синтетического жидкого топлива, диметилового эфира и другой продукции.
Стратегия в области электроэнергетики
В электроэнергетике определены следующие стратегические цели: диверсификация рисков тарифного регулирования, оптимизация топливного баланса и достижение синергетического эффекта от совмещения газового и электроэнергетического видов бизнеса. Основное внимание планируется уделять увеличению доли угольной генерации нового поколения и повышению КПД в газовой генерации, что позволит обеспечить эффективное использование газа при растущих энергетических потребностях российской экономики.
Маркетинговая стратегия
На внутреннем рынке стратегия Газпрома заключается в обеспечении бесперебойного газоснабжения страны при увеличении рентабельности продаж.
Позиция
Газпрома во взаимодействии с государственными
органами в области выработки
стратегии развития российского
газового рынка заключается в
сокращении регулируемого и
Задачами Газпрома на европейском рынке являются:
-
сохранение лидирующих позиций
и обеспечение надежного
-
повышение эффективности
В странах СНГ и Балтии важными элементами стратегии являются:
-
сохранение доминирующей
-
корректировка действующих
Стратегия «глобального присутствия»
«Газпром»
стремится участвовать в
Основной
стратегией компании является максимально
эффективное использование
Заключение
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на стратегию развития организации, ее положение на рынке и конкурентоспособность оказывают большое внимание как внутренние факторы, так и внешние. Тем более, при изучении такой крупной организации как Газпром необходимо комплексно подойти к изменениям на предприятии и его окружающей среды.
Сегодня ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания в мире, на основе эффективности ее управления во многом зависит социально-экономическое развитие России. Поэтому важно, вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией.
Анализ структуры и деятельности Газпрома показал, что компания обладает большим потенциалом не только энергетических, но и человеческих, финансовых и информационных ресурсов. Однако, как показал учет факторов, влияющих на ее развитие, основными проблемами на данный момент можно назвать усиление конкурентоспособности, а также установка государством внутренних регулируемых тарифов на газ, в результате чего компания имеет низкую прибыль и нехватку средств на развитие собственных добывающих проектов и модернизацию оборудования.