Стратегия развития пивной индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 10:57, реферат

Краткое описание

Пивоваренная промышленность является одной из динамичноразвивающихся отраслей пищевой промышленности, дальнейший рост иповышение эффективности развития вносит значительный вклад в экономикустраны и развитию смежных отраслей, таких как сельское хозяйство,транспортное хозяйство, пищевое машиностроение, стекольное итароупаковочное производство и др. Значимость данной отраслиобуславливается тем, что по уровню налоговых поступлений она является бюджет образующей, кроме того пивоварение выполняет социальные задачи,такие как обеспечение занятости и постепенное замещение крепкого алкоголяслабоалкогольными напитками. Все это свидетельствует о стратегическомзначении развития пивоваренной промышленности страны.

Файлы: 1 файл

пивная индустрия.docx

— 35.19 Кб (Скачать)

Стратегия развития пивной индустрии

 

Пивоваренная промышленность является одной из динамичноразвивающихся отраслей пищевой промышленности, дальнейший рост иповышение эффективности развития вносит значительный вклад в экономикустраны и развитию смежных отраслей, таких как сельское хозяйство,транспортное хозяйство, пищевое машиностроение, стекольное итароупаковочное производство и др. Значимость данной отраслиобуславливается тем, что по уровню налоговых поступлений она является бюджет образующей, кроме того пивоварение выполняет социальные задачи,такие как обеспечение занятости и постепенное замещение крепкого алкоголяслабоалкогольными напитками. Все это свидетельствует о стратегическомзначении развития пивоваренной промышленности страны.

В отраслинасчитывается 760 предприятий. По производству наша страна занимаетчетверное место, уступая лишь Китаю, США, Германии.Один из показателей развития пивоваренной отрасли – уровеньпотребления пива на душу населения, например, Германия 146,1 л в год;Великобритания 121 л; Россия 70 л.Несмотря на появление значительного количества импортного пива, российский потребитель продолжает ориентироваться на сорта пива, производимого отечественными пивоваренными заводами. Наиболее популярным сортом остается «Жигулевское» 47,9 % от потребления пива, которое выпускает практически любой региональный пивзавод. В число национальных сортов выдвинулась «Балтика» 28,6 %, производимая петербургским пивоваренным заводом, «Очаковское» 6,1 %, производство Моспивокомбинат «Очаково». Среди наиболее популярных импортных сортов ведущее место занимает Bavaria 9,5 % и Holsten 6,3 %, что объясняется как удачным сочетанием цены и качества, так и активной рекламной компанией. Наиболее массовым сегментом российского рынка пива остаются сорта, предлагаемые по средним ценам и имеющие приемлемое качество. Более высокая доля потребителей пива в целом по России, ориентирующихся на низкую цену, объясняется значительным разрывом в уровнях доходов в среднем по Москве и по России. Поскольку в ближайшие годы не ожидается выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов на душу населения, а также их существенного повышения в целом по России, сложившаяся "ценовая" структура потребительского спроса населения на пиво будет сохраняться. Начиная с 2008 г происходит спад производства пива на фоне мирового финансового кризиса, который усугубляет положение, накладывая на отрасль дополнительные негативные факторы вкупе с ростом тарифов на услуги естественных монополий, увеличением ставки акциза и высокие темпы инфляции. Производственные показатели отрасли показывают значительную неравномерность развития рынка по регионам. Так, результаты четырех из семи федеральных округов имеют отрицательные показатели, которые ниже отраслевого уровня. Причем наибольшая динамика падения производства наблюдается в двух крупнейших центрах по производству пива – Центральном федеральном округе (ЦФО) и Северо-Западном (СЗФО). Наиболее существенное падение производства пива зафиксировано в Ивановской области (- 21,5 %), Москве (- 11,1 %), Московской области (- 5,7 %), в Калужской (- 6,8 %) и Курской (- 4,2 %) областях. Высокий рост производства, даже в сравнении с рекордным результатом 2007 г. продемонстрировала Воронежская область, достигнув отметки (58,9 %). Однако такой значительный рост в этом регионе не смог компенсировать общее падение производства в ЦФО, на уровне - 2,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Существенным сдерживающим фактором более глубокого падения производствапивоваренной отрасли стали высокие показатели Приволжского ФО, второго по объемам производства пива, в котором сосредоточены производственные площадки многих ведущих производителей пива. Здесь, во всех регионах зафиксированы высокие показатели: Самарская (30,8 %), Пензенская (40,8 %) и Нижегородская (13,6 %) области, в республиках Татарстан (15,4 %) и Башкортостан (13,8 %), в Пермском крае (12,9 %). В Сибирском федеральном округе рост составил 6,8 %, в Дальневосточном округе – 4,2 %. Среди крупных пивоваренных центров в данной части России стоит особо отметить Новосибирскую и Иркутскую области, рост производства в которых соответственно составил (88,3 %) и (42,1 %), что значительно превышает показатели даже самых успешных периодов развития отрасли. Однако, положительные результаты итогов работы пивоваренных предприятий в трех из семи федеральных округах, не смогли компенсировать снижение производства, в первую очередь, в ЦФО и СЗФО, что в итоге привело к отрицательным показателям всей отрасли. Развитие отрасли зависит от географии. Это объясняется тем, что культура потребления пива и замещение им крепкого алкоголя в разных регионах России развиваются неравномерно, что в первую очередь, обусловлено разницей в социально-экономическом развитии регионов. Помимо негативной экономической конъюнктуры, существенное влияние на результат работы отрасли оказывают погодные условия, не стимулирующие потребление пива. В летние месяцы его потребляют в 3-5 раз больше, чем зимой. Одним из факторов, сдерживающим развитие отрасли, является недостаточная развитость сырьевой базы. Наиболее узким местом является обеспечение предприятий отрасли солодом и хмелем. В целом по отрасли обеспеченность солодом за счет российского производства составляет 70 %. Дефицит покрывается за счет импортного дорогостоящего и не всегда качественного солода из европейский стран, что не только удорожает производство, но и ухудшает качество пива. Потребности в хмеле (7-8 тыс. т ежегодно) обеспечиваются за счет отечественного производства в среднем на 30 %. Крупнейшие пивоваренные заводы, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, работают в основном на импортном хмеле из Чехии, Германии, США. Товарным производством хмеля в России занимается около 180 хозяйств. Основное производство сосредоточено в Чувашской Республике. Министр сельского хозяйства поручила президенту Национального союза производителей пивоваренного ячменя и солода разработать аналитическую целевую программу «Производство качественного пивоваренного сырья в РФ на период 2013-2020 гг.», которая даст возможность развития материально-технической базы хозяйств. Экономический кризис не помешал продвижению российских пивоваров на зарубежные рынки. Так, «Пивоваренная компания Балтика» поставляет пиво в Японию, Китай, Монголию, Австрию, Корею и Новую Зеландию. Безалкогольное пиво поставляется в страны Персидского Залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман), т. е. в страны исповедующие ислам. Вот что говорится в комментариях к законам Шариата: «Пиво, содержащее алкоголь, запрещено из-за его опьяняющих свойств. Поэтому, если в напитке отсутствует алкоголь и он не опьяняет, то в таком случае нет причины для его запрета». Компания «Очаково» продвигается на рынок Канады с пивом марки «Очаково Премиум Светлое». Компания в середине года зафиксировала рост объема экспортных продаж на 44 % в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Свои успехи специалисты «Очаково» связывают с совершенствованием системы взаимодействия с партнерами, а также с созданием универсальной экспортной этикетки для пива на нескольких языках. Помимо увеличения российских брендов на зарубежных рынках, в отрасли проявляет себя и другая тенденция, когда экспорт рассматривается как инструмент входа на рынок, а дальше компании увеличивают свою долю за счет производства. Так "Балтика" приобрела пивоваренный завод «Баку-Кастель» в Азербайджане. Было выпушено 5 основных брендов пива «Балтика», которые уже сегодня популярны в этой стране и поставляются из России. Важной особенностью пивоваренной отрасли является то, что еепроизводственные площадки распределены по всей стране. Это позволяет разделить социальные выгоды от развития отрасли между регионами, и в плане рабочих мест, и в плане налоговых поступлений в местные бюджеты. Производители пива развернули бурную деятельность в регионах. Ведущие компании инвестируют новые проекты, модернизируют существующие производства, внедряют инновации в системы управления и логистики. В Пермском филиале «САНИнБЕв» работает новая линия компании KHSAT (Германия), которая разливает пиво в алюминиевую банку объемом 0,5 л, с предельной производительностью 60 тыс. банок в час. На ней разливаются как лицензионные марки «Левенброй», «Старопрамен», а также национальные бренды «Сибирская корона», «Клинское», «Тинькофф», «Толстяк». Ввод этой линии розлива связан с ростом популярности этого формата упаковки среди потребителей. Курский филиал «САНИнБев» направил на модернизацию основных фондов 53 млн. руб, в том числе на модернизацию линии стекла и линии розлива пива в ПЭТ бутылки новой формы. Компания «Очаково» на своем краснодарском филиале ввела в эксплуатацию линию розлива ПЭТ-7 французской фирмы SIDEL мощностью до 100 тыс. дал продукции в сутки в бутылки объемом 2,5 и 2 л. «Средневолжская промышленная группа» продолжает модернизацию пивзавода в городе Маркс Саратовской области. В регионах развивается и сегмент малых пивоварен поклонников «живого пива». С момента своего появления мини-пивоваренные предприятия внесли разнообразие в ассортимент выпускаемого пива, заново познакомили потребителей со свежим, только что приготовленным нефильтрованным, непастеризаванным, неконсервированным, так называемым настоящим «живым пивом». Эти мини-предприятия, как правило, располагаются в непосредственной близости к местам потребления непосредственно в ресторанах, кафе, барах, клубах, магазинах «живого пива», что дает возможность посетителям наблюдать за процессом приготовления пива, при этом повышается их степень доверия к производителю. Такие предприятия обычно вырабатывают от 50 до 6000 л пива в сутки, но при необходимости могут быстро наращивать или сокращать выпуск пива, менять их ассортимент и таким образом безболезненно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, особенно в кризисных ситуациях. В настоящее время их количество постоянно увеличивается, и по приблизительной оценке таких мини-производств свыше тысячи, как импортного так и отечественного производства. Рынок живого пива в распределяется следующим образом: «Василеостровская пивоварня» 76 %, пивной завод «Петробир» 8 %, пивоварня «Толстый фраер» 10 %, пивоварня «BLOHDER BEER» 1 %, ресторан-пивоварня «ГрадьПетровь» 1 %, минипивоварня «Аргус» 4 %. Малое пивоварение занимает сравнительно малую долю отечественного рынка (по предварительной оценке от 3 до 5 %), но все большее количество потребителей «живого», разливного, свежего пива предпочитают употреблять этот тип пива, что создает обнадеживающие перспективы на будущее для развития этого направления пищевой индустрии. На правительственном совещании 25 апреля 2012 г было дано поручении регулятору рынка алкогольной и спиртсодержащей продукции и Комитету СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию о проведении совместного расширенного мероприятия с участниками всех звеньев производственной цепочки для обсуждения:

  • необходимости введения дифференцированного акцизного

налогообложения предприятий пивоваренной отрасли в зависимости от

объемов производства, планов повышения акцизов;

  • появление отдельного «окна» для общения предприятий мелкого и

среднего бизнеса с регулятором рынка «Рос алкоголь регулирование»;

  • введение трехлинейного переходного периода от вступления в силу

запрета на использование ПЭТ-тары и несоложенногозерносырья. Потенциал российского рынка потребления пива велик, он имеет высокие темпы роста и хорошие перспективы развития. Сроки окупаемости вложений в пивную индустрию меньше, чем за рубежом, а рентабельность крупного производства при благоприятной налоговой политике может достигать 30-40%. Бизнес в области производства пива является привлекательным для инвестора.

В 2012-2013 гг. Национальный союз производителей пивоваренного ячменя и солода направит свои усилия на укрепление диалога с государственными законодательными и исполнительными органами государственной власти с целью формирования сбалансированной и взвешенной политики, основанной на защите интересов отечественных производителей пива.

  На территории края пиво выпускают 28 предприятий, за 2012 г. ими произведено 20,2 млн декалитров (дал) пива.

Основным производителем региона выступает «Балтика-Пикра» (17,4 млн дал за год). Значительно отстает ООО «Минусинский пивоваренный завод» (1,1 млн дал). На долю всех остальных производителей приходится в сумме еще 1,64 млн дал.

Однако, как отмечают разработчики, «Балтика-Пикра» по объемам производства во всероссийском масштабе сильно проигрывает другим филиалам пивоваренной компании «Балтика» и страдает от недозагруженности мощностей (по итогам 2013 г. загруженность составит около 55%).

Ситуацию усугубляет рост ставок акциза и ограничения в продаже пива ночью, что выливается в повсеместное снижение объемов произведенной продукции (по СФО за 9 месяцев 2013 г. оно составило 17,3%). В итоге, как сказано в пояснительной записке, компания «Балтика» рассматривает вопрос закрытия филиала «Балтика-Пикра» как малоэффективного и переводе его мощностей на гораздо более современный филиал «Балтика-Новосибирск», который в настоящее время также недозагружен. В этом случае произойдет замещение местной продукции пивом, ввезенным из других регионов.

«Учитывая, что акциз платится по месту производства, потери бюджета Красноярского края могут составить от 0,3 млрд руб. до 2,5 млрд руб. в год», — сказано в записке.

Авторы законопроекта, ссылаясь на пивоваров компании «Балтика», настаивают, что «сохранение годового объема производства пива на территории Красноярского края на уровне не менее 14,2 млн дал возможно только при предоставлении господдержки в форме налоговых льгот, обеспечивающей необходимый уровень рентабельности филиала «Балтика-Пикра»».

В связи с этим авторы законопроектов предлагают на период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г. установить для пивоваров пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в размере 13,5% и освободить их от уплаты налога на имущество.

Условие в обоих случаях одно — ежегодные объемы производства пива на территории края должны составлять не менее 14,2 млн дал.

В пояснительной записке сказано, что льготы позволят исполнить прогноз доходов от акцизов на пиво, предусмотренных проектом закона о краевом бюджете на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. Бюджетный эффект от применения пониженной ставки по налогу на прибыль составит, по оценке чиновников, 914,5 млн руб., от освобождения от уплаты налога на имущество — 1,017 млрд руб.

Как сообщили в пресс-службе министерства промышленности и торговли Красноярского края, в настоящее время законопроекты внесены в Заксобрание и будут рассматриваться там на следующей неделе. От результата обсуждения и будет зависеть их дальнейшая судьба. Объем выпадающих доходов в результате применения льгот в пресс-службе сообщить затруднились.

Впрочем, по словам заместителя председателя комитета по бюджету и экономической политике Егора Васильева, выпадающие прибыли компенсируются выгодами от сохранения производства на территории края.

«Все подобные проекты перед обсуждением в ЗС проходят через совместную комиссию, в которую в том числе входят и депутаты профильных комитетов. Мы этот проект обсуждали, и, на мой взгляд, целесообразность этих мер абсолютно ясна. Мы просчитали бюджет в варианте, когда компания сокращается, и в варианте, когда мы даем ей льготу, но она продолжает работу. С большим перевесом победил второй вариант. С учетом сохранения рабочих мест, социальной нагрузки, которую несет предприятие, такое решение очевидно», — сказал Е.Васильев.

Несложный пересчет вышеприведенного объема на сырьевую составляющую, в качестве результата дает потенциальную потребность

предприятий малого пивоварения в пивоваренном солоде порядка 50

тыс. тонн в год. Такие показатели можно рассматривать как серьезную

почву для взаимного интереса и сотрудничества с российскими солодопроизводителями. В рамках развития делового партнерства могут

быть разработаны различные формы, в том числе и с привлечением программ поддержки отечественного производителя, например внутрирегиональные проекты реализации производственной цепочки ячмень –солод –пиво. Это может оказать серьезное влияние на состояние АПК, в частности, пустующих посевных площадей северных территорий. Как пример - солодовенная индустрия соседней Финляндии.

Однако, наряду с оценкой перспектив, следует отдельно остановиться на проблемах, которые испытывает пивоваренная отрасль в последнее время –с июля 2011 года, в связи с изменениями в законодательстве и поэтапным применением норм Федерального закона No171–ФЗ, регулирующего производство, хранение и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции к деятельности по производству пива. Настоящий Закон с июля 2012 года однозначно классифицирует пиво как вид алкогольной продукции. Первоначально разработанный в 90–х годах без учета специфики пивоваренной отрасли.

Закон создает огромные трудности в деятельности всех участников пивного рынка. И если для крупных пивоваренных компаний эти проблемы с большим трудом и затратами, но все же решаемы, то для мелких производителей они могут оказаться просто непреодолимыми!!! Что неминуемо приведет к остановке их деятельности и последующему закрытию. Таким образом, мы рискуем потерять этот важный самобытный сегмент истинно российского регионального производителя пива. При этом ряд вводимых Законом требований применительно к деятельности малых пивоваров не только не дополняет действующую систему контроля, но и существенно увеличивает бюрократическую нагрузку и затраты предприятия на их соблюдение. Так, например, Статья 10.2Закона определяет перечень сопроводительной документации при обороте алкогольной. Учитывая локальный (в пределах одного региона, а чаще одного населенного пункта) характер поставки и сокращенную в большинстве случаев цепочку передачи товара до двух участников–продавец (производитель)–покупатель (конечный реализатор пива в розницу), справка к ТТН, например, по своей сути, дублирует обычную товарную накладную. Вместе с тем общее количество документов на поставку увеличивается в несколько раз (до 12раз!!!), так как справка должна быть предоставлена отдельно на каждый вид продукции в двух экземплярах. К ведомственному дублированию относится и соблюдение Статьи 14 Закона в части подачи декларации. И до этого нововведения все пивовары регулярно подавал и декларативный отчет по произведенной продукции в Налоговый орган, для контроля за исчислением акциза. Только отмена на законодательном уровне вышеприведенных требований в отношении деятельности этих предприятий сможет спасти малое пивоварение в России. Инициативная группа представителей малых пивоваренных предприятий, изложив подробно вышесказанные проблемы, подготовила соответствующее обращение в «Национальный союз производителей ячменя, солода хмеля и пиво-безалкогольной продукции». Текст обращения передаю в президиум. Выражая надежды на сотрудничество, обращаюсь к участникам конференции о внесении в протокол отдельного пункта в поддержку данного обращения и дальнейшей передаче этого документа в законодательные структуры.

Процесс концентрации производства в пивобезалкогольной отрасли обусловлен более широкими возможностями для внедрения высокопроизводительного оборудования и современных технологий производства продукции, обеспечивающих более экономное использование капитальных вложений, производственных площадей, материально-сырьевых ресурсов и как следствие повышение качества готовой продукции и снижение ее себестоимости. Укрупнение производства, наряду с отмеченными выше положительными моментами, может сопровождаться усиление влияния негативных факторов. К числу последних можно отнести: о при строительстве крупных пивобезалкогольных предприятий требуются значительные единовременные вложения; о по мере роста концентрации производства увеличивается расстояние до поставщиков сырья и топлива, потребителей готовой продукции. Растут транспортные расходы; о высокий уровень концентрации производства влечет за собой увеличение потребности в рабочей силе. Перспективы стабильного роста пивного рынка предопределяют рост производства как объединение и сосредоточение на крупных предприятиях большей части средств производства, предметов труда, работников и выпуска продукции. В этих условиях важным фактором, обеспечивающим взаимодействие пивобезалкогольных предприятий, входящих в холдинги, является разработка корпоративных стратегий в рамках стратегического управления предприятием.

В условиях жесткой конкуренции и концентрации производства внутри отрасли стоит проблема выживания малых пивзаводов. Для данных предприятий целесообразно разрабатывать конкурентную стратегию фокусированной дифференциации, направленную на освоение сегмента "суперпремиум". В настоящее время рынок дорогих элитных сортов пива составляет 1,5 процента, причем 80-85 процентов данного сегмента рынка приходится на Москву. Сегмент "суперпремиум" ориентирован на ограниченную группу потребителей, которая достаточно консервативна. Проведенные исследования показывают, что у данной доли рынка существуют перспективы развития за счет продвижения пива в регионы.

Одной из тенденций пиво безалкогольной отрасли является инвестирование средств в региональные заводы и строительство солодовен. Пивная индустрия рассредоточена по всей стране, инвестиции идут не только в освоение столичного, но и регионального рынка. Структура пивных капиталовложений такова: 28,5 процента приходится на Центральный регион; 17,9 процента- на Северо-Западный; 15,6 процента- Поволжье; 7,2 процента- Сибирь ; 6,8 процента - Южный регион; 4,5 процента -Урал и 2 процента - Дальний Восток .

Техническое развитие региональных пивзаводов происходит путем полного переоборудования: внедрение современной технологии; приобретение высокоавтоматизированного оборудования как для основных, так и для вспомогательных процессов с целью максимального уменьшения числа обслуживающего персонала. Ряд российских предприятий (таких как ОАОТомское пиво", ОАО "Новороссийский" пивоваренный завод) по насыщенности оборудованием, его уровню технологии опережают некоторые европейские заводы. Реконструкцию эти предприятия ведут за счет собственных средств и на основе сформированных инвестиционных стратегий развития производственной деятельности. Отечественные и зарубежные инвесторы вкладывают средства также и в строительство новых заводов.

Одним из факторов, сдерживающим развитие пиво безалкогольной отрасли является недостаточная развитость сырьевой базы. Наиболее узкое место это обеспечение предприятий солодом и хмелем.

В основе стратегического управления предприятием лежит определение и оценка внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, одними из главных факторов является политическая и экономическая стабильность в стране. В настоящее время одним из условий инвестиционной привлекательности отрасли и ее развития является государственная поддержка, а также поддержка местных органов власти. Так правительством Москвы создана программа поддержки московских производителей пива на период 2005-2011г.г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стратегия развития пивной индустрии