Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования - совершенствование стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
определить роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;
рассмотреть этапы разработки и реализации стратегии предприятия;
изучить методы стратегического анализа;
дать общую характеристику предприятия;
Введение
1. Применение стратегического подхода в управления предприятия
1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия.........................5
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии предприятия....................................................8
1.3 Методы стратегического анализа.........................................................................................11
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Уют»
2.1 Характеристика предприятия и технико-экономические показатели..............................16
2.2 Стратегический анализ предприятия...................................................................................21
2.3 SWOT - анализ деятельности предприятия........................................................................25
3. Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития ООО «Уют»
3.1 Направления совершенствования стратегии развития ООО «УЮТ»...............................33
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..............................38
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Применение стратегического подхода в управления предприятия
1.1 Роль стратегического менеджмента
в организации работы предприятия...................
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии
предприятия...................
1.3 Методы стратегического анализа.......................
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Уют»
2.1 Характеристика предприятия и технико-экономические
показатели....................
2.2 Стратегический анализ предприятия...................
2.3 SWOT - анализ деятельности предприятия...................
3. Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития ООО «Уют»
3.1 Направления совершенствования стратегии
развития ООО «УЮТ».........................
3.2 Расчет экономической эффективности
предложенных мероприятий...................
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На сегодняшний день стратегии развития предприятия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является то, что каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Актуальность исследования связана с тем, что, в связи с огромной конкуренцией на рынке необходим совершенно новый подход к решению этих проблем и поэтому возникла необходимость разработать стратегию развития предприятия.
Цель исследования - совершенствование стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «УЮТ», занимающееся производством и продажей теплотехникой, бензо-электро инструментов и бытовой техникой.
Предмет исследования - стратегии, применяемые на практике ООО «УЮТ».
Методы исследования. В данной работе были использованы следующие методы: системный метод, метод анализа, метод непосредственного наблюдения.
Структура работы определена целью, логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении определена актуальность, цели и задачи, предмет и объект исследования, а также практическая значимость работы и ее структура.
В первой главе раскрываются теоретические основы стратегического менеджмента в организации работы предприятия, то есть определена роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия, изучены этапы разработки и реализации стратегии предприятия, методы стратегического анализа.
Вторая глава посвящена анализу деятельности предприятия, а именно дана экономическая характеристика деятельности предприятия, проведен стратегический анализ предприятия, а также конкурентный анализ.
В третьей главе на основе проведенных исследований предлагаются основные направления по совершенствованию стратегии предприятия, а также пути реализации выбранной стратегии развития.
В заключении сформулированы выводы и предложения по результатам исследования.
Глава 1. Применение стратегического подхода в управлении предприятием
1.1. Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия
Стратегическое управление - это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;
- это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;
- это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.
Выделим основные принципы стратегического управления.
1. Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации. Процесс развития организаций полон противоречий. Для их разрешения должны разрабатываться эффективные решения в области создания новой продукции, ее продвижения на рынки, проектирования технологий и др., определяющие возможности организаций.
2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации.
3. Обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами. Под соотносительностью понимается некоторое конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития организации.
Процесс стратегического управления условно можно разделить на три фазы: стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегический контроль и регулирование. На каждой из них решаются определенные относительно самостоятельные задачи управления. Стратегическое планирование состоит из 2-х этапов - стратегического анализа и стратегического выбора. Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
Стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:
* правильно выработанных долгосрочных целях;
* глубоком понимании внешнего конкурентного окружения:
* реальной оценке собственных ресурсов и возможностей [31,с.216].
Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий. Стратегическая организация - процесс приспособления организации корпорации к выбранной стратегии с целью ее наиболее полного и эффективного выполнения. По существу, это приспособление подразумевает разработку системы целей и задач организации, вытекающих из принятой стратегии, анализ соответствия организации этой системе целей и задач, ее изменение и надлежащее размещение ресурсов. Фаза стратегической организации чаще всего рассматривается как наиболее трудная во всем процессе стратегического управления, поскольку это требует от каждого самодисциплины, обязательности и самоотдачи. Успех ее реализации зависит от умения менеджеров найти правильные способы мотивации персонала, а это является искусством.
К числу стратегических решений на данном этапе можно отнести реконструкцию предприятия, внедрение новой продукции и технологий, организационные изменения правовой формы предприятия, структуры производства и управления, оплаты труда и т.д., выход на новые рынки сбыта, а также приобретение (слияние) предприятий и др.
Стратегическому менеджменту присущ свой алгоритм:
- что надо делать (концептуальный аспект формирование генеральной цели);
- как делать (технологический аспект);
- с использование, каких средств (ресурсный аспект);
- в какие сроки и какой последовательности (временно аспект);
- кто будет делать (кадровый аспект);
-какой должна быть организационная структура управления (организационно-управленческий аспект).
Стратегический план должен быть гибким, он должен реагировать на изменения внутри и вне организации, а для этого требуются гораздо большие усилия и большие затраты. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду.
Службы маркетинга, общественных отношений и т.д. приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.
В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, когда в короткие сроки кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и, соответственно, за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке. Процесс планирования стратегии также встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.
Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически.
Следующая проблема связана с тем, что организации обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же, как правило, отсутствуют у них и компетентные управляющие, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии [19. с.213]. В принципе, процесс стратегического планирования мало чем отличается от процесса принятия решений. Здесь также нужно не просто принимать решения, но и постоянно решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий. Это относится к выбору миссии и целей предприятия, самой стратегии, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования.
1.2. Этапы разработки и реализации стратегии предприятия
Стратегия развития предприятия вырабатывается в ходе реализации процесса стратегического планирования, проводимого на предприятии. По существу это результирующий этап работ по стратегическому планированию.
Вообще же понятию стратегии развития сопутствуют два этапа стратегической деятельности специализированной команды предприятия:
* работы по стратегическому планированию - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
* работы по стратегическому управлению - реализация определённой стратегии во времени, корректировка стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегия предприятия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.
В качестве отличительных черт стратегии следует назвать такие:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Устанавливаются общие направления, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций предприятий.
2. Стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной информацией о различных альтернативах. Вместе с тем нельзя пренебрегать предположениями, гипотезами, интуицией.
Информация о работе Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития ООО «Уют»