Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:40, курсовая работа
Задачи:
1. Теоретическое изучение основных категорий: должностная инструкция и профессиограмма.
2. Анализ основных методов разработки должностных инструкций и профессиограм.
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога ОАО «ОРЦ»
Ведение
1. Должностная инструкция и профессиограмма как категории
1.1 Должностная инструкция как один из основных организационно -
правовых документов предприятия
1.1.1 Определение понятия «должностная инструкция
1.1.2 Значение должностной инструкции
1.2 Профессиограмма как основа реализации кадровых программ
1.2.1 Определение понятия «профессиограмма»
1.2.2 Основные виды и значение профессиограмм
Выводы по разделу
2. Обзор методов разработки должностных инструкций и профессиограм
2.1 Правовая основа и оптимальная структура должностной инструкции
2.1.1 Раздел «Общая часть»
2.1.2 Раздел «Должностные обязанности»
2.1.3 Разделы: «Права», «Ответственность»
2.1.4 Разделы «Взаимоотношения» и «Поощрения»
2.2 Методы и различные схемы профессиографирования
Выводы по разделу
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога
ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.1 Используемые методы, методики и этапы работы
3.2 Разработка аналитической профессиограммы психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.3 Разработка должностной инструкции психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
гностических (ошибки при переработке информации и принятия решения);
моторных (связанных с недостатками психомоторики и речи);
личностных (обусловленных особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т. д.).
Соотношение ошибок указанных типов (в процентах).
4.6. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций.
Распространение времени и усилий специалистов на выполнение операций по приему, переработки информации и реализации решений, соотношение загруженности сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и психомоторных процессов; роль личностных качеств.
Психологические функции, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса деятельности.
5 Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.
5.1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста.
Особенности влияния различных операций процесса деятельности и факторов внешней среды на психическое состояние человека; общая динамика работоспособности; изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей, причины возможного снижения чувствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внимания, ухудшения памяти, координации движений, физической выносливости, силы и т. д.
5 2. Основные эмоциональные состояния специалиста.
Наиболее характерные для профессии эмоциональные состояния;
ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, требующие значительных усилий для их преодоления; степень обусловленности самим процессом деятельности, факторами среды и социально-психологическими факторами.
5.3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний.
В какой мере изменения состояния влияют на эффективность и надежность работы специалиста; возможности управления динамикой психического состояния, какие приемы и средства для этого используются.
Индивидуальные различия выраженности тех или иных состояний, какие социально-психологические и психофизиологические качества человека в наибольшей мере обеспечивают преодоление неблагоприятных состояний.
6. Психограмма.
6.1. Личностные особенности.
Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям и интересам, опыту социального поведения; требования к волевым качествам и чертам характера (решительности, настойчивости, самообладанию, уверенности в своих силах, исполнительности, эмоциональной и нервно-психической устойчивости и т. д.), организаторским способностям и другим качествам.
6.2. Сенсорно-перцептивные свойства.
Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т. д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.
6.3. Особенности мышления и памяти.
Требования к памяти и ее видам (долговременной, кратковременной, оперативной; логической, зрительной, слуховой, двигательной); преобладающий тип мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) и его качества (быстрота, гибкость, критичность и т. д.). Необходимость быстро ориентироваться в обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т. п. требования к воображению.
Возможность развития профессионально важных качеств мышления, памяти и воображения.
6.4. Моторные свойства.
Требования к психомоторике (наиболее загруженные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).
Требования к речевой функции (лаконичности, четкости и громкости речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации их недостаточного развития.
6.5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества (группы качеств).
6.6. Противопоказания к деятельности.
Приложение Г
Модифицированный
вариант схемы описания профессиональной
деятельности
I. Описательные характеристики деятельности
1.1. Параметрическое описание (целостное):
а) название организации; б) статус организации; в) структура организации; г) цели и задачи организации;
д) цель труда работников организации:
- Гностическая. Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт (или его отдельные параметры или характеристики), какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.д., т.е. различать, оценивать, анализировать что-либо.
- Преобразующая. Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки: а) организовывать, упорядочивать; б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать; в) перемещать, обслуживать.
- Изыскательная. Создавать новый, несуществующий ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.
е) принципы и нормы принятые в организации.
1.2. Морфологическое описание (по элементам):
а) применяемые средства труда:
1. Внешние:
а) ручные инструменты; б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта; в) автоматическое оборудование; г) приборы, измерительные устройства
2. Внутренние, функциональные:
а) речь:
- эмоциональная, выразительная,
- деловая, бесстрастная;
б) поведение (мимика, жесты):
- эмоциональное, выразительное,
- деловое;
в) интеллектуальные средства.
б) рабочее место;
в) основные элементы деятельности (действия, операции);
г) ожидаемый результат и требования предъявляемые к нему.
II. Степень проблемности трудовых операций
1. Низкая Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.
2. Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.
3. Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.
III. Социально-психологические параметры
1. Степень коллективности процесса:
а) низкая (индивидуальный труд);
б) высокая (коллективный труд).
2. Степень самостоятельности в организации работы:
а) исполнитель;
б) организатор собственной деятельности;
в) организатор работы других людей.
3. Особенности трудового взаимодействия (контактов):
а) по количеству контактов:
- немногочисленные,
- многочисленные;
б) по типу партнера:
- посетители, клиенты,
- сотрудники,
- группа (класс, аудитория);
в) по степени постоянства круга партнеров:
- постоянный,
- меняющийся.
IV. Эмоционально-волевые параметры
1. Характер ответственности:
а) повышенная:
- материальная,
- моральная,
- за жизнь и здоровье других людей;
б) средняя, обычная.
2. Работа в различных микроклиматических условиях:
а) в помещении;
б) на открытом воздухе;
в) в необычных условиях (в горах, под водой, под землей, в лесу и т.д.)
3. Факторы вызывающие психологическую напряженность:
а) риск для жизни;
б) сложные, аварийные ситуации;
в) общение с правонарушителями, психически больными и т.д.;
г) четко заданный ритм и темп работы;
д) физические нагрузки;
е) длительное пребывание в одном положении;
ж) ночные смены;
з) специфические условия (температура, влажность, шум, вибрация, неприятные запахи и т.п.)
V. Психограмма:
1. Личностные особенности.
Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям и интересам, опыту социального поведения; требования к волевым качествам и чертам характера (решительности, настойчивости, самообладанию, уверенности в своих силах, исполнительности, эмоциональной и нервно-психической устойчивости и т. д.), организаторским способностям и другим качествам.
2. Сенсорно-перцептивные свойства.
Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т. д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.
3. Особенности мышления и памяти.
Требования к памяти и ее видам (долговременной, кратковременной, оперативной; логической, зрительной, слуховой, двигательной); преобладающий тип мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) и его качества (быстрота,
гибкость, критичность и т. д.). Необходимость быстро ориентироваться в обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т. п. требования к воображению.
Возможность развития профессионально важных качеств мышления, памяти и воображения.
4. Моторные свойства.
Требования к психомоторике (наиболее загруженные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).
Требования к речевой функции (лаконичности, четкости и громкости речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации их недостаточного развития.
5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества (группы качеств).
Информация о работе Разработка должностных инструкций специалистов организации