Разработка должностных инструкций специалистов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Теоретическое изучение основных категорий: должностная инструкция и профессиограмма.
2. Анализ основных методов разработки должностных инструкций и профессиограм.
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога ОАО «ОРЦ»

Оглавление

Ведение
1. Должностная инструкция и профессиограмма как категории
1.1 Должностная инструкция как один из основных организационно -
правовых документов предприятия
1.1.1 Определение понятия «должностная инструкция
1.1.2 Значение должностной инструкции
1.2 Профессиограмма как основа реализации кадровых программ
1.2.1 Определение понятия «профессиограмма»
1.2.2 Основные виды и значение профессиограмм
Выводы по разделу
2. Обзор методов разработки должностных инструкций и профессиограм
2.1 Правовая основа и оптимальная структура должностной инструкции
2.1.1 Раздел «Общая часть»
2.1.2 Раздел «Должностные обязанности»
2.1.3 Разделы: «Права», «Ответственность»
2.1.4 Разделы «Взаимоотношения» и «Поощрения»
2.2 Методы и различные схемы профессиографирования
Выводы по разделу
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога
ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.1 Используемые методы, методики и этапы работы
3.2 Разработка аналитической профессиограммы психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.3 Разработка должностной инструкции психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Разработка должностных инструкций специалистов организации.rtf

— 531.03 Кб (Скачать)

     гностических (ошибки при переработке информации и принятия решения);

     моторных (связанных с недостатками психомоторики и речи);

     личностных (обусловленных особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т. д.).

     Соотношение ошибок указанных типов (в процентах).

     4.6. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций.

     Распространение времени и усилий специалистов на выполнение операций по приему, переработки информации и реализации решений, соотношение загруженности сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и психомоторных процессов; роль личностных качеств.

     Психологические функции, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса деятельности.

     5 Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.

     5.1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста.

     Особенности влияния различных операций процесса деятельности и факторов внешней среды на психическое состояние человека; общая динамика работоспособности; изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей, причины возможного снижения чувствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внимания, ухудшения памяти, координации движений, физической выносливости, силы и т. д.

     5 2. Основные эмоциональные состояния специалиста.

     Наиболее характерные для профессии эмоциональные состояния;

     ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, требующие значительных усилий для их преодоления; степень обусловленности самим процессом деятельности, факторами среды и социально-психологическими факторами.

     5.3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний.

     В какой мере изменения состояния влияют на эффективность и надежность работы специалиста; возможности управления динамикой психического состояния, какие приемы и средства для этого используются.

     Индивидуальные различия выраженности тех или иных состояний, какие социально-психологические и психофизиологические качества человека в наибольшей мере обеспечивают преодоление неблагоприятных состояний.

     6. Психограмма.

     6.1. Личностные особенности.

     Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям и интересам, опыту социального поведения; требования к волевым качествам и чертам характера (решительности, настойчивости, самообладанию, уверенности в  своих силах, исполнительности, эмоциональной и нервно-психической устойчивости и т. д.), организаторским способностям и другим качествам.

     6.2. Сенсорно-перцептивные свойства.

     Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т. д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.

     6.3. Особенности мышления и памяти.

     Требования к памяти и ее видам (долговременной, кратковременной, оперативной; логической, зрительной, слуховой, двигательной); преобладающий тип мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) и его качества (быстрота, гибкость, критичность и т. д.). Необходимость быстро ориентироваться в обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т. п. требования к воображению.

     Возможность развития профессионально важных качеств мышления, памяти и воображения.

     6.4. Моторные свойства.

     Требования к психомоторике (наиболее загруженные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).

     Требования к речевой функции (лаконичности, четкости и громкости речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации их недостаточного развития.

     6.5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества (группы качеств).

     6.6. Противопоказания к деятельности.

 

      Приложение Г 

     Модифицированный вариант схемы описания профессиональной деятельности 

     I. Описательные характеристики деятельности

     1.1. Параметрическое описание (целостное):

     а) название организации; б) статус организации; в) структура организации; г) цели и задачи организации;

     д) цель труда работников организации:

     - Гностическая. Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт (или его отдельные параметры или характеристики), какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.д., т.е. различать, оценивать, анализировать что-либо.

      - Преобразующая. Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки: а) организовывать, упорядочивать; б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать; в) перемещать, обслуживать.

     - Изыскательная. Создавать новый, несуществующий ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.

     е) принципы и нормы принятые в организации.

     1.2. Морфологическое описание (по элементам):

     а) применяемые средства труда:

     1. Внешние:

      а) ручные инструменты; б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта; в) автоматическое оборудование; г) приборы, измерительные устройства

     2. Внутренние, функциональные:

     а) речь:

     - эмоциональная, выразительная,

     - деловая, бесстрастная;

     б) поведение (мимика, жесты):

     - эмоциональное, выразительное,

     - деловое;

     в) интеллектуальные средства.

     б) рабочее место;

     в) основные элементы деятельности (действия, операции);

     г) ожидаемый результат и требования предъявляемые к нему.

     II. Степень проблемности трудовых операций

     1. Низкая Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.

     2. Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.

     3. Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.

     III. Социально-психологические параметры

     1. Степень коллективности процесса:

     а) низкая (индивидуальный труд);

     б) высокая (коллективный труд).

     2. Степень самостоятельности в организации работы:

     а) исполнитель;

     б) организатор собственной деятельности;

     в) организатор работы других людей.

     3. Особенности трудового взаимодействия (контактов):

     а) по количеству контактов:

     - немногочисленные,

     - многочисленные;

     б) по типу партнера:

     - посетители, клиенты,

     - сотрудники,

     - группа (класс, аудитория);

     в) по степени постоянства круга партнеров:

     - постоянный,

     - меняющийся.

     IV. Эмоционально-волевые параметры

     1. Характер ответственности:

     а) повышенная:

     - материальная,

     - моральная,

     - за жизнь и здоровье других людей;

     б) средняя, обычная.

     2. Работа в различных микроклиматических условиях:

     а) в помещении;

     б) на открытом воздухе;

     в) в необычных условиях (в горах, под водой, под землей, в лесу и т.д.)

     3. Факторы вызывающие психологическую напряженность:

     а) риск для жизни;

     б) сложные, аварийные ситуации;

     в) общение с правонарушителями, психически больными и т.д.;

     г) четко заданный ритм и темп работы;

     д) физические нагрузки;

     е) длительное пребывание в одном положении;

     ж) ночные смены;

     з) специфические условия (температура, влажность, шум, вибрация, неприятные запахи и т.п.)

     V. Психограмма:

     1. Личностные особенности.

     Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям и интересам, опыту социального поведения; требования к волевым качествам и чертам характера (решительности, настойчивости, самообладанию, уверенности в  своих силах, исполнительности, эмоциональной и нервно-психической устойчивости и т. д.), организаторским способностям и другим качествам.

     2. Сенсорно-перцептивные свойства.

     Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т. д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.

     3. Особенности мышления и памяти.

     Требования к памяти и ее видам (долговременной, кратковременной, оперативной; логической, зрительной, слуховой, двигательной); преобладающий тип мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) и его качества (быстрота,

     гибкость, критичность и т. д.). Необходимость быстро ориентироваться в обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т. п. требования к воображению.

     Возможность развития профессионально важных качеств мышления, памяти и воображения.

     4. Моторные свойства.

     Требования к психомоторике (наиболее загруженные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).

     Требования к речевой функции (лаконичности, четкости и громкости речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации их недостаточного развития.

     5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества (группы качеств).

Информация о работе Разработка должностных инструкций специалистов организации