Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:40, курсовая работа
Задачи:
1. Теоретическое изучение основных категорий: должностная инструкция и профессиограмма.
2. Анализ основных методов разработки должностных инструкций и профессиограм.
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога ОАО «ОРЦ»
Ведение
1. Должностная инструкция и профессиограмма как категории
1.1 Должностная инструкция как один из основных организационно -
правовых документов предприятия
1.1.1 Определение понятия «должностная инструкция
1.1.2 Значение должностной инструкции
1.2 Профессиограмма как основа реализации кадровых программ
1.2.1 Определение понятия «профессиограмма»
1.2.2 Основные виды и значение профессиограмм
Выводы по разделу
2. Обзор методов разработки должностных инструкций и профессиограм
2.1 Правовая основа и оптимальная структура должностной инструкции
2.1.1 Раздел «Общая часть»
2.1.2 Раздел «Должностные обязанности»
2.1.3 Разделы: «Права», «Ответственность»
2.1.4 Разделы «Взаимоотношения» и «Поощрения»
2.2 Методы и различные схемы профессиографирования
Выводы по разделу
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога
ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.1 Используемые методы, методики и этапы работы
3.2 Разработка аналитической профессиограммы психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.3 Разработка должностной инструкции психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
а) организовывать, упорядочивать
б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;
в) перемещать, обслуживать.
3. Изыскательная. Создавать новый, несуществующий ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.
II. Орудия и средства труда
1. Внешние:
а) ручные инструменты;
б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;
в) автоматическое оборудование;
г) приборы, измерительные устройства
2. Внутренние, функциональные:
а) речь:
- эмоциональная, выразительная,
- деловая, бесстрастная;
б) поведение (мимика, жесты):
- эмоциональное, выразительное,
- деловое;
в) интеллектуальные средства.
III. Степень проблемности трудовых ситуаций
1. Низкая. Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.
2. Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.
3. Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.
IV. Социально-психологические параметры
1. Степень коллективности процесса:
а) низкая (индивидуальный труд);
б) высокая (коллективный труд).
2. Степень самостоятельности в организации работы:
а) исполнитель;
б) организатор собственной деятельности;
в) организатор работы других людей.
3. Особенности трудового взаимодействия (контактов):
а) по количеству контактов:
- немногочисленные,
- многочисленные;
б) по типу партнера:
- посетители, клиенты,
- сотрудники,
- группа (класс, аудитория);
в) по степени постоянства круга партнеров:
- постоянный,
- меняющийся.
V. Эмоционально-волевые параметры
1. Характер ответственности:
а) повышенная:
- материальная,
- моральная,
- за жизнь и здоровье других людей;
б) средняя, обычная.
2. Работа в различных микроклиматических условиях:
а) в помещении;
б) на открытом воздухе;
в) в необычных условиях (в горах, под водой, под землей, в лесу и т.д.)
3. Факторы вызывающие психологическую напряженность:
а) риск для жизни;
б) сложные, аварийные ситуации;
в) общение с правонарушителями, психически больными и т.д.;
г) четко заданный ритм и темп работы;
д) физические нагрузки;
е) длительное пребывание в одном положении;
ж) ночные смены;
з) специфические условия (температура, влажность, шум, вибрация, неприятные запахи и т.п.)
Приложение В
Схема
профессиограммы
Общие сведения о профессии (специальности, штатной
должности).
1.1. Наименование и назначение профессии.
Наименование профессии, ее отношение к виду, роду, назначение, распространенность, связь с другими профессиями, некоторые аспекты истории и - перспективы развития.
1.2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда. Уровень технической оснащенности и автоматизации профессиональной деятельности, основные орудия труда, компоновка рабочего места (пульта управления), конструкция органов управления, основные каналы обращения информации.
1.3. Общая и специальная подготовка специалистов. Подготовка специалистов и основные пути комплектования профессии кадрами, требования к общеобразовательной и специальной подготовке, уровень необходимой квалификации; организация переподготовки, возможности обмена специалистами с другими профессиями.
1.4. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что должен знать и уметь специалист и за что он отвечает).
1.5. Основные показатели эффективности работы специалиста (по продуктивности, качеству, удовлетворенности и т. д.).
2. Условия деятельности.
2.1. Санитарно-гигиенические условия.
Соотношение времени работы на воздухе и в закрытом помещении; показатели температуры, влажности и среднего содержания кислорода, углекислого газа и других примесей в воздухе, атмосферного давления и его перепадов, шума и вибрации, возможных радиационных (тепловых) воздействий, ускорения и перегрузки, освещенности и т. д.; динамика микроклиматических показателей в течение смены, суток т. д.;
наиболее специфические внешние воздействия; физиолого-гигиеническая характеристика одежды и защитных приспособлений; возможность и особенности привыкания человека к факторам среды.
2.2. Организация и режим труда.
Величина общей и региональной (например, только с участием мышц плечевого пояса) физической нагрузки, рабочая поза и перемещение в пространстве, характер сменности, продолжительность непрерывной работы в течение суток;
характеристика нервно-психической нагрузки, длительность сосредоточенного наблюдения, число поступающих сигналов в час;
наличие монотонности (число приемов в операции, длительность повторяющихся операций);
характеристика темпа работы (свободный или вынужденный, быстрый или медленный);
периодичность, время и организация отдыха специалистов;
травмоопасность (наличие длительных напряжений, перегрузок, резких отклонений, перепадов в характеристиках микросреды, неблагоприятных химических, физических и др. воздействий), характер травматизма, основные профессиональные заболевания;
влияние перечисленных неблагоприятных факторов на психику человека, его работоспособность.
Техника безопасности, мероприятия по охране здоровья специалиста.
3. Социально-психологические факторы деятельности.
3.1. Характеристика группы, отдела (подразделения), в составе которого специалист выполняет свои обязанности.
Количественный состав группы, степень самостоятельности (или взаимной зависимости) ее членов в ходе работы,
влияние сплоченности коллектива на качество выполнения задачи, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность профессионального общения.
3.2. Роль и место специалиста в системе внутри коллективных связей.
Основные связи специалиста в ходе работы по вертикали (с руководителями и подчиненными) и по горизонтали (с другими членами группы);
степень значимости успешного выполнения специалистами своих обязанностей для выполнения задачи группой в целом и мера ответственности:
а) за работу группы;
б) за состояние людей;
в) за готовность и сохранность техники;
возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей (каких именно?) и творчества в работе, особенности проявления коммуникативных качеств личности.
3.3. Мотивационные аспекты деятельности. Степень обусловленности качества работы специалиста его мировоззренческой позицией; обоснованность мотивов деятельности, наличие соответствующих склонностей, интересов, увлечений (каких именно);
наиболее привлекательные и негативные стороны работы, основные пути ее стимулирования, возможности продвижения по работе, службе и профессионального совершенствования.
3.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации.
Продолжительность и обусловленность адаптации различными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками военнослужащего, пути ускорения.
4. Содержание деятельности.
4.1. Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом.
Наименование, последовательность и содержание основных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень требований к социально-психологическим и психофизиологическим качествам человека, характер активации при этом различных психических функций.
4.2. Особенности приема информации.
Характеристика поступающей информации: состав информационных каналов, преобладающие виды сигналов, распределение информации по форме предъявления и по времени, объем основных сообщений и общая структура коммуникаций специалиста, типичные помехи при приеме информации. Анализаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой, характеристика динамики их включения в работу, степень напряжения на различных этапах деятельности.
4.3. Особенности переработки информации и принятия решений. Преимущественные способы переработки информации и принятия решений, степень их сложности и ответственности. Участие и роль в этом процессе различных видов памяти, качеств и видов мышления. Влияние личностных качеств на эффективность данной работы.
4.4. Структура исполнительских действий.
Рабочая поза специалиста, состав преобладающих двигательных актов;
участие в работе пальцев и кистей руки, верхних и нижних конечностей;
сочетания различных движений и требования к их скоординированности;
характеристика действий по скорости, точности, автоматичности.
Возможность выработки необходимых двигательных навыков в процессе деятельности.
Характер речевой деятельности (ее сложность или стереотипность, наличие профессионального лексикона, необходимость правильной дикции, громкости речи и т. д.).
4.5. Анализ ошибок в деятельности специалиста.
Наличие и частота ошибок, анализ их причин.
Систематизация ошибочных действий с учетом их обусловленности функционированием различных психических процессов и образований, выделение ошибок различных типов:
сенсорно-перцептивных (связанных с приемом и первичной оценкой информации);
Информация о работе Разработка должностных инструкций специалистов организации