Разработка должностных инструкций специалистов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Теоретическое изучение основных категорий: должностная инструкция и профессиограмма.
2. Анализ основных методов разработки должностных инструкций и профессиограм.
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога ОАО «ОРЦ»

Оглавление

Ведение
1. Должностная инструкция и профессиограмма как категории
1.1 Должностная инструкция как один из основных организационно -
правовых документов предприятия
1.1.1 Определение понятия «должностная инструкция
1.1.2 Значение должностной инструкции
1.2 Профессиограмма как основа реализации кадровых программ
1.2.1 Определение понятия «профессиограмма»
1.2.2 Основные виды и значение профессиограмм
Выводы по разделу
2. Обзор методов разработки должностных инструкций и профессиограм
2.1 Правовая основа и оптимальная структура должностной инструкции
2.1.1 Раздел «Общая часть»
2.1.2 Раздел «Должностные обязанности»
2.1.3 Разделы: «Права», «Ответственность»
2.1.4 Разделы «Взаимоотношения» и «Поощрения»
2.2 Методы и различные схемы профессиографирования
Выводы по разделу
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога
ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.1 Используемые методы, методики и этапы работы
3.2 Разработка аналитической профессиограммы психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.3 Разработка должностной инструкции психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Разработка должностных инструкций специалистов организации.rtf

— 531.03 Кб (Скачать)
y">     2. Преобразующая. Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки:

     а) организовывать, упорядочивать

     б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;

     в) перемещать, обслуживать.

     3. Изыскательная. Создавать новый, несуществующий ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.

     II. Орудия и средства труда

     1. Внешние:

      а) ручные инструменты;

     б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;

     в) автоматическое оборудование;

     г) приборы, измерительные устройства

     2. Внутренние, функциональные:

     а) речь:

     - эмоциональная, выразительная,

     - деловая, бесстрастная;

     б) поведение (мимика, жесты):

     - эмоциональное, выразительное,

     - деловое;

     в) интеллектуальные средства.

     III. Степень проблемности трудовых ситуаций

     1. Низкая. Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.

     2. Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.

     3. Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.

     IV. Социально-психологические параметры

     1. Степень коллективности процесса:

     а) низкая (индивидуальный труд);

     б) высокая (коллективный труд).

     2. Степень самостоятельности в организации работы:

     а) исполнитель;

     б) организатор собственной деятельности;

     в) организатор работы других людей.

     3. Особенности трудового взаимодействия (контактов):

     а) по количеству контактов:

     - немногочисленные,

     - многочисленные;

     б) по типу партнера:

     - посетители, клиенты,

     - сотрудники,

     - группа (класс, аудитория);

     в) по степени постоянства круга партнеров:

     - постоянный,

     - меняющийся.

     V. Эмоционально-волевые параметры

     1. Характер ответственности:

     а) повышенная:

     - материальная,

     - моральная,

     - за жизнь и здоровье других людей;

     б) средняя, обычная.

     2. Работа в различных микроклиматических условиях:

     а) в помещении;

     б) на открытом воздухе;

     в) в необычных условиях (в горах, под водой, под землей, в лесу и т.д.)

     3. Факторы вызывающие психологическую напряженность:

     а) риск для жизни;

     б) сложные, аварийные ситуации;

     в) общение с правонарушителями, психически больными и т.д.;

     г) четко заданный ритм и темп работы;

     д) физические нагрузки;

     е) длительное пребывание в одном положении;

     ж) ночные смены;

     з) специфические условия (температура, влажность, шум, вибрация, неприятные запахи и т.п.)

 

      Приложение В 

     Схема профессиограммы 

    Общие сведения о профессии (специальности, штатной

    должности).

     1.1. Наименование и назначение профессии.

     Наименование профессии, ее отношение к виду, роду, назначение, распространенность, связь с другими профессиями, некоторые аспекты истории и - перспективы развития.

     1.2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда. Уровень технической оснащенности и автоматизации профессиональной деятельности, основные орудия труда, компоновка рабочего места (пульта управления), конструкция органов управления, основные каналы обращения информации.

     1.3. Общая и специальная подготовка специалистов. Подготовка специалистов и основные пути комплектования профессии кадрами, требования к общеобразовательной и специальной подготовке, уровень необходимой квалификации; организация переподготовки, возможности обмена специалистами с другими профессиями.

     1.4. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что должен знать и уметь специалист и за что он отвечает).

     1.5. Основные показатели эффективности работы специалиста (по продуктивности, качеству, удовлетворенности и т. д.).

     2. Условия деятельности.

     2.1. Санитарно-гигиенические условия.

     Соотношение времени работы на воздухе и в закрытом помещении; показатели температуры, влажности и среднего содержания кислорода, углекислого газа и других примесей в воздухе, атмосферного давления и его перепадов, шума и вибрации, возможных радиационных (тепловых) воздействий, ускорения и перегрузки, освещенности и т. д.; динамика микроклиматических показателей в течение смены, суток т. д.;

     наиболее специфические внешние воздействия; физиолого-гигиеническая характеристика одежды и защитных приспособлений; возможность и особенности привыкания человека к факторам среды.

     2.2. Организация и режим труда.

     Величина общей и региональной (например, только с участием мышц плечевого пояса) физической нагрузки, рабочая поза и перемещение в пространстве, характер сменности, продолжительность непрерывной работы в течение суток;

     характеристика нервно-психической нагрузки, длительность сосредоточенного наблюдения, число поступающих сигналов в час;

      наличие монотонности (число приемов в операции, длительность повторяющихся операций);

     характеристика темпа работы (свободный или вынужденный, быстрый или медленный);

     периодичность, время и организация отдыха специалистов;

     травмоопасность (наличие длительных напряжений, перегрузок, резких отклонений, перепадов в характеристиках микросреды, неблагоприятных химических, физических и др. воздействий), характер травматизма, основные профессиональные заболевания;

     влияние перечисленных неблагоприятных факторов на психику человека, его работоспособность.

     Техника безопасности, мероприятия по охране здоровья специалиста.

     3. Социально-психологические факторы деятельности.

     3.1. Характеристика группы, отдела (подразделения), в составе которого специалист выполняет свои обязанности.

     Количественный состав группы, степень самостоятельности (или взаимной зависимости) ее членов в ходе работы,

     влияние сплоченности коллектива на качество выполнения задачи, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность профессионального общения.

     3.2. Роль и место специалиста в системе внутри коллективных связей.

     Основные связи специалиста в ходе работы по вертикали (с руководителями и подчиненными) и по горизонтали (с другими членами группы);

     степень значимости успешного выполнения специалистами своих обязанностей для выполнения задачи группой в целом и мера ответственности:

     а) за работу группы;

     б) за состояние людей;

     в) за готовность и сохранность техники;

     возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей (каких именно?) и творчества в работе, особенности проявления коммуникативных качеств личности.

     3.3. Мотивационные аспекты деятельности. Степень обусловленности качества работы специалиста его мировоззренческой позицией; обоснованность мотивов деятельности, наличие соответствующих склонностей, интересов, увлечений (каких именно);

     наиболее привлекательные и негативные стороны работы, основные пути ее стимулирования, возможности продвижения по работе, службе и профессионального совершенствования.

     3.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации.

     Продолжительность и обусловленность адаптации различными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками военнослужащего, пути ускорения.

 

      4. Содержание деятельности.

     4.1. Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом.

     Наименование, последовательность и содержание основных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень требований к социально-психологическим и психофизиологическим качествам человека, характер активации при этом различных психических функций.

     4.2. Особенности приема информации.

     Характеристика поступающей информации: состав информационных каналов, преобладающие виды сигналов, распределение информации по форме предъявления и по времени, объем основных сообщений и общая структура коммуникаций специалиста, типичные помехи при приеме информации. Анализаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой, характеристика динамики их включения в работу, степень напряжения на различных этапах деятельности.

     4.3. Особенности переработки информации и принятия решений. Преимущественные способы переработки информации и принятия решений, степень их сложности и ответственности. Участие и роль в этом процессе различных видов памяти, качеств и видов мышления. Влияние личностных качеств на эффективность данной работы.

     4.4. Структура исполнительских действий.

     Рабочая поза специалиста, состав преобладающих двигательных актов;

     участие в работе пальцев и кистей руки, верхних и нижних конечностей;

     сочетания различных движений и требования к их скоординированности;

     характеристика действий по скорости, точности, автоматичности.

     Возможность выработки необходимых двигательных навыков в процессе деятельности.

     Характер речевой деятельности (ее сложность или стереотипность, наличие профессионального лексикона, необходимость правильной дикции, громкости речи и т. д.).

     4.5. Анализ ошибок в деятельности специалиста.

      Наличие и частота ошибок, анализ их причин.

     Систематизация ошибочных действий с учетом их обусловленности функционированием различных психических процессов и образований, выделение ошибок различных типов:

     сенсорно-перцептивных (связанных с приемом и первичной оценкой информации);

Информация о работе Разработка должностных инструкций специалистов организации