Разработка должностных инструкций специалистов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Теоретическое изучение основных категорий: должностная инструкция и профессиограмма.
2. Анализ основных методов разработки должностных инструкций и профессиограм.
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога ОАО «ОРЦ»

Оглавление

Ведение
1. Должностная инструкция и профессиограмма как категории
1.1 Должностная инструкция как один из основных организационно -
правовых документов предприятия
1.1.1 Определение понятия «должностная инструкция
1.1.2 Значение должностной инструкции
1.2 Профессиограмма как основа реализации кадровых программ
1.2.1 Определение понятия «профессиограмма»
1.2.2 Основные виды и значение профессиограмм
Выводы по разделу
2. Обзор методов разработки должностных инструкций и профессиограм
2.1 Правовая основа и оптимальная структура должностной инструкции
2.1.1 Раздел «Общая часть»
2.1.2 Раздел «Должностные обязанности»
2.1.3 Разделы: «Права», «Ответственность»
2.1.4 Разделы «Взаимоотношения» и «Поощрения»
2.2 Методы и различные схемы профессиографирования
Выводы по разделу
3. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога
ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.1 Используемые методы, методики и этапы работы
3.2 Разработка аналитической профессиограммы психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
3.3 Разработка должностной инструкции психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Разработка должностных инструкций специалистов организации.rtf

— 531.03 Кб (Скачать)

     - Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения;

     - Уставом организации;

     - правилами трудового распорядка; приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

     - настоящей должностной инструкцией.

     1.6. Основной целью деятельности психолога является оказание психологической помощи. В частности:

     - осуществлять комплекс психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, направленных на восстановление психического здоровья реабилитантов, а также нарушений в семьях реабилитантов

      - проводить работу с сотрудниками ОРЦ с целью повышения компетентности в области психологии, психологической оптимизации лечебной среды в стационаре, разрешения конфликтных ситуаций, разрешения психологических профессиональных проблем сотрудников.

     1.7. Психолог должен обладать следующими личностными качествами:

     1.7.1. Моральными: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, честность, порядочность, принципиальность, справедливость, воспитанность, скромность, жизнерадостность, терпимость, способность воспринимать критику.

     1.7.2. Деловыми: исполнительность, трудолюбие, целеустремленность, организованность, коммуникабельность, дисциплинированность, умение доводить порученное до конца, умение слушать людей, широта кругозора, организаторские способности.

       1.7.3. Отсутствие проблем с правоохранительными органами, не злоупотреблять любыми психоактивными веществами  (наркотики, алкоголь, табак). Отсутствие пристрастий к любым другим видам патологических аддикций (азартные игры и т д.).

     2. Функциональные обязанности:

     2.1. Проводит психодиагностические исследования и длящиеся диагностические наблюдения за пациентами.

     2.3. Совместно с медицинским психологом разрабатывает развивающие психокоррекционные программы с учетом половых, возрастных факторов. Выполняет работу по профориентации пациентов с учетом их ценностных установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов.

     2.4. Осуществляет мероприятия по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию при оказании помощи пациентам и их родственникам в решении личностных, бытовых, психологических проблем.

     2.4.1. Обучение навыкам диагностики (распознания) и борьбы с психическим влечением к наркотику («тягой»).

     2.4.2. Выработка способов здорового поведения, умения избегать ситуаций, в которых существует опасность приема наркотиков (соблюдение «границ безопасности»), а также умения справляться с ними («инструменты трезвости»)

     2.4.3.  Помощь в достижении реабилитантом психологической зрелости:

     - умение самостоятельно принимать решения, основанные на правильном понимании реальности, а также нести ответственность за последствия своих действий).

     - умение планировать свою жизнь и осуществлять планы.

     - понимание своих психологических проблем и навыки их решения.

     - умение устанавливать и поддерживать здоровые  конструктивные отношения с окружающими.

     2.4.4. Помощь в реконструкции семейных отношений, необходимых для создания в семье благоприятного психологического климата и закрепления результатов психологической реабилитации.

     2.5. Оформляет документацию установленного образца.

     2.6. Внедряет в практику современные методы психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования.

     2.7. Может выполнять по производственной необходимости любую другую работу в пределах своей компетенции.

     3. Права

     Психолог имеет право:

     3.1. Принимать участие в совещаниях, НПК врачей, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников.

     3.2. Повышать свою квалификацию по психологии на циклах усовершенствования не реже 1 раза в 5 лет.

     3.3. Вступать в различные общественные и профессиональные организации.

     3.4. Проводить в установленном порядке экспертизу качества оказания медико-психологической помощи пациенту другими психологами.

     3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности, просить у руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей, получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам входящим  в его компетенцию.

     3.6. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

     4. Ответственность

     Психолог привлекается к ответственности:

     4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

     4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

     4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

     5. Поощрения

     5.1. Моральное поощрение психолога организации осуществляется при образцовом выполнении функциональных обязанностей генеральным директором организации мерами: объявление благодарности, награждение Почетной грамотой, занесение на Доску почета.

     5.2. Материальное поощрение психолога организации осуществляется по результатам выполнения показателей качества труда и экономических показателей деятельности организации мерами: увеличение должностного оклада, выдача премии, награждение ценным подарком, предоставление оплачиваемого отгула.

 

      Заключение 

     В ходе теоретического анализа было установлено, что должностная инструкция является основным организационно - правовым документом организации. Содержанием должностной инструкции является трудовая функция работника и квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на занятие той или иной должности. Кроме того, должностная инструкция является средством защиты прав, как работника, так и работодателя при возникновении трудовых споров.

     Принимая во внимание, выше сказанное, нами был сделан однозначный выбор о необходимости разработки данного документа в любой организации. Должностная инструкция должна включать в себя обязательные разделы: общая часть, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения. Рекомендуется включать и такой раздел как поощрение.

     Грамотно разработать должностную инструкцию, с определением всех требований предъявляемых сотруднику позволяет профессиограмма. Профессиограмма является «описательно-технологической характеристикой различных видов профессиональной деятельности».

     Среди множества различных видов профессиограмм для разработки должностной инструкции более подходит аналитическая профессиограмма, определяющая все требования, предъявляемые сотруднику.

     Исходя из актуальности, определенной во вводной части нашей работы было принято решение проанализировать деятельность психолога ОАО «ОРЦ», используя трудовой метод сбора эмпирических данных.

     Используя полученные данные, была составлена профессиограмма для психолога

     ОАО «ОРЦ». Профессиограмма разрабатывалась на основе модифицированного варианта схемы профессиографического анализа, поскольку схемы построения профессиографического анализа, представленные в литературе, в единичных вариантах не дают полного анализа профессиональной деятельности.

     Выделенные в профессиограмме личностные и квалификационные требования, предъявляемые к деятельности психолога, в дальнейшем использовались для разработки должностной инструкции психолога ОАО «ОРЦ».

     Однако, подводя итоги работы, актуализировался вопрос: каким образом выявить у претендентов на вакансию, требуемые личностные и квалификационные качества? Данный вопрос требует исследования и анализа в последующих работах. 

 

      Список использованных источников 

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нефтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 134 с.
2. Должностная инструкция психолога ОАО Областной реабилитационный центр»
3. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.
4. Журавлев П.В., Карташов С.А. Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 1999. - 576 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003. - 336 с.
6. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. Учеб. пособие. - М.: Изд - во Моск. ун-та, 1987. - 208 с.
7. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб. - метод. пособие для студентов фак. псих. гос. ун-тов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 94 с.
8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. - М.: Экономические новости, 1999. - 400 с.
9. Костян И.А. Должностная инструкция: нужна или нет? // Справочник кадровика. - 2007, №3. - с.92-99.
10. Положение об отделении психологической реабилитации ОАО «Областной реабилитационный центр»
11. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2001. - 240 с.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. В.Д. Балина, В.К. Гайда, В.К. Гербачевского. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
14. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты, “ИНФРА - М”,  М.- 1996. 
15. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 192 с.
16. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 560 с.
17. Устав ОАО «Областной реабилитационный центр».
18. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно - практическое пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Интел-Синтез, 2000. - 368 с.
19. исследования профпсихологии.
20. Основные методы профессиографирования.
21. Схема профессиограммы.
22. Типы профессиограмм.
 

 

      Приложение А 

     Схема профессиографического анализа 

     1. Описательные характеристики деятельности:

     1.1. Параметрическое описание (целостное):

     а) название организации;

     б) статус организации;

     в) структура организации;

     г) цели и задачи организации;

     д) основные виды деятельности, осуществляемые работниками организации;

     е) принципы и нормы принятые в организации.

     1.2. Морфологическое описание (по элементам):

     а) применяемые средства труда;

     б) рабочее место;

     в) основные элементы деятельности (действия, операции);

     г) ожидаемый результат и требования предъявляемые к нему.

     1.3. Функциональное описание:

     а) последовательность операций, действий, «технология» деятельности;

     б) режим труда и отдыха;

     в) способы взаимодействия и коммуникативные сети.

     2. Количественная оценка элементов деятельности:

     а) выделенные задания и их описание;

     б) количество экспертов и их оценки по различным шкалам.

     3. Психограмма:

     а) требования предъявляемые деятельностью к исполнителю;

     б) профессионально-важные качества исполнителя.

 

      Приложение Б 

     Схема описания профессиональной деятельности разработанная Е.А. Климовым 

     I. Цель труда

     1. Гностическая. Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт (или его отдельные параметры или характеристики), какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.д., т.е. различать, оценивать, анализировать что-либо.

Информация о работе Разработка должностных инструкций специалистов организации