Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой на примере ОАО "Приморский кондитер"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе исследования внешней среды ОАО «Приморский кондитер» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.
Объект исследования - ОАО «Приморский кондитер».
Предмет исследования - внешняя среда организации.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты внешней среды организации и мероприятия по совершенствованию взаимодействия с этой средой;
- проанализировать внешнюю среду организации ОАО «Приморский кондитер»;
- разработать направления совершенствования деятельности ОАО «Приморский кондитер» с учетом факторов внешней среды.

Оглавление

Введение
1. Сущность внешней среды окружения предприятия и основные проблемы, связанные с ее воздействием на деятельность предприятия
1.1 Организация как открытая система
1.2 Понятия и основные элементы внешней среды организации
1.3 Методы анализа и основные направления взаимодействия организации с внешней средой
2. Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой
2.1 Общая характеристика ОАО «Приморский кондитер»
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Приморский кондитер»
2.3 Матрица SWOT - анализ
2.4 Мероприятия по совершенствованию взаимодействия организации с внешней средой
2.5 Перспективы развития ОАО «Приморский кондитер» с компаниями по франчайзингу
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Юркова И.В. на 19мая.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

     Таблица 10

     Стратегическая  важность ключевых экономических  характеристик отрасли

Характеристика  отрасли Стратегическое  значение
1. Размеры рынка Малые рынки  не имеют тенденции привлекать больших (новых) конкурентов. Большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях.
2. Рост размеров  рынка  Быстрый рост вызывает новые вступления. Замедление роста  увеличивает соперничество и  отсечку слабых конкурентов
3. Избыток или дефицит  производственных  мощностей Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли. Недостаток ведёт к противоположной  тенденции по издержкам
4. Прибыльность в  отрасли Высоко-прибыльные отрасли привлекают новые входы. Условия депрессии поощряют выход.
5. Барьеры входа  (выхода) Высокие барьеры  защищают позиции и прибыли существующих фирм, низкие делают их уязвимыми ко входу новых.
6. Товар дорог для  покупателей Большинство покупателей  будет покупать по самой низкой цене.
7. Стандартизованные  товары Покупатели  могут легко переключаться от продавца к продавцу.
8. Быстрые изменения  технологии Возрастает  риск: инвестиции в технологию и  оборудование могут не окупиться  из-за устаревания оборудования.
9. Быстрое обновление товара Сокращение  жизненного цикла товара, рост риска  из-за возможности «чехарды изделий».
 

Таблица 11

Профиль рынка кондитерских изделий Дальнего Востока

Показатель Состояние Оценка  привлекательности
Очень непривлекательно Непривлекательно Нейтрально Привлекательно Очень привлекательно
Потребители и рынок            
Размер  рынка большой       *  
Темп  роста рынка и  потенциал небольшой   *      
Цикличность спроса незначительная     *    
Сезонность  спроса небольшая     *    
Чувствительность  цен большая *        
Прибыльность  продукции небольшая   *      
Дифференциация  продукта высокая       *  
Факторы конкуренции            
Существование равных конкурентов мало       *  
Интенсивность конкуренции незначительная     *    
Степень специализации конкурентов незначительная     *    
Трудности входа в отрасль высокие *        
 

     Состояние экономики в стране.

     В настоящее время ОАО «Приморский кондитер», как и любой производитель, подвержено влиянию кризисных тенденций в экономике страны вызванных еще не закончившимся мировым финансовым кризисом. Ослабление курса рубля и инфляционные процессы ведут к удорожанию импортного сырья и снижению покупательской способности потребителей. Пока данная тенденция слабо выражена и не играет существенной роли в деятельности организации.

     Конкуренты.

     Конкурентным  преимуществом выпускаемой фабрикой продукции по сравнению с другими  предприятиями является пищевая ценность продукта, его качество. Продукция фабрики позиционируется в высоком ценовом сегменте. Качество продукции подтверждают полученные в отчетном году награды.

     Основным  фактором, который может негативно  повлиять на сегмент рынка продаж в перспективе, рост конкуренции со стороны кондитерских предприятий, расположенных в центральной части России, Урала, Сибири, выпускающих аналогичную продукцию по ценам ниже оптовых цен продукции ОАО «Приморский кондитер».

     Поставщики.

     Как производитель продукции ОАО  «Приморский кондитер» зависит от поставок качественного сырья. Выбор поставщиков сырья для производства осуществляется в зависимости от стоимости и наличия необходимых ингредиентов. В связи с этим постоянных поставщиков мало, но большинство поставок осуществляется из центральных регионов РФ ж/д. транспортом.

     Увеличение  тарифов поставщика транспортных услуг  ОАО «РЖД» в условиях кризиса  существенно сказывается на себестоимости  продукции.

     Так же ощущается сильная зависимость  от поставщика электроэнергии ОАО «Дальэнерго», тарифов и бесперебойной поставке.

     Покупатели.

     Кондитерские  изделия относятся к пищевым  продуктам. Потребление продукции  ОАО  «Приморский кондитер» не имеет ограничений среди населения. Потребителем может быть любой человек: взрослый и ребёнок; мужчина и женщина; в будние и праздничные дни. Продукция не подвержена сильным сезонным колебаниям (исключение составляют лишь новогодние праздники). Всё зависит от покупательской способности населения.

     По  показателям динамики производства и реализации за 2009 год можно отследить приверженность покупателей к тем или иным видам ассортимента продукции.

     За  последние годы фабрика увеличила  объёмы производства. Высокие темпы  роста сохраняются и в отчётном году. Доля доходов  ОАО «Приморский кондитер» от продажи кондитерских изделий в 2008 г. составляет 99,8 %. 
 
 
 
 

2.3 Матрица SWOT -  анализ ОАО «Приморский кондитер» 

               Возможности: Угрозы:
 
  1. Увеличение  долей рынков; Якутии; Хабаровского края; Южно-Сахалинской области.
  2. Уход с рынка продавцов импортной продукции.
  3. Неудачное поведение конкурентов.
  4. Появление новых поставщиков.
  5. Снижение налогов и пошлин.
  6. Совершенствование технологии производства
 
 
  1. Повышение цен на сырье и готовую продукцию.
  2. Сбои в поставках сырья.
  3. Снижение уровня жизни населения.
  4. Рост темпов инфляции.
  5. Ужесточение законодательства.
  6. Изменение уровня цен.
  7. Скачки курсов валют.
  8. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов.
  9. Рост налогов и пошлин на ввоз импортного сырья.
  10. Усиление конкуренции
  11. Рост безработицы.
  12. Ухудшение политической обстановки.
  13. Появление новых фирм на рынке
Сильные стороны: «Сила и возможности» «Сила и угрозы»
  1. Достоверный мониторинг рынка.
  2. Отлаженная сбытовая сеть.
  3. Широкий ассортимент продукции.
  4. Высокий контроль качества.
  5. Высокая рентабельность.
  6. Рост оборотных средств.
  7. Высокая квалификация персонала.
  8. Хорошая мотивация персонала.
  9. Достаточная известность.
  10. Высокий уровень цен.
  • выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит увеличить капитал;
  • достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;
  • квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут увеличить долю рынка в регионах;
  • чёткая стратегия позволит использовать все возможности.
  • усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;
  • появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
  • неизвестность организации добавит преимуществ  конкуренции;
  • мониторинг рынка компанией не уловит изменения вкусов потребителей.
 
 
Слабые  стороны: «Слабость и возможность» «Слабость и угрозы»
  1. Сбои в снабжении.
  2. Недостатки в рекламной политике.
  3. Не полная загруженность производственных мощностей.
  4. Неучастие персонала в принятии управленческих решений.
  5. Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
  • плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопутствующих услуг;
  • неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений создают неформальные группы;
  • снижение размеров налогов и пошлин при сохранении высокого уровня цен позволит получать дополнительную прибыль.
  • появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;
  • неблагоприятная политика государства может привести к трудностям нахождения в отрасли;
  • непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;
  • неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании.

     Проведенный SWOT - анализ позволил нам выявить круг стратегических альтернатив дальнейшего развития предприятия.                                            Из теории рыночно ориентированных систем управления известно, что результатов можно достичь путем использования возможностей, а не путем решения проблем. Использование возможностей предприятия — признак удачно выбранной стратегии предприятия.

 

2.4  Мероприятия по совершенствованию взаимодействия организации с внешней средой 

В первом разделе нашей курсовой, мы составили  примерный перечень элементов внешней  среды и оказываемое ими влияние. В данной главе мы составим список мероприятий совершенствования взаимодействия ОАО «Приморский кондитер». Информацию представим в виде таблице.

Таблица 13

     Анализ  ближнего окружения ОАО  «Приморский кондитер»

Элементы  внешней среды Мероприятия по совершенствованию  взаимодействия организации  с данными элементами.
Экономические Нестабильный  курс валюты.

Так как  российский рубль в последнее  время крепнет по отношению к  доллару и евро (из-за увеличения экспортных цен на природные ресурсы), я рекомендую ОАО «Приморский  кондитер» заключать договора в  рублях, если в другой валюте – то четко прописывать по какому курсу, также необходимо отслеживать ситуацию на валютном рынке, вовремя реагировать на изменения валют.

 Уровень налогов и пошлин.

Чтобы законно минимизировать налоговое  бремя для нашей организации, можно перейти на более равномерное распределение расходов по отчетным и налоговым периодам. Для более равномерного учета в целях налогообложения предстоящих расходов фирма может создавать соответствующие резервы. Используя резервы, создание которых предусмотрено НК РФ, фирма одновременно уменьшает налоговую базу на прибыль на сумму отчислений в резерв. К таким резервам можно отнести:

- резервы по сомнительным долгам;

- предстоящие расходы на оплату отпусков;

- вознаграждение  за выслугу лет в конце года  и т.п.

Уровень  доходов потребителей.

С приходом мирового финансового кризиса, доходы большей части населения были уменьшены, в связи с этим выявилась  тенденция повышения спроса потребителей  на массовую продукцию (карамель, печенье, вафли и прочее).  Я считаю, необходимо  увеличивать долю и ассортимент  массовой продукции и снижать продукцию «премиум» сегмента.

Политико-правовые Состояние  политической обстановки.

На сегодняшний  день наблюдается стабильная политическая обстановка в Приморском крае, Дальневосточном  федеральном округе да и по стране в целом. Я рекомендую предприятию наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск и ассортимент продукции, расширять рынок сбыта.

Социально-культурные Рост  численности специалистов с высшим образованием и высокий уровень безработицы.

Эти два  фактора я специально объединил, так как они позволяют рационально  сформировать кадровую структуру предприятия. Я считаю, что ОАО «Приморский  кондитер» следует размещать  объявления для привлечения квалифицированных кадров и не предлагать высоких заработных плат. Спрос на свободные вакансии будет высоким. Следовательно, экономя деньги на заработной плате, необходимо вкладывать средства в профессиональную подготовку кадров путем различных тренингов, семинаров, конкурсов и прочих мероприятий.

Научно-технические Появление новых материалов, оборудования, технологий.

ОАО «Приморский  кондитер» использует всего 33,3% производственных мощностей, а это значит, что производственный цикл данного предприятия имеет длительный период, а также из-за устаревшего оборудования может быть плохое качество продукции.

В связи  с этим предприятию необходимо совершенствовать техническую оснащенность, для повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Обновление производственного оборудования позволит увеличить объемы производства и снизить себестоимость продукции при соблюдении принципа «соотношение цены и качества», а также станет возможным обновление внутренней и внешней упаковки продукции.

ОАО «Приморский  кондитер» каждый год закупает единицы  оборудования, но, чтобы обновить все производственное оборудование потребуются годы. Для выхода из этой ситуации необходимо привлечь дополнительные денежные средства: российские или иностранные инвестиции.

Также предприятию следует не экономить  средств на научно-исследовательские разработки в области кондитерского дела, использовать новые виды сырья (различные сухие смеси и пищевые добавки).

Международные факторы Изменение цен на мировых  сырьевых рынках.

За 2010 год произошло повышение цен на следующие позиции основного сырья:

- семя подсолнечника и кунжутное семя (более чем на 50%);

- патока (42,9 %);

- какао – порошок (40,4%).

В связи  с этим я предлагаю компании заключать  договора (контракты) на срок – т.е. в течении определенного количества времени по заранее оговоренной цене.

Поставщики Основными поставщиками ОАО «Приморский кондитер» являются ООО «Русь Восточная» (г. Владивосток), ООО «Роскон» (г. Москва). Это довольно надежные и проверенные поставщики, с которыми предприятие ведет деловые отношения уже много лет.

Единственное, что бы я хотел по рекомендовать, так это попробовать наладить отношения с поставщиками из Китая напрямую, без посредников. Это позволит снизить себестоимость продукции, что приведет к увеличению прибыли и даст хорошие конкурентные преимущества.

Посредники Для совершенствования  взаимодействия ОАО «Приморский  кондитер» со своими посредниками необходимо проводить следующие мероприятия:

- предоставление специальных скидок;

- совместная реклама;

- предоставление  небольших бесплатных партий  товара (допустим при оптовой отгрузки товара);

-проведение  различных совместных конкурсов,  акций, мероприятий.

Потребители Анализ потребителей и их предпочтения имеет главную  роль для ОАО «Приморский кондитер». В связи с этим, чтобы не потерять наших клиентов, предприятию я бы порекомендовал следующее:

- ввести купоны продаж, чтобы, совершив покупку, клиент имел право скидки или бонуса на последующую покупку;

- предоставление  дисконтных карт, на покупку продукции  от 1000 руб.;

- проведение  розыгрыша призов (допустим, возможность выиграть денежный приз, путевку на отдых или другой товар);

- можно  открыть отдел, работающий по  спецзаказам (например, выпустить  серию конфет с символикой  какой-нибудь фирмы на праздник  или определенное мероприятие  и т.д.)

Государство В этом пункте, я рекомендую предприятию не нарушать законодательство РФ.
Конкуренты Для повышения  конкурентоспособности ОАО «Приморский  кондитер» необходимо изучить основных конкурентов, выявить их сильные  и слабые стороны. Постоянный мониторинг реализации стратегий конкурентов позволяет гибко реагировать на изменения и укреплять собственные конкурентные позиции.
Общественные  организации и  партии В качестве претендента по сотрудничеству с нашим предприятием, я бы посоветовал партию «Единая Россия». ОАО «Приморский кондитер» принимал бы участие в различных общественно-массовых мероприятиях, а данная партия бы лоббировала её интересы на государственном уровне. 
СМИ В качестве успешного  взаимодействия с этим элементом, я  рекомендую предприятию выполнить  следующие действия:

- разместить  рекламное сообщение на радио  (желательно на «Европа+», так  как оно признано самым популярным  среди слушателей за 2010 год);

- разместить  на телевидение небольшой рекламный  ролик;

- грамотно  воспользоваться ресурсами и  возможностями сети Интернет (разместить баннерную рекламу; составить каталог и выполнить электронную рассылку).

 
 

     2.5 Перспективы развития ОАО «Приморский кондитер» с компаниями по франчайзингу

             Из теории рыночно ориентированных систем управления известно, что результатов можно достичь путем использования возможностей, а не путем решения проблем. Использование возможностей предприятия — признак удачно выбранной стратегии предприятия.

     С целью расширения сегмента рынка  в данных регионах ОАО «Приморский кондитер» может применить такую форму организации бизнеса как франчайзинг, потому что фабрика использует канал реализации, который подразумевает наличие мелкооптового торговца, посредством которого товар доходит до потребителя. Уже на данный момент на территории края имеется сеть фирменных магазинов. Франчайзинг означает использование, каким либо предприятием, сохраняющим свою юридическую независимость, марки другого предприятия. Фирменные магазины были переданы в аренду юридическим (физическим) лицам. При этом необходимым и основным условием договора аренды является реализация кондитерских изделий в оговоренных объемах. ОАО «Приморский кондитер» обязала бы предпринимателей выкупивших ее фирменные магазины не менять профиль торговли в течении нескольких лет. Таким образом, у ОАО «Приморский кондитер» появляется возможность реализовывать продукцию через магазины в тех же объемах, не отвлекая оборотные средства на содержание магазинов и закупку товаров для поддержания ассортимента. Поэтому продажа франшиз позволила бы расширить сегмент на уже существующих рынках, а развитие товара позволило бы обеспечить высокую конкурентоспособность товара. 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Цель  исследования состояла в исследовании внешней среды и разработки направлений совершенствования этой среды с организацией на примере ОАО «Приморский кондитер».

     Для реализации поставленной цели в первой главе курсовой были изучены теоретические основы внешней среды организации, разработаны критерии совершенствования взаимодействия предприятия со средой и рассмотрены методы её анализа. На основании изученного материала следует отметить, что организация представляет собой открытую систему, которая зависит от большого количества внешних факторов. Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.

Информация о работе Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой на примере ОАО "Приморский кондитер"