Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой на примере ОАО "Приморский кондитер"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе исследования внешней среды ОАО «Приморский кондитер» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.
Объект исследования - ОАО «Приморский кондитер».
Предмет исследования - внешняя среда организации.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты внешней среды организации и мероприятия по совершенствованию взаимодействия с этой средой;
- проанализировать внешнюю среду организации ОАО «Приморский кондитер»;
- разработать направления совершенствования деятельности ОАО «Приморский кондитер» с учетом факторов внешней среды.

Оглавление

Введение
1. Сущность внешней среды окружения предприятия и основные проблемы, связанные с ее воздействием на деятельность предприятия
1.1 Организация как открытая система
1.2 Понятия и основные элементы внешней среды организации
1.3 Методы анализа и основные направления взаимодействия организации с внешней средой
2. Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой
2.1 Общая характеристика ОАО «Приморский кондитер»
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Приморский кондитер»
2.3 Матрица SWOT - анализ
2.4 Мероприятия по совершенствованию взаимодействия организации с внешней средой
2.5 Перспективы развития ОАО «Приморский кондитер» с компаниями по франчайзингу
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Юркова И.В. на 19мая.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

     - специфическую (ближнюю) окружающую  среду.

     Анализ  общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы (так называемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды.

     Анализ  экономической среды является первым и важнейшим компонентом анализа общей (дальней) окружающей среды. Он включает в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения и т. д. Наиболее агрегированным показателем, используемым в этих прогнозах, является валовой национальный продукт.

     Политическая  стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих  снизить риск развития предприятия  в рамках принимаемых стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся частому и коренному пересмотру [4, с.190].

     В последнее время большое внимание уделяется социокультурным факторам, воздействующим на эффективность функционирования предприятия. Причем они рассматриваются как на общенациональном, так и региональном уровнях, что обусловлено следующими обстоятельствами [12, с.56]:

     - усиление конкуренции между товаропроизводителями  и, соответственно, дифференциация товаров по группам потребителей требуют более детального изучения последних.

     - с другой стороны, инвестирование, направленное на расширение производства, создание новых заводов и сервисных  центров напрямую связано с  социокультурными факторами, поскольку зависит от образовательного уровня населения, национальных особенностей, с точки зрения общественного разделения труда, и других факторов.

     Технологическая среда анализируется при помощи научно-технического прогноза, который  на данном этапе решает три основных цели [4, с.191]:

  1. Прогнозирует научно-технические тенденции в науках, относящихся к данной отрасли производства (возможность технологического прорыва, возникновение товара с принципиально новыми качествами и т. д.).
  2. Определяет стратегии предприятия в области НИОКР (размер и структура бюджета на НИОКР, создание собственной исследовательской базы, совместная с другими фирмами научная проработка, закупка лицензий и т. д.).
  3. Сопоставляет свои возможности с возможностями конкурентов с точки зрения технического уровня производства и научно-технического уровня выпускаемых изделий.

     За  рубежом фирмы уделяют анализу  общей окружающей среды приоритетное внимание. Так, в США уже в середине 70-х годов 73% компаний анализировали  общую окружающую среду в полном объеме, 15% — анализировали ее лишь частично и только 12% компании вообще не занимались данной деятельностью.

     Специфическая (ближняя) окружающая среда – это непосредственное окружение организации, она формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

     Итак, к элементам этой среды организации относятся:

     1) Поставщики, осуществляющие поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

     Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций. 
        2) Посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

     3) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

     4) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

     Деятельность  организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус - ОАО, ООО, ЗАО, ИП и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством. Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и много другое.

     5) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. 
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий. 
         6) Общественные организации и партии:

- профсоюзы;

- общество  защиты прав потребителей и прочие.

          7) Как правило авторы не упоминают  об этих двух группах, но  они тоже являются элементами  внешней среды предприятий –  это СМИ (средство массовой  информации) и ОПГ (организованная  преступная группировка)

     Анализ  специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют с анализом рыночного окружения. Процедура такого анализа предполагает изучение производственных трендов (направлений возможного развития и некоторые количественные характеристики), структурные сдвиги в промышленности, а также конкуренцию при производстве отдельных групп товаров (конкурентный анализ) [12, с.58]. Крупные предприятия, имеющие сильные отделы маркетинга, имеют возможность проводить самостоятельный анализ отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей.

     Конкурентный анализ специфической окружающей среды проводится чаще всего по трем основным параметрам: структурный анализ конкурентного окружения, определение конкурентных позиций (анализ стратегических групп) и анализ структуры.

     Структурный анализ конкурентного окружения проводится по методике, предложенной известным американским экономистом М. Портером [7, с.119]. Он выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли.

  1. Угроза появления в отрасли новых конкурентов.
  2. Способность ваших покупателей добиваться снижения цен.
  3. Способность ваших поставщиков добиваться повышения цен на 
    их продукцию.
  4. Угроза появления на рынке заменителей ваших продуктов и услуг.
  5. Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли 
    конкурентами.

     Анализ  структуры рынка (позиций на рынке) основан на таком понятии, как доля рынка. Доля рынка - процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж этого товара на рынке за определенный период времени. Предприятие должно следить за величиной и качеством доли. Очевидно, что если размер доли увеличивается, то увеличиваются объем продаж и доходы предприятия, однако антимонопольное законодательство определяет верхнюю величину доли рынка, закрепляемую за одним предприятием.

     В заключение раздела следует сделать  вывод о том, что факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Факторы внешней среды прямого воздействия непосредственно влияют на действие организации и испытывают на себе прямое воздействие деятельности организации. Факторы внешней среды косвенного воздействия могут не оказывать прямого немедленного воздействия на действия организации, но, тем не менее, сказываются на них. Эти факторы предопределяют стратегически важные решения, принимаемые менеджментом организации. 

     1.3 Методы анализа и основные направления взаимодействия организации с внешней средой 

     Анализ  внешней среды представляет собой  оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние. Анализ внешней среды, проводимый посредством исследования рассмотренных в пункте 1.2  групп факторов, облегчает руководству организации получение ответов на интересующие его вопросы: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации? Какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей? Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Анализу подлежат: внешняя макросреда и внешняя микросреда предприятия. Составим таблицу.

     Таблица 1

     Влияние внешней среды  и возможные ответные меры организации

Элементы  внешней среды Оказываемое влияние Возможное взаимодействие предприятия  с субъектами внешней  среды
Внешняя макросреда
Экономические Уровень темпов инфляции Поиск новых  источников пополнения оборотных средств
Скачки  курсов валют 1. Указывать  в договоре курс валют.

2. Стремиться  заключать сделки в рублях.

Уровень налогов и пошлин 1. Увеличение  себестоимости продукции.

2. Изыскание  путей минимизации налогов.

Уровень безработицы Формирование  рациональной кадровой структуры.
Уровень  доходов потребителей При росте уровня доходов:

1. Расширение  сети магазинов.

2. Увеличение  выпуска продукции.

При снижение – с точностью все наоборот.

Политико-правовые Состояние  политической обстановки Снижение/увеличение  производства и

ассортимента продукции.

Социально-культурные Снижение стабильности в обществе Внимательный  мониторинг текущей ситуации в регионе.
Рост  численности специалистов с высшим образованием Привлечение более  квалифицированных кадров.
Изменения вкусов и потребностей Расширение  ассортимента выпускаемой продукции.
Научно-технические Совершенствование технологии производства Дополнительные  вложения в технологии, ноу-хау и  другие изобретения и открытия.
Ускорение темпов обновления производства 1.Мониторинг  современного оборудования.

2.Обновление  мощности предприятия.

Внешняя микросреда
Поставщики Повышение или  снижение стоимости поставляемого  товара, соблюдение условий и времени  поставки, предоставление гарантий качества  товара, предоставление различных скидок и бонусов. 1.  Поиск новых  форм сотрудничества либо смена  поставщика.

2.Заключение  наиболее экономически выгодных  договоров.

Посредники Продвижение, сбыт и распространение продукции; широкий  спектр услуг от производства  товара до доведения его до конечного потребителя; 1. Работать только  с проверенными и надежными  организациями.

2. Заключение  выгодных соглашений и контрактов, нахождение общих компромиссов.

Потребители Огромное влияние  на конечный результат деятельности предприятия (прибыль); влияние на силу конкуренции в отрасли. 1. Тщательный  мониторинг и исследование предпочтений  потребителей.

2.Удовлетворение  потребностей  населения  в  товаре.

3. Выпуск  не только дорогой продукции,  но и товаров, доступных для  малообеспеченной группы населения.

4. Использование интернета для продвижения и реализации товара,  узнаваемости марки и бренда компании.

Государство Регламентирование деятельности предприятия посредством  законов и иных актов.

Воздействие через ограничительные регламентации.

Воздействие на потоки между организацией и внешней средой с помощью механизмов и рычагов экономики.

Предоставление  гос-ых преференций.

Соблюдение  законодательных норм на федеральном, региональном и местном уровнях;

Принятие  участия в различных государственных  конкурсах с целью получения грантов, преференций, льгот.

Конкуренты Влияние на политику, планы, маркетинговые решения компании.

Регулирование ценовой политики.

Уменьшение  или увеличение доли рынка, что приводит либо к повышению производства, либо ухода с рынка (вплоть до банкротства).

Необходимо  понимать, что с конкурентами  можно не только  «воевать», а  очень даже выгодно сотрудничать

(совместное  проведение различных исследований, разработка нового продукта, проведение  грамотной стратегии и политики  компаний с двухсторонней выгодой) 

Общественные  организации и  партии Контролирование деятельности предприятия. Поддержка только тех общественных организаций и  партий, которые охватывают интересы большей массы населения, имеют  большое количество мест на всех уровнях  власти.
СМИ Доведение информации (как позитивной, так и негативной) до определенной аудитории. Установление  взаимоотношений  с различными источниками  СМИ, проведение грамотной рекламной  политики.

Использование возможностей  интернета.

Информация о работе Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой на примере ОАО "Приморский кондитер"