Адаптация предприятия к внешней среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 07:47, курсовая работа

Краткое описание

Развитие российской экономики в период структурных преобразований характеризуется процессами рыночной трансформации. При этом факторы внешней среды в конкретных ситуациях оказывают разное по степени воздействие на результаты производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятий. Несмотря на утверждения о том, что трансформационные процессы на сегодняшний день утратили свою остроту, для компаний в РФ (да и на всем постсоветском пространстве) проблемы выживаемости в условиях высокодинамичной бизнес-среды, по-прежнему остаются приоритетными и актуальными, так как эти проблемы являются вечными для организаций любого типа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие «внешняя среда»
2 Факторы и субъекты внешней среды, и их влияние на работу организации
3. Способы адаптации организации к внешней среде. Современный менеджмент
4 Организационная культура. Механизмы реализации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация предприятия к внешней среде среде.docx

— 39.66 Кб (Скачать)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                            

1 Понятие «внешняя среда»                                                                                           

2 Факторы и субъекты  внешней среды,  и их влияние на работу организации                                                                                                                           

3. Способы адаптации организации  к внешней среде. Современный  менеджмент

4 Организационная культура. Механизмы реализации

Заключение

Список используемой литературы

3

5

 

5

 

11

13

18

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие российской экономики  в период структурных преобразований характеризуется процессами рыночной трансформации. При этом факторы  внешней среды в конкретных ситуациях  оказывают разное по степени воздействие  на результаты производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятий. Несмотря на утверждения о том, что  трансформационные процессы на сегодняшний  день утратили свою остроту, для компаний в РФ (да и на всем постсоветском  пространстве) проблемы выживаемости в условиях высокодинамичной бизнес-среды, по-прежнему остаются приоритетными и актуальными, так как эти проблемы являются вечными для организаций любого типа. Поэтому, такое свойство организаций как адаптивность, должно быть усилено механизмами и инструментами управления. Для их эффективного применения необходимо представлять природу процесса адаптации, а также использовать объективные показатели уровня адаптации для определения параметров данного процесса.

Современная экономика характеризуется  высокими темпами изменений. Это  требует от организации не только концентрации внимания на своём внутреннем состоянии, но и разработки стратегии  развития, позволяющей успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении  компании. Поэтому в последние  десять лет резко возрос интерес  к стратегическому планированию, одной из основных задач которого является успешная адаптация к изменениям внешних условий. Реализация стратегического  планирования позволяет компании выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Опыт практической работы свидетельствует о том, что все  компании сталкиваются со специфическими проблемами в адаптации к внешней  среде.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации  с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как  благоприятным возможностям, так  и опасностям, выявить соответствующие  варианты и обеспечить эффективное  приспособление стратегии к окружающим условиям.

 Развитие  российской экономики  в период структурных  преобразований  характеризуется процессами рыночной  трансформации. При этом факторы   внешней среды в конкретных ситуациях  оказывают разное по степени воздействие  на результаты производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятий. Несмотря на утверждения о том, что трансформационные процессы на сегодняшний день утратили свою остроту, для компаний в РФ (да и на всем постсоветском пространстве) проблемы выживаемости в условиях высоко динамичной бизнес-среды, по-прежнему остаются приоритетными и актуальными, так как эти проблемы являются вечными для организаций любого типа. Поэтому, такое свойство организаций как адаптивность, должно быть усилено механизмами и инструментами управления. Для их эффективного применения необходимо представлять природу процесса адаптации, а также использовать объективные показатели уровня адаптации для определения параметров данного процесса.

Цель данной работы – рассмотреть  существующие проблемы и механизмы  адаптации предприятий к изменениям внешней среды; факторы и субъекты влияющие на работу организаций.

Задачи:

Для достижения поставленной задачи был произведен анализ учебной и  общеэкономической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие «внешняя среда»

Внешняя среда представляет собой  комплекс внешних элементов, находящихся  вне структуры организации. Она  является определяющим фактором развития организации. Самое главное –  уметь приспосабливаться к любым  изменениям внешней среды, в противном  случае возникает угроза потери конкурентоспособности  и «отсталости» в развитии.

Внешняя среда крайне динамична  и непредсказуема. Неопределенность ее заключается в том, что не все  экономические субъекты могут иметь  доступ к ценной информации рыночной системы и экономики в целом. Кроме того, для того, чтобы вовремя  и адекватно реагировать на различные  изменения, информация должна быть достаточно достоверной и максимально точной, что не всегда наблюдается, особенно в условиях рыночной экономики. Например, реклама как фактор воздействия  производителя на структуру потребительского спроса менее эффективна, поскольку  нарушается главный принцип ее существования  – правдивость. Вследствие этого  организации постепенно начинают терять контакт с потребителями, разрушаются  связи с рынком, что вызывает дисбаланс  спроса и предложения . Таким образом, внешняя среда тем и опасна, что возможность встроиться в нее и действовать как единое целое практически отсутствует.

2 Факторы и субъекты  внешней среды,  и их влияние  наработу  организации.

 При рассмотрении внешнего  окружения на организа-цию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Классификация факторов внешней среды  вследствие их многообразия различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но в менеджменте  принята, и большинство придерживаются её, классификация факторов на факторы  прямого и косвенного воздействия. К ним относятся такие, как: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, технология, состояние экономики, социокультурные, политические факторы и отношение с местным населением.

     Поставщики. С точки  зрения системного подхода организация  – это механизм преобразования  входов и выходов. Основные  разновидности входов – это  материалы, оборудование, энергия,  капитал и рабочая сила. Зависимость  между организацией и сетью  поставщиков, обеспечивающих ввод  указанных ресурсов, - один из  наиболее ярких примеров прямого  воздействия среды на организацию  и успешность деятельности организации. 

     Материалы. Некоторые  организации зависят от непрерывного  притока материалов. Примеры: машиностроительные  фирмы; фирмы, распространяющие  товары (дистрибьюторы); и магазины  розничной торговли. Невозможность  обеспечить поставки в нужных  объёмах может создать большие  трудности для таких организаций.

     Капитал. Для роста  и процветания фирме нужны  не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных  инвесторов несколько: банки,  программы федеральных учреждений  по представлению займов, акционеры  и частные лица, акцептующие векселя  компании или покупающие её  облигации. Как правило, чем  лучше дела у организации, тем  выше её возможности договорится  с поставщиками на благоприятных  условиях, и получить нужный обмен  средств. Получение необходимых  финансовых средств обеспечивает  фирме стабильное функционирование.

     Трудовые  ресурсы.  Адекватное обеспечение рабочей  силой нужных специальностей  и квалификации необходимо для  реализации задач, связанных с  достижением поставленных целей,  то есть для эффективности  организации как таковой. Без  людей, способных эффективно использовать  сложную технологию, капитал и  материалы, всё перечисленное  имеет мало проку. Развитие  ряда отраслей в настоящее  время сдерживается нехваткой  нужных специалистов. Примером служит  практически каждый сектор компьютерной  промышленности, и особенно это  относится к фирмам, нуждающимся  в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках  систем.

     Законы  и государственные  органы. Каждая организация имеет  определённый правовой статус, являясь  единоличным владельцем, компанией,  корпорацией или некоммерческой  корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести  свои дела и какие налоги  должна платить.

     Организации обязаны  соблюдать не только федеральные  и местные законы, но и требования  органов государственного регулирования.  Эти органы обеспечивают принудительное  выполнение законов в соответствующих  сферах своей компетенции, а  так же вводят собственные  требования, зачастую также имеющие  силу закона. Каждый вид деятельности  регулируется определёнными органами.

     Неопределённость  сегодняшнего  правового поля проистекает   из того факта, что требования  одних  учреждений вступают  в противоречие с требованиями  других, и в то же время за  каждым стоит авторитет федерального  правительства, позволяющий принудительно  обеспечивать выполнение таких  требований.

     Дополнительно усложняют  дело регулирующие постановления   местных органов власти, число   которых также множится. Почти   все местные сообщества требуют  от предприятий приобретения  лицензий, ограничивают возможности  выбора места для ведения дела, обладают предприятия налогами, а если речь идёт об энергетике, системах телефонной связи на  месте и страховании, то и  устанавливает цены. Некоторые местные  законы модифицируют или усиливают  федеральные нормы.

     Потребители. Многие  принимают точку зрения известного  специалиста по управлению Питера  Ф. Друкера, согласно которой подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

     Изучая  потребителя,  фирма уясняет для  себя, насколько  сильны его позиции  по отношению  к ней в процессе торга.

     Потребители, решая,  какие товары и услуги для   них желательны и по какой  цене, определяют для организации  почти  всё, относя-щееся к результатам её деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую оказывается значительным.

     Конкуренты. Конкуренты  – это внешний фактор, влияние  которого невозможно оспаривать.

     Изучение конкурентов,  то есть тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы,  которые она стремиться получить  из внешней среды, чтобы обеспечить  своё существование, занимает  особое и очень важное место  в управлении. Данное изучение  направленно на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов  и на базе этого строить  свою стратегию конкурентной  борьбы.

     Конкурентная  среда  формируется не только внутри  отраслевыми конкурентами, производящими   анало-гичную продукцию и рекламирующими её на одном и том же рынке. Субъектами Конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние её покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

     Многие  фирмы не  уделяют должного внимания возможной  угрозе со стороны »пришельцев»  и поэтому проигрывают в конкурентной  борьбе именно вновь пришедшим  на их рынок.

     Важно понимать, что  потребители – не единственный  объект соперничества организаций.  Последние также могут вести  конкурентную борьбу за трудовые  ресурсы, материалы капитал и  право использовать определённые  технологии нововведения. От реакции  на конкуренцию зависят такие  внутренние факторы, как условия  работы, оплаты труда и характер  отношений руководителей с подчинёнными.

     Технология. Анализ технологической  компоненты позволяет своевременно  увидеть те возможности, которые  развитие науки и техники открывает  для производства новой продукции,  для усовершенствования производимой  продукции и для модернизации  технологии изготовления и сбыта  продукции. Прогресс науки и  техники несёт в себе огромные  возможности и угрозы для фирмы.  Многие организации не в состоянии  увидеть открывающиеся новые  перспективы, так как технические  возможности для осуществления  коренных изменений преимущественно  создаются за пределами отрасли,  в которой они функционируют.  Опоздав с модернизацией, они  теряют свою долю рынку, что  может привести к крайне негативным  последствиям для них. Технология  является одновременно внутренней  переменной и внешним фактором  большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревшего продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

 Скорость  изменения технологий в последние  десятиле-тия очень высокая и исследователи утверждают, что данная тенденция сохраниться. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живёт больше учёных, чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологические нововведения, которые глубоко затрагивали организации и общество, это компьютерная, ядерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия.

Информация о работе Адаптация предприятия к внешней среде