Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой на примере ОАО "Приморский кондитер"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе исследования внешней среды ОАО «Приморский кондитер» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.
Объект исследования - ОАО «Приморский кондитер».
Предмет исследования - внешняя среда организации.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты внешней среды организации и мероприятия по совершенствованию взаимодействия с этой средой;
- проанализировать внешнюю среду организации ОАО «Приморский кондитер»;
- разработать направления совершенствования деятельности ОАО «Приморский кондитер» с учетом факторов внешней среды.

Оглавление

Введение
1. Сущность внешней среды окружения предприятия и основные проблемы, связанные с ее воздействием на деятельность предприятия
1.1 Организация как открытая система
1.2 Понятия и основные элементы внешней среды организации
1.3 Методы анализа и основные направления взаимодействия организации с внешней средой
2. Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой
2.1 Общая характеристика ОАО «Приморский кондитер»
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Приморский кондитер»
2.3 Матрица SWOT - анализ
2.4 Мероприятия по совершенствованию взаимодействия организации с внешней средой
2.5 Перспективы развития ОАО «Приморский кондитер» с компаниями по франчайзингу
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Юркова И.В. на 19мая.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Сущность внешней среды окружения предприятия и основные проблемы, связанные с ее воздействием на деятельность предприятия

1.1 Организация как открытая система

1.2 Понятия и основные элементы внешней среды организации

1.3 Методы  анализа и основные направления  взаимодействия  организации с внешней средой

2. Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой

2.1  Общая характеристика ОАО «Приморский кондитер»

2.2 Анализ внешней среды ОАО «Приморский кондитер»

2.3 Матрица  SWOT -  анализ

2.4 Мероприятия по совершенствованию взаимодействия организации с внешней средой

2.5 Перспективы развития ОАО «Приморский кондитер» с компаниями по франчайзингу

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях рыночных отношений проблемы стратегического и внутрифирменного управления приобретают особую актуальность для любых предприятий, поэтому эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития.

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление. Внутренняя среда  организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

     В настоящее время  менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

     Цель  исследования – на основе исследования внешней среды ОАО «Приморский кондитер» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.

     Объект  исследования - ОАО «Приморский кондитер».

     Предмет исследования - внешняя среда организации.

     В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

-   рассмотреть теоретические аспекты внешней среды организации и мероприятия по совершенствованию взаимодействия с этой средой;

- проанализировать  внешнюю среду организации ОАО «Приморский кондитер»;

- разработать направления совершенствования деятельности ОАО «Приморский кондитер» с учетом факторов внешней среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     в1. Сущность внешней среды окружения предприятия и основные проблемы, связанные с ее воздействием на деятельность предприятия

     среда организация

     1.1 Организация как открытая система

 

     Термин  «организация» происходит от греческого слова «органон» (organon), что означает устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в единое целое; приведение в стройную систему [13, с.34].

     Система - это целесообразная совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их частей, связей, отношений, функций, образующих единое целое [2, с.92].

     Одно  из первых определений понятия «система»  мы встречаем в работе К. Болдуинга [2, с.92]: «система - это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

     - поведение каждого элемента влияет  на поведение целого;

     - поведение элементов и их взаимодействие  на целое взаимозависимы;

     - если существуют подгруппы элементов,  то каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо».

     Таким образом, из этого следует, что «система»  представляет собой некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей. По этому поводу Р. Акофф  отмечает, что «когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства».

     Организация представляет собой открытую целостную систему. Многочисленными нитями она связана с внутренней и внешней средой, изменения которой оказывают на деятельность организации позитивное и негативное воздействия. Чем сложнее, масштабнее организация, тем больше предпринимателям и менеджерам приходится уделять внимания анализу окружающей среды и учету ее влияния на эффективность управления.

     Системная модель - это организация, в которой  функционирование, свойства, структура, особенности жизнедеятельности и логика развития зависят от состояния и динамики внешней среды. Данная модель описывает организацию как динамичную систему, тесно взаимодействующую с внешней средой и реагирующую на динамику ее изменения.

     Динамичная  система — этот термин заимствован из общей теории систем, поэтому в исходном варианте его трактовка предполагала, что всякая организация может быть отнесена к открытым системам, если она обменивается с внешней средой энергией, информацией, системным продуктом, и закрытым — если такой обмен не происходит. Важную роль в формировании такого взгляда на организацию сыграли разработки представителей общей теории систем.

     Применительно к организации это означало, что  организация, работающая в модели открытых систем, потребляет материальные и социальные ресурсы, информацию и отдает внешней среде некий системный продукт в отличие от закрытых систем. Поскольку открытость системы определялась ее связью с внешней средой, которая реализовалась через социальную функцию адаптации к внешней среде, такая трактовка модели организации как открытой системы практически совпадала с определением естественной модели организации в версии Парсонса, Барнарда, Гоулднера [8, с.148]. Естественная модель организации — это особый взгляд на природу закономерности функционирования и развития организации. Организация рассматривается как социальный организм (квазиприродный объект), эволюционно и поэтапно развивающийся и функционирующий по своим законам, центральной проблемой которого, как и в биологических организмах, является его выживание.

     Рассматривая  организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собою и  взаимоотношения с внешним и  внутренним окружением. Внешняя среда организации как системы характеризуется как совокупностью переменных (элементов), которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента, окружающих ее и оказывающих на ее деятельность заметное влияние. Внутренняя среда организационной системы формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру организации, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

     Таким образом, следует сделать вывод  о том, что все организации  являются системами, так как система  – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Организация, будучи целостным образованием, всегда стремится воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление, в частности внешней среде.

     1.2 Понятия и основные элементы внешней среды организации

 

     Внешняя средаокружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование организации, как в текущем периоде, так и в перспективном.

     Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и прочие, значимые по отношению к операциям организации.

     Выделяют  следующие основные характеристики внешней среды [5, с.215]:

     - взаимосвязанность факторов внешней  среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

     - сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

     - подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

     - неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

     Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально-экономических  факторов, воздействующих на предприятие  и оказывающих влияние на эффективность его функционирования.

     Для окружающей среды характерно огромное количество переменных, создающих неопределенность в стратегическом плане. Некоторые  из общих переменных, предназначенных  для измерения неопределенности или динамизма окружающей деловой среды, приведены ниже [12, с.52].

     - Степень изменения цен поставщиков.

     - Степень изменения цен конкурентов.

     - Степень изменений в предложении  труда.

     - Степень изменения в кривой  спроса на продукт.

     - Степень изменения цены капитала.

     - Степень изменений в возможностях финансирования.

     - Степень изменения в методах  конкуренции.

     - Степень изменений в политике  регулирования рынка.

     - Уровень продаж в отрасли по  результатам выхода на рынок  с новой продукцией.

     - Уровень активности, обусловленной новыми конкурентами, появившимися на рынке.

     - Степень изменений в результате  отклонений от нормы жизненного  цикла товара.

     - Степень изменений в результате  влияния новой технологии, появившейся  в отрасли.

     Как можно увидеть при тщательном анализе этих переменных, они определяют степень изменений в таких категориях, как покупатели, поставщики и конкуренты. В свою очередь, переменные также могут изменяться по мере того, как происходят изменения в бизнесе. Поэтому их обязательно необходимо учитывать в процессе анализа окружающей среды при попытках воздействовать на динамику внешнего окружения.

     Внешнюю деловую окружающую среду обычно подразделяют на [12, с.54]:

     - общую (дальнюю) окружающую среду;

Информация о работе Пути совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой на примере ОАО "Приморский кондитер"