Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:00, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – исследовать диагностику внешней среды на примере PEST и SWOT-анализа российских предприятий, организаций и фирм.
Введение 2
1. Место и роль SWOT-анализа в диагностике внешней среды. 3
2. Использование PEST-анализа в диагностике внешней среды организации. 10
3. Использование SWOT и PEST-анализа в диагностике внешней среды ООО "Самаравторцветмет". 16
Заключение 20
Список литературы 21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Место и роль SWOT-анализа в диагностике внешней среды. 3
2.
Использование PEST-анализа в
3.
Использование SWOT и PEST-анализа
в диагностике внешней среды
ООО "Самаравторцветмет".
Заключение
Список
литературы
Введение
Стратегическое управление (менеджмент) достаточно широко стало использоваться в теории и практике управления стран с рыночной экономикой с 1960 - 1970 гг.
Его основоположником считают И. Ансоффа, который обосновал и предложил новую концепцию стратегического планирования, основанную не на прогнозе вероятных тенденций развития хозяйствующего субъекта, а на предпринимательском подходе, на определении его будущей рыночной позиции так, чтобы субъект мог адекватно отреагировать на ее изменения.
Стратегическое управление в условиях рынка позволяет: оценить текущее положение на рынке; осмыслить поставленные цели и оценить задачи; оценить стратегический интерес; предпринять упреждающие и профилактические действия; повысить готовность противостоять как поддающимся контролю, так и неподконтрольным проблемам; оценить эффективность реализации стратегии, обеспечивая информацию по проблеме соответствия стратегии условиям внешней среды и помогая понять природу изменений этих условий; привнести в стратегический процесс этические аспекты и социальную ответственность.
Для определения своего места на рынке и прогнозирования деятельности каждая организация должна анализировать и оценивать свой потенциал, а также факторы, которые влияют на ее развитие.
Для того, чтобы получить ясную оценку деятельности предприятия и общей ситуации на рынке, существует диагностика внешней среды предприятия.
К
наиболее распространенным методикам
диагностики внешней среды
- SWOT-анализ;
- PEST- анализ;
- анализ продуктового портфеля компании (матрица BCG или матрица McKinsey).
Наиболее
простым и распространенным инструментом
стратегического анализа
Диагностика внешней среды - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности.
Цель данной контрольной работы – исследовать диагностику внешней среды на примере PEST и SWOT-анализа российских предприятий, организаций и фирм.
1. Место и роль SWOT-анализа в диагностике внешней среды.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
- Сильные стороны (Strengths) - преимущества предприятия.
- Слабые стороны (Weaknesses) - недостатки предприятия.
- Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества на рынке.
-
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут
потенциально ухудшить
Применение SWOT-анализа позволит систематизировать всю имеющуюся информацию и более четко представить себе преимущества и недостатки предприятия. SWOT-анализ позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.
SWOT-анализ
предусматривает анализ
Под первой частью понимают анализ и оценку собственного потенциала предприятия. Анализ внутреннего потенциала предприятия дает возможность определить его сильные и слабые деловые стороны, оценить их взаимосвязь с факторами внешней среды. Сильные стороны предприятия представляют собой достоинства и преимущества, выделяющие предприятие среди конкурентов. Слабые стороны - это недочеты, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не смогли использовать их как свои преимущества.
Под второй частью SWOT-анализа понимают анализ внешней среды. Внешняя среда состоит из1:
-
микросреды, образованной силами, непосредственно
касающимися самого
-
макросреды, образованной силами, неконтролируемыми
со стороны предприятия, то
есть демографическими, экономическими,
правовыми, культурными,
Основная задача внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть для предприятия в будущем.
Возможности предприятия представляют собой положительные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли.
Угрозами становятся отрицательные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли.
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 1, так называемой "матрицы SWOT-анализа"2.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело, или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Например, имеющийся опыт, наличие современного торгового оборудования, высокая квалификация персонала, широкий ассортимент изделий, гибкая ценовая политика, возможности оперативно заказывать и получать товар, долговременные контакты с дистрибьюторами и производителями и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими предприятиями и ставит в неблагоприятное положение. В качестве примера можно привести узкий ассортимент изделий, низкий уровень сервиса, недостаточная квалификация персонала, неэффективность системы управления товарными запасами, недоразвитость системы сбора маркетинговой информации, затратный принцип ценообразования и т.п.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Например, ухудшение позиций конкурентов, рост спроса или уровня доходов населения, развитие информационных технологий и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа считаются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые реально может использовать предприятие.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, изменение системы налогообложения, низкая покупательская способность населения т.п.
Большая
часть необходимой для
SWOT-анализ проводится в несколько шагов.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
На этом этапе необходимо3:
- составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
-
по каждому параметру
-
из всего перечня выбрать
Проиллюстрируем эту методику примером аптечного предприятия.
Для
оценки предприятия можно
1.
Организация (может
2.
Финансы (оценивается
3.
Инновации (обращается
4. Маркетинг (берется в расчет полнота ассортимента, уровень цен, эффективность рекламных мероприятий, репутация предприятия, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг и т.п.).
Далее следует заполнить таблицу. Делается это следующим образом: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - те сильные и слабые стороны предприятия, которые существуют в этой области. В таблице 1 приведено несколько примеров сильных и слабых сторон по параметрам "Организация" и "Маркетинг".
Таблица 1
Определение
сильных и слабых сторон предприятия
Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Организация | Высокий уровень квалификации сотрудников аптеки. |
Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии аптеки. |
2. Маркетинг | Проведение
рекламной акции в январе увеличило объем продаж на 10%. Работа врача - консультанта в торговом зале увеличила число совершаемых покупок на 15%. |
Повышение цен
на детские подгузники привело к уменьшению объема продаж на 5%. |
3. ... |
После этого из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 1). Оптимально ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе.
Рисунок 1. Матрица SWOT-анализа
┌─────────────────────────────
│ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ │ Рыночные ВОЗМОЖНОСТИ │
│ аптечного предприятия │ (OPPORTUNITIES) │
│ (STRENGTHS) │ │
├─────────────────────────────