Диагностика внешней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – исследовать диагностику внешней среды на примере PEST и SWOT-анализа российских предприятий, организаций и фирм.

Оглавление

Введение 2
1. Место и роль SWOT-анализа в диагностике внешней среды. 3
2. Использование PEST-анализа в диагностике внешней среды организации. 10
3. Использование SWOT и PEST-анализа в диагностике внешней среды ООО "Самаравторцветмет". 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

диагностика внешней среды.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение                                                                                                           2

    1. Место и роль SWOT-анализа в диагностике  внешней среды.                 3

    2. Использование PEST-анализа в диагностике  внешней среды организации.                                                                                                           10

    3. Использование SWOT и PEST-анализа  в диагностике внешней среды  ООО "Самаравторцветмет".                                                                                 16

    Заключение                                                                                                     20

    Список  литературы                                                                                        21 

 

     Введение

    Стратегическое  управление (менеджмент) достаточно широко стало использоваться в теории и  практике управления стран с рыночной экономикой с 1960 - 1970 гг.

    Его основоположником считают И. Ансоффа, который обосновал и предложил  новую концепцию стратегического планирования, основанную не на прогнозе вероятных тенденций развития хозяйствующего субъекта, а на предпринимательском подходе, на определении его будущей рыночной позиции так, чтобы субъект мог адекватно отреагировать на ее изменения.

    Стратегическое  управление в условиях рынка позволяет: оценить текущее положение на рынке; осмыслить поставленные цели и оценить задачи; оценить стратегический интерес; предпринять упреждающие  и профилактические действия; повысить готовность противостоять как поддающимся контролю, так и неподконтрольным проблемам; оценить эффективность реализации стратегии, обеспечивая информацию по проблеме соответствия стратегии условиям внешней среды и помогая понять природу изменений этих условий; привнести в стратегический процесс этические аспекты и социальную ответственность.

    Для определения своего места на рынке  и прогнозирования деятельности каждая организация должна анализировать  и оценивать свой потенциал, а  также факторы, которые влияют на ее развитие.

    Для того, чтобы получить ясную оценку деятельности предприятия и общей ситуации на рынке, существует диагностика внешней среды предприятия.

    К наиболее распространенным методикам  диагностики внешней среды относятся:

    - SWOT-анализ;

    - PEST- анализ;

    - анализ продуктового портфеля компании (матрица BCG или матрица McKinsey).

    Наиболее  простым и распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT-анализ, который, будучи фактически зеркальным отражением состояния дел  в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития.

    Диагностика внешней среды - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности.

    Цель  данной контрольной работы – исследовать  диагностику внешней среды на примере PEST и SWOT-анализа российских предприятий, организаций и фирм.

 

     1. Место и роль SWOT-анализа в диагностике внешней среды.

    SWOT-анализ - это определение сильных и  слабых сторон предприятия, а  также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

    - Сильные стороны (Strengths) - преимущества  предприятия.

    - Слабые стороны (Weaknesses) - недостатки предприятия.

    - Возможности (Opportunities) - факторы внешней  среды, использование которых  создаст преимущества на рынке.

    - Угрозы (Threats) - факторы, которые могут  потенциально ухудшить положение  предприятия на рынке.

    Применение SWOT-анализа позволит систематизировать всю имеющуюся информацию и более четко представить себе преимущества и недостатки предприятия. SWOT-анализ позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

    SWOT-анализ  предусматривает анализ ситуации  внутри предприятия и внешний  анализ.

    Под первой частью понимают анализ и оценку собственного потенциала предприятия. Анализ внутреннего потенциала предприятия дает возможность определить его сильные и слабые деловые стороны, оценить их взаимосвязь с факторами внешней среды. Сильные стороны предприятия представляют собой достоинства и преимущества, выделяющие предприятие среди конкурентов. Слабые стороны - это недочеты, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не смогли использовать их как свои преимущества.

    Под второй частью SWOT-анализа понимают анализ внешней среды. Внешняя среда  состоит из1:

    - микросреды, образованной силами, непосредственно  касающимися самого предприятия  и его возможностей удовлетворения запросов потребителей (то есть поставщиками, дистрибьюторами, конкурентами, собственно потребителями);

    - макросреды, образованной силами, неконтролируемыми  со стороны предприятия, то  есть демографическими, экономическими, правовыми, культурными, природными и научно-техническими факторами окружения.

    Основная  задача внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут иметь место  в настоящем или возникнуть для  предприятия в будущем.

    Возможности предприятия представляют собой  положительные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли.

    Угрозами  становятся отрицательные факторы (тенденции и явления) внешней  среды, которые могут привести при  отсутствии соответствующей реакции  предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли.

    Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 1, так  называемой "матрицы SWOT-анализа"2.

    Сильные стороны предприятия - то, в чем  оно преуспело, или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Например, имеющийся опыт, наличие современного торгового оборудования, высокая квалификация персонала, широкий ассортимент изделий, гибкая ценовая политика, возможности оперативно заказывать и получать товар, долговременные контакты с дистрибьюторами и производителями и т.п.

    Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими  предприятиями и ставит в неблагоприятное положение. В качестве примера можно привести узкий ассортимент изделий, низкий уровень сервиса, недостаточная квалификация персонала, неэффективность системы управления товарными запасами, недоразвитость системы сбора маркетинговой информации, затратный принцип ценообразования и т.п.

    Рыночные  возможности - это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие  может использовать для получения  преимущества. Например, ухудшение  позиций конкурентов, рост спроса или  уровня доходов населения, развитие информационных технологий и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа считаются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые реально может использовать предприятие.

    Рыночные  угрозы - события, наступление которых  может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, изменение системы налогообложения, низкая покупательская способность населения т.п.

    Большая часть необходимой для проведения SWOT-анализа информации уже имеется в распоряжении. В основном это, конечно, данные о сильных и слабых его сторонах. Все, что нужно сделать, - это собрать разрозненные факты (взяв отчеты бухгалтерии, отделов, проведя опрос работников, владеющих необходимой информацией) и упорядочить их. Лучше всего привлечь к сбору и анализу данной информации нескольких ключевых сотрудников, так как в одиночку легко упустить какую-либо важную деталь.

    SWOT-анализ  проводится в несколько шагов.

    Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия

    На  этом этапе необходимо3:

    - составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;

    - по каждому параметру определить, что является сильной стороной  предприятия, а что слабой;

    - из всего перечня выбрать наиболее  важные сильные и слабые стороны и занести их в матрицу SWOT-анализа.

    Проиллюстрируем эту методику примером аптечного предприятия.

    Для оценки предприятия можно воспользоваться  следующим списком параметров4:

    1. Организация (может оцениваться  уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, уровень менеджмента и т.п.).

    2. Финансы (оценивается финансовая  устойчивость предприятия, прибыльность  и т.п.).

    3. Инновации (обращается внимание  на количество в ассортименте  аптеки перспективных новинок,  внедрение современных форм торговли (открытый доступ), эффективность работы новых отделов (например, фитоотдела, отдела медицинской техники, ортопедии и т.д.), сроки окупаемости средств, вложенных в открытие новых отделов и т.п.).

    4. Маркетинг (берется в расчет полнота ассортимента, уровень цен, эффективность рекламных мероприятий, репутация предприятия, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг и т.п.).

    Далее следует заполнить таблицу. Делается это следующим образом: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - те сильные и слабые стороны предприятия, которые существуют в этой области. В таблице 1 приведено несколько примеров сильных и слабых сторон по параметрам "Организация" и "Маркетинг".

 

Таблица 1

Определение сильных и слабых сторон предприятия 

Параметры оценки Сильные стороны    Слабые стороны          
1. Организация   Высокий уровень      
квалификации         
сотрудников аптеки.
Низкая заинтересованность  
рядовых сотрудников        
в развитии аптеки.       
2. Маркетинг    Проведение  рекламной 
акции в январе       
увеличило объем      
продаж на 10%.       
Работа врача -       
консультанта в       
торговом зале        
увеличила число      
совершаемых покупок  
на 15%.            
Повышение цен  на детские   
подгузники привело         
к уменьшению объема продаж 
на 5%.                   
3. ...             
 

    После этого из всего списка сильных  и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные  и самые слабые) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 1). Оптимально ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе.

Рисунок 1. Матрица SWOT-анализа

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ СИЛЬНЫЕ  СТОРОНЫ              │ Рыночные ВОЗМОЖНОСТИ        │

│ аптечного  предприятия        │ (OPPORTUNITIES)             │

│ (STRENGTHS)                  │                             │

├──────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

Информация о работе Диагностика внешней среды предприятия