Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:00, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – исследовать диагностику внешней среды на примере PEST и SWOT-анализа российских предприятий, организаций и фирм.
Введение 2
1. Место и роль SWOT-анализа в диагностике внешней среды. 3
2. Использование PEST-анализа в диагностике внешней среды организации. 10
3. Использование SWOT и PEST-анализа в диагностике внешней среды ООО "Самаравторцветмет". 16
Заключение 20
Список литературы 21
│ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ │ Рыночные УГРОЗЫ │
│ аптечного предприятия │ (THREATS) │
│ (WEAKNESSES) │ │
└─────────────────────────────
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Второй этап SWOT-анализа - оценка внешней среды.
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
- следует составить перечень параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация;
-
по каждому параметру
-
из всего перечня выбираются
наиболее важные возможности
и угрозы и заносятся в
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров5:
1.
Факторы спроса (целесообразно принять
во внимание емкость рынка,
темпы его роста либо
2.
Факторы конкуренции (следует
учитывать количество основных
конкурентов, их
3.
Экономические факторы (курс
4.
Социально-демографические
В таблице 2 приводится пример определения рыночных возможностей и угроз.
Таблица 2
Определение рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки | Возможности | Угрозы |
1. Конкуренция | В районе закрылся
магазин "Медтехника", и можно ожидать увеличения покупателей в отделе медтехники и ортопедии. |
В ближайшие
месяцы ожидается открытие расположенной рядом новой сетевой аптеки. |
2. Спрос | Сотрудничество
с флеболо- гическим медицинским центром, расположенным вблизи аптеки, может привести к увеличению спроса на антиварикозный трикотаж. |
Введение новых торговых пошлин на импортные лекарственные препараты может привести к удорожанию импортных лекарств и снижению спроса на них. |
3. ... |
После заполнения таблицы 2, как и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам: "Насколько высока вероятность того, что это случится?" и "Насколько это может повлиять на предприятие?". Следует выбрать те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на бизнес. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз занесите в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 1).
Итак,
матрица SWOT-анализа заполнена. Однако
это еще не все. Нужно сделать
последний шаг и сопоставить
имеющиеся у предприятия
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка
Подобное сопоставление позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса6:
1.
Как можно воспользоваться
2. Какие слабые стороны могут в этом помешать?
З. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
4.
Каких угроз, усугубленных
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3).
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа
┌─────────────────────────────
│ Возможности Угрозы │
│ 1. Закрытие магазина 1. Появление крупного │
│ "Медтехника". конкурента в лице │
│
│
│ 2. ... 2. ... │
│Сильные стороны 1. Как воспользоваться 1. За счет чего можно │
│1. Работа возможностями? снизить угрозы? Удержать │
│врача - Попытаться приобрести покупателей от перехода │
│консультанта новых покупателей из к конкуренту, │
│2. ... числа клиентов проинформировав их о │
│ магазина "Медтехника", дополнительных услугах в │
│ сделав акцент на аптеке. │
│
возможности получения
│ консультации у врача - │
│
консультанта.
│Слабые стороны 2. Что может помешать 2. Самые большие опасности │
│1.Высокая воспользоваться для фирмы │
│стоимость возможностями? Есть Появившийся конкурент может│
│детских вероятность потерять предложить аналогичную │
│подгузников часть покупателей продукцию, по более низким │
│2. ... (молодых мам) из-за ценам. │
│
того, что цены на
│
детские подгузники
│
выше, чем у
│
конкурентов.
└─────────────────────────────
После заполнения таблицы обнаружится, что:
-
определены основные
-
сформулированы основные
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо решать в первую очередь.
Применение
SWOT-анализа позволяет
1)
оценить возможности, угрозы (риски)
для предпринимательства с
2) определить и сопоставить цели и задачи.
Итак,
после проведения SWOT-анализа мы сможем
более четко представить себе
достоинства и недостатки предприятия,
а также ситуацию на рынке. Это
позволит выбрать оптимальный путь
развития, учитывая и стараясь избежать
опасностей, при этом также максимально
эффективно надо использовать имеющиеся
в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь
предоставленными рынком возможностями.
SWOT-анализ помогает структурировать имеющуюся
информацию, по-новому взглянуть на текущую
ситуацию и открывающиеся перспективы.
2. Использование PEST-анализа в диагностике внешней среды организации.
Важным направлением при выявлении существенных факторов, определяющих тенденции развития инновационных технологий в организации малыми предпринимательскими структурами, является PEST-анализ (policy - политика, economy - экономика, society - общество, technology - технология). Существенными в этом случае предлагается называть факторы, некорректность учета которых может привести к разрушению технологического процесса или к невозможности достижения цели. Среди указанных факторов сегодня на первое место выдвигается инновационная деятельность малого предпринимательства.
Предлагаемая нами методология, сформированная на основе PEST-анализа, является развитием исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа функционирования отрасли общественного питания как составной части экономической системы государства. В данной работе такой подход может быть определен как инструмент выявления узких мест и резервов повышения надежности управления предприятиями общественного питания. При этом, учитывая внешние условия, для каждого предприятия можно определить свой набор существенных факторов.
Анализ каждого из PEST-аспектов должен проводиться системно, т.е. во взаимосвязи одного с другим. Значимое изменение любого из аспектов, как правило, влияет на всю цепочку и в каждом конкретном случае может стать угрозой для системы обеспечения функциональной безопасности инновационного процесса7.
Экономической целью предприятий общественного питания, как и любого субъекта рыночных отношений, можно считать максимизацию прибыли при минимизации затрат на технологическое обеспечение. В этом случае величина такой прибыли определяется стратегией инновационных вложений в высокотехнологичные сегменты производства.
Сегодня
с целью повышения надежности
управления ставится задача превращения
искусства организации в
Среди важнейших задач, решаемых подсистемой организационного обеспечения на базе PEST-анализа, можно выделить нахождение таких положений в инновационном процессе, когда цели управляющего и подчиненного сходны, но достигаются разными способами, или когда управляющий и подчиненный решают одну и ту же задачу, имея перед собой разные инновационные цели.
Исследование возможностей оптимизации организационного управления инновациями предприятий общественного питания с помощью PEST-анализа показали, что в качестве характеристик, определяющих технологические особенности предприятия, можно использовать показатели совместимости (оцениваемые экспертно по весовым коэффициентам), правильность (соотношение целей, в идеальном случае - единство), способность к взаимодействию (соотношение взглядов на методы, используемые в инновационной деятельности предприятия), согласованность (взаимопонимание и соотношение взглядов на стиль инновационной работы); устойчивость к ошибкам (частота ошибок), восстанавливаемость (взаимное желание исправить ошибки); практичность, в том числе: простота использования (методов работы), обучаемость (инновационным методам работы); производительность труда; анализируемость (самооценка); простота (естественность) общения.
Анализ
отношений между сотрудниками предприятия,
проведенный по названным характеристикам,
дал возможность оценить