Понятие и особенности обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью развития персонала является обеспечение эффективного функционирования организации, повышение производительности труда на основе формирования у работников умения работать в команде, современного экономического мышления, поддержание и формирование кадрового потенциала, повышения профессионального мастерства работников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………………3
I.Теоретическая часть:
1.1. Понятие и особенности обучения персонала……………………………..5
1.2. Значение и задачи повышения квалификации персонала…….………...13
1.3. Методы обучения и повышения квалификации персонала…………….16
II. Практическая часть:
2.1. Комплексный анализ деятельности организации………………………..24
. Управленческая разработка………….……………………………………30
2.2.1. Построение дерева целей……………….….……………………………30
2.2.2. Формирование затрат на проведение мероприятий…………….……..31
Заключение…………...………………………….……………………………….36
Список литературы…………………………..…………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по МвТиГБ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

- общая  величина издержек на профессиональное  обучение - складывается из трех  составляющих: прямые издержки, косвенные  издержки и потерянная производительность;

- доля  издержек в объеме реализации - отображает, сколько копеек от одного рубля реализации продукции тратится на обучение персонала;

- величина  издержек по обучению на одно  работника организации - количество  средств затрачиваемых на обучение  одного сотрудника;

- издержки  на один час профессионального  обучения - определяется как соотношение общих издержек на обучение и числа часов, потраченных на профессиональное обучение в течение определенного периода. Эта величина важна для оценки эффективности затрат на обучение и планирование бюджета на следующий год.

     Данные  показатели помогают оценивать эффективность вложений в профессиональное обучение, контролировать общий уровень подготовленности сотрудников в сравнении с конкурентами и правильно планировать затраты на последующие периоды.

     Завершающим этапом в процессе профессионального обучения является оценка эффективности обучения и повышения квалификации. Данный этап является важнейшим моментом управления персоналом. Оценить эффективность каждой отдельной программы достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации.

     Важной  особенностью организации оценки обучения является необходимость охвата его  самых важных результатов и последствий  обучения и тщательного продумывания системы оценки еще на стадии планирования программы обучения. Критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся.

     Обучение  персонала не может быть самоцелью  для организации. На обучение тратятся деньги, часто весьма существенные. Мало кто согласится тратить деньги, не ожидая от этого должной отдачи, только потому, что считает обучение персонала делом хорошим. Обучение является важнейшим звеном системы управления персоналом и должно быть неразрывно связано с процессами организационного развития, с работой по достижению стратегических целей организации, обеспечивая максимальную готовность людей, работающих в организации, к решению стоящих перед ними задач. Если управление персоналом выстраивается как система, то каждое конкретное направление деятельности в этой сфере (отбор, оценка, обучение, мотивация и стимулирование персонала) должно подчиняться единой общей цели - обеспечению эффективной работы организации и ее динамичного развития.

     Уже на этапе отбора новых работников организация не только выявляет работников, нуждающихся в обучении, но и получает информацию, необходимую для уточнения содержания соответствующих учебных программ. Часто при проведении интервью или тестирования выявляются не только сильные, но и слабые стороны новичков. Это позволяет уже на первом этапе пребывания новых работников в организации наметить первоочередные шаги по обучению или повышению их квалификации. Огромное значение здесь имеет также готовность человека к получению новых знаний, его настрой на развитие. Способность к обучению, к усвоению новых знаний и овладению новыми навыками является одним из важнейших критериев при поиске и отборе новых работников. Не случайно в последнее время многие организации придают большое значение.

     Управление  профессиональным обучением призвано решить следующие задачи:

- определение  тех навыков и знаний, которым  должны быть обучены работники;

- определение  тех кадров вклад средств, в  которых принесёт пользу для  организации;

- учет  и эффективное использование  средств выделяемых для развития персонала;

-соответствие мероприятий по обучению целям предприятия и извлечения из них максимальной пользы;

- заинтересованность  и мотивация самого персонала  в развитии и обучении.

     Часто для новых работников обучение следует  сразу за процедурой отбора, в ходе которого выявляется потребность новых работников в обучении. При этом входное обучение тесно переплетается с процессом их адаптации к работе в организации. Подготовкой новых рабочих, является первоначальное профессиональное обучение лиц ранее не имеющих рабочих специальностей.

     Для кадровых работников обучению часто  предшествует ежегодная оценка рабочих  показателей (аттестация). В процессе оценки рабочих показателей уточняется потребность работников в обучении для приведения в соответствие уровня их квалификации установленным в организации требованиям и стандартам. При этом могут быть выявлены работники, имеющие определенный недостаток профессиональной подготовки, которые могут улучшить свои производственные показатели в результате обучения, а также те работники, чей потенциал позволяет выдвинуть их в резерв на продвижение, что также требует проведения соответствующего развивающего обучения. Подготовка квалификационных рабочих проходит непосредственно на производстве и в профессиональных учебных заведениях.

     Новые рабочие готовятся в организации  по групповой, индивидуальной и групповой  формам обучения, которые обеспечивают освоение профессиональных навыков  начальной квалификации, необходимых  в рабочих условиях. Обучение заканчивается  сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему разряда.

     Индивидуальная  форма подготовки - каждый обучающийся  работник прикрепляется к мастеру, высококвалифицированному специалисту, либо включается в состав бригады, в  бригаде его обучением руководят  или бригадир или сотрудники бригады, смены. Теоретический курс изучается самостоятельно обучаемым.

     Курсовая  форма подготовки применяется при  обучении профессиям повышенной сложности, требующим знания объема теоретического материала и в случае изучение таких работ, которые не могут быть изучены в полной мере на рабочем месте.

     Групповая форма - создаются учебные бригады, и они выполняют работу согласно учебному плану под руководством инструкторов.

     Переподготовка - работник обучается новой специальности, но в тоже время уже имеет рабочую профессию, и имеет возможность удовлетворить потребности рынка труда и предприятия в данной специальности.

     Длительность  переподготовки персонала указывается  в нормативных документах и не подлежит сокращению. Производственное обучение и теоретические занятия проводятся в пределах продолжительности рабочего дня. Процесс управления переподготовкой работников предполагает: выбор методов переподготовки с быстрым достижением нужного результата, а также уменьшение траты средств на проведение переподготовки, среди высвобождаемого контингента работников проводятся социологические исследования. Характер переподготовки определяется по уровню структуре вакантных рабочих мест, квалификации высвобождаемых рабочих и их требования к квалификации рабочей силы.

     Процесс обучения в организации состоит из этапов - анализ предприятия с точки зрения человеческого фактора; описание должностных операций; список знаний, навыком и умений; определение навыков профессионального мастерства; определение учебных целей, оценка процессов обучения.

     Построение  учебных программ должно проводиться  с учетом знаний и навыков, необходимых  для профессиональной деятельности персонала. Работа по достижению необходимых  результатов проводиться в соответствии с хорошо отработанными и зарекомендовавшими себя методами обучения, проводиться отбор методов для обеспечения наилучших результатов, а также высокую надежность их достижения.

     Факторы, влияющие на то, какое обучение будет  проводиться, зависят и от окружающей среды и от самой личности. Влияние  окружения включает:

- наличие  ресурсов, то есть, сколько сотрудников  могут быть освобождены в определенное  время, чтобы посещать мероприятия  по обучению, а также достаточность  средств, для оплаты учебных  мероприятий;

- качество  курса обучения - насколько формальным или неформальным, структурированным или неструктурированным курс является и отвечает ли он целям обучающихся;

- качество  поддержки работника после прохождения  курса обучения, то есть уровень  поддержки и помощи работнику  в перенесении полученных знаний и навыков на рабочее место;

- культура, способствующая обучению - насколько  организация помогает обучению  тем, что, замечая ошибки в  работе, вдохновляет персонал на  недопущение ошибок в будущем  через обучение, а не устраняет  просчеты в работе репрессивными мерами.

     Влияние самого работника на обучение включает:

- стили  обучения, предпочтение различных  видов учебной деятельности и  предыдущий опыт, указывающий на  то, что лучше всего усваивается  сотрудником при обучении;

- мотивация,  основанная на положительных и отрицательных оценках стандартов поведения, принятых в организации;

- личные  цели - например, амбиции, стремление  учиться, чтобы повысить шансы  профессионального роста в своей  или за пределами своей организации;

- личные  интересы, основанные на том, что человеку нравится делать и что он хочет делать, чтобы испытать себя (вспомните аналогию с обучением вождению машины).

- личная  ситуация сотрудника (т.е. что  еще на уме у человека) - личные  обстоятельства могут влиять  на то, насколько человек может  сосредоточиться на обучении и развитии;

- потенциальные  и актуальные знания - имеет ли  работник базовый объем знаний, необходимый в качестве предпосылки  обучения;

- способности  - то есть, способен ли работник  интеллектуально понять теорию, воспринять понятия и все то, чему его обучают. Имеет ли он достаточные рабочие навыки, необходимые для выполнения особых задач?

     Эти перечни не исчерпывают всех факторов, влияющих на обучение, но и они показывают, что какое бы обучение и развитие ни предлагалось и ни проводилось, реальная ситуация в сфере обучения и развития определяется самыми разными факторами. 

1.2. Значение и задачи повышения квалификации персонала 

     Повышение квалификации - это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности.

     Побудительными  причинами повышения квалификации, как указывает В.Р. Веснин, могут  быть: «стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты».

     Иногда  под повышением квалификации подразумевают  только то обучение, которое организовано на рабочем месте или в рамках специальных учебных заведений. На самом деле этот процесс гораздо шире. В повышение квалификации необходимо включать и обмен опытом, и самообучение, и посещение выставок, чтение специальной литературы.

     Особенность повышения квалификации состоит в том, что обучающиеся могут критически относиться к материалу, так как работник уже обладает определенными практическими и теоретическими знаниям выполнения работ. Повышение квалификации по имеющейся у работника профессии направленно на последовательное совершенствование навыков, умения и профессиональных знаний, а также рост мастерства.

     Свидетельством  о необходимости повышении квалификации рабочих, является отставание разряда  работников от разряда работ, предполагаемое снижение среднего разряда рабочих. Именно поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры персонала. Прежде всего, необходимо провести анализ причин сложившегося положения - изменения в технологии и в технике выполнения работ, которые ставят перед работником задачу их освоения. Другим не менее важным индикатором является рост брака в трудовом процессе работника. Система повышения квалификации может включать курсы целевого назначения по изучению нового оборудования, новых технологий в области автомобилестроения, школы мастеров и бригадиров, производственно-технические курсы, технологии, курсы обучения совмещаемым и вторым профессиям.

Информация о работе Понятие и особенности обучения персонала