Подбор персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Этой курсовой я хочу показать, как в наше время происходит найм и отбор персонала, с какими трудностями приходится сталкивается работодателю в поисках нужного работника, и какие препятствия стоят на пути кандидата на работу.

Оглавление

1. Введение стр 3
2. Найм персонала стр 6
а) задачи стр 6
б) источники и проблемы стр 8
3. Деловая оценка и отбор персонала стр 17
4. Организация отбора претендентов на вакантную должность стр 38
5. Заключение стр 54
6. Список использованной литературы стр 57

Файлы: 1 файл

подбор персонала.doc

— 341.50 Кб (Скачать)
 

Отбор персонала  – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или  нескольких кандидатов на вакантную  должность среди общего числа  людей, претендующих ни данную должность (общепринятая трактовка термина). Отбор  персонала, как уже отмечалось, осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбора кого-либо по установленным критериям с использованием определенных методов из общего числа работников, отвечающих этим критериям.

В условиях рыночных экономики качество персонала стало  главнейшим фактором, определяющими  выживание и экономическое положение  российских организаций. Отбор работников всегда старались проводить достаточно тщательно, поскольку качество людских  ресурсов во многом определяет возможности и эффективность последующего использования, но в прошлом ограничивались оценкой качества претендентов, обращавшихся за работой по своей инициативе. В настоящее время перешли к активным методам поиска и вербовки персонала. Сейчас стремятся привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствуется процедура самого отбора. В прошлом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях становится не только не эффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной рабочей силе, но и попросту дорогостоящим.

Работники кадровых служб давно ощущали потребность  в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффективности  и надежности отбора связывается  с последовательным проведением  проверки деловых и личностных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор кандидатур. Каждый раз отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.

Выделяются следующие  этапы замещения вакантной должности специалиста или руководителя:

  • разработка требований к должности; в результате дальнейший поиск ограничивается претендентами, имеющими необходимую квалификацию для указанной работы;
  • широкий поиск претендентов; ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям;
  • проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, проводимая кадровой службой;
  • отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур; обычно осуществляется руководителем с учетом заключения кадровых служб и данных различных проверок и испытаний.

В проведении отбора участвуют линейные руководители и  функциональные службы. Эти службы должны быть укомплектованы профессиональными  психологами, чтобы использовать самые современные методы.

Непосредственный  руководитель, а иногда и более  широкий круг руководителей участвуют  в отборе на начальном и заключительном этапах. Им принадлежит решающие слово  при установлении требований к должности  и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой.

Найму работника  предшествует четкое представление  о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и их соответствию этим требованиям придается большое значение. 

В этом отношении  философия отбора персонала на американских фирмах отличается от философии современной  японской системы управления. При отборе работников в меньшей степени, чем в США, обращают внимание на специальные знания, навыки и практический опыт, необходимые для немедленного вхождения в должность, сосредотачивая внимание на личностном потенциале и качестве образования.

Объясняется это  тем, что японский рабочий или  служащий принимается в организацию, как правило, на очень длинный  срок. Даже выпускники лучших вузов  в Японии первоначально зачисляются  на рядовые должности. Специальное  обучение в части приобретения конкретных производственных навыков и опыта происходит на самой фирме. Отбор в высшие и среднее звено управления также проводится преимущественно из работников самой фирме и с учетом принципа старшинства. Вся система работы с кадрами в крупных фирмах приспособлена к пожизненному найму.

При всей перспективности  японской модели очевидно, что за редким исключением она не может быть рекомендована и реализована  в нынешней ситуации экономического кризиса и неопределенности условий  хозяйственной деятельности отечественных организаций. 

В практике работы с кадрами руководителей выделяют четыре принципиальные схемы замещения  должностей: замещение опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне  организации, замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую должность собственных сотрудников, имеющее целью заполнение образовавшейся вакансии, а также сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки резерва руководителей.

При отборе на должности  руководителей исходят из необходимости  поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям. Организации сегодня предпринимают серьезные усилия по развитию собственных сотрудников, повышению их квалификации и практической подготовке к воспитанию у них большой ответственности. Однако при этом в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с резервом) считается необходимым замещением должностей руководителей и специалистов проводить на конкурсной основе, т. е. рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.

При отборе на должность  из числа работников организации  важно иметь в виду, что оценка их деятельности не дает полной информации о возможностях работника при  продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уровня на другой или с работы функционального характера на должность линейного руководителя и наоборот. Переход от работы с однородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями – все эти перемещения предполагают значительные изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов. 

В американской практике признано, что правильные кадровые решения не могут быть найдены  до тех пор, пока требования к должности  не определены настолько хорошо, что  отдельные кандидаты могут быть соизмерены относительно установленных нормативов.

При определении  требований к кандидатам на должность  руководителей в американских фирмах базируются на правилах, которые можно  сформулировать следующим образом.

  1. Всякий выбор должностного лица есть неизбежный компромисс – даже лучшие работники имеют недостатки, ключом к отбору должно служить ясное представление о том, какие качества являются действительно необходимыми для данной должности, а какими при необходимости можно пренебречь.
  2. Разные комбинации качеств могут быть равноценными для исполнения должности.
  3. Руководители и специалисты должны обратить внимание на часто допускаемую ошибку и при установлении требований к должности проводить четкое различие между качествами, которые нужно обязательно иметь перед поступлением на работу, и теми, которые можно приобрести уже после поступления. Не следует вводить без необходимости дополнительных требований к квалификации. В отношении должности, на которую мало претендентов, это особенно не желательно. В таких случаях требования к должности надо ограничить качествами, при отсутствии которых кандидат не сможет выполнять работу.
  4. Повышение требований к качествам сегодня может сказаться на недооценке общего потенциала работника и квалификации, на которую будет предъявлен спрос в будущем.
  5. Четкое определение требований к должности должно исключить неизбежный субъективизм оценок.
  6. Чем большее число, в разумных пределах, кандидатов рассматривается на каждую должность, тем больше вероятность того, что отбор даст позитивные результаты; чем меньше кандидатов, тем вероятнее придется пойти на компромисс по ряду важных качеств.
  7. При определении квалификационных требований для должности, входящей в состав высшего руководства или другой команды руководителей, можно попытаться компенсировать отдельные слабые стороны этой команды, обусловленные профессиональными и личностными характеристиками ее членов, сформулировав соответствующие дополнительные требования к кандидату. Исследования показывают, что климат организации, характерны других членов руководства также обусловливают специфические черты, необходимые кандидатам на должность.
 

Отбор кандидатов на вакантную должность осуществляется из числа претендентов на вакантную  должность руководителя или специалиста  управления с помощью оценки деловых  и личностных качеств кандидатов.

При этом используется специальные методики, которые учитывают  систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие  группы качеств:

  1. общество-гражданская зрелость;
  2. отношение к труду;
  3. уровень знаний и опыт работы;
  4. организаторские способности;
  5. умение работать с людьми;
  6. умение работать с документами и информацией;
  7. умение своевременно принимать и реализовывать решения;
  8. способность увидеть и поддержать передовое;
  9. морально-этические черты характера.

Первая группа включает следующие качества: способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активное участие в общественной деятельности; обладание высоким уровнем политической грамотности.

Вторая группа объединяет следующие качества: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень эстетики работы.

Третья группа включает такие качества: наличие  квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание передовых методов руководства; стаж работы в данной организации (в том числе в руководящей должности).

В четвертую  группу входят следующие качества: умение организовать систему управления, свой труд; владение передовыми методами руководства; умения проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей и своего труда; способность к оценке возможностей и труда других.

Пятая группа включает такие качества, как умение работать с подчиненными; умение работать с руководителями разных организаций; умение создавать сплоченный коллектив; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.

В шестую группу входят качества: умение коротко и  ясно формировать цели; умение составлять деловые письма, приказы, распоряжении, четко формулировать поручения, выдавать задания; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы.

Седьмая группа представлена следующими качествами: умение своевременно принимать решения; способность обеспечивать контроль за исполнением решений; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой, уверенность в себе.

Восьмая группа объединяет качества: умение увидеть  новое; распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов, распознавать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.

В девятую группу входят такие качества, как честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость; общительность, обаятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внешнего вида, хорошее здоровье

В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые  важнее всего для конкурентной должности и организации, и добавляются к ним специальные качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

После этого  экспертами проводится работа по определению  наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и оценки степени обладания ими каждым кандидатом (по каждому качеству). Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.

При отборе кандидатов на вакантную должность менеджера  используют специальные методы. 

Таблица 4

Методы оценки и отбора персонала 

 

п/п

 
Наименование  оцениваемых качеств
Анализ анкетных данных Психологическое тестирование Оценочные деловые  игры Квалификационное тестирование  

Квалификационное  тестирование

Проверка отзывов Собеседование  
1 Интеллект   ++ ++     +          
2 Эрудиция (общая, экономическая и правовая) +     ++   +
3 Профессиональные  знания и навыки +   + ++ + +
4 Организаторские способности и навыки +   ++ + + +
5 Коммуникативные способности и навыки   + ++     ++
6 Личностные  способности (психологический портрет)   ++ +   + ++
7 Здоровье и  работоспособность +   +   + +
8 Внешний вид  и манеры     +     ++
9 Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации)           ++

Информация о работе Подбор персонала